Основные методы и приемы индивидуального воспитания и перевоспитания военнослужащих




В военной психологии и педагогике взаимоотношения определяются как различные виды и формы взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности.

Воинская деятельность имеет и ряд особенностей, что накладывает отпечаток и на межличностные отношения ее участников. Здесь проявляются общественные отношения: уставные (официальные, деловые) и межличностные – неформальные. Особенность – наличие и наиболее рельефное проявление отношений вертикальных (субординации), горизонтальных (координации) и сотрудничества.

«Координация» неотъемлема от «субординации». Установление уставного порядка и принципиальных, но в то же время товарищеских отношений сотрудничества между всеми членами воинских подразделений, с одной стороны, создает благоприятные условия для повышения показателей боевой готовности, а с другой – позитивно влияет на степень удовлетворенности военнослужащих характером взаимоотношений и результатами совместной деятельности.

Для налаживания культуры взаимоотношений в воинской среде необходимо повышение общекультурного уровня личности и накопление опыта культурного взаимодействия. В зависимости от степени регламентации межличностных отношений в воинских подразделениях требованиями уставов, законов, морали можно говорить о разных уровнях развития культуры.

Культура взаимоотношений военнослужащих– это степень усвоения, принятия и практической реализации во взаимоотношениях военнослужащих норм и правил, диктуемых моралью и правом, требований командиров и начальников, интерполированных в условия воинской деятельности.

Основные морально-правовые положения условий воинской деятельности отражены в требованиях военной присяги, воинских законов и уставов, приказах и распоряжениях командиров и начальников и т. д.

Уставами, наставлениями и инструкциями нельзя полностью регламентировать и предусмотреть все многообразие взаимоотношений среди членов воинских коллективов. Поэтому командирам и начальникам приходится конкретизировать их, устанавливать для подчиненных определенные обязанности, соблюдая при этом букву закона.

Взаимоотношения военнослужащих осуществляются в различных условиях воинской деятельности. Можно выделить ее основные стороны, в которых проявляются взаимоотношения военнослужащих: служба в наряде, деловые и неофициальные отношения, решение бытовых проблем, занятия по боевой подготовке и воспитательные мероприятия. Каждый вид регламентируется различными сводами норм и правил, основой которых служат требования воинской культуры.

Развитие культуры взаимоотношений военнослужащих – сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Чем полнее поддерживаются в воинском подразделении уставной порядок, уважительные взаимоотношения между военнослужащими, тем благоприятнее условия для развития культуры межличностных отношений. Военная культура, культура быта, общения и поведения не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии.

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности военнослужащих, командир (начальник) приступает непосредственно к осуществлению индивидуально-воспитательной работы. Это связано с реализацией определенных методов воспитания – совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов индивидуально-воспитательной работы зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов индивидуально-воспитательной работы и применять их комплексно.

К системе основных методов индивидуально-воспитательной работы относятся убеждение, упражнение, поощрение, пример, соревнование, критика, принуждение и др.

Метод убеждения – основной в воспитании военнослужащих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформировать из них защитников государства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осознанного принятия военнослужащим социальных и военно-профессиональных требований, превращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в индивидуально-воспитательной работе занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются: соблюдение уставного внутреннего порядка в подразделении, точное выполнение распорядка дня; добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей; высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них.

Суть метода поощрения в индивидуально-воспитательной работе заключается в использовании воспитателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуждения их к формированию и развитию у себя позитивных личностных качеств и привычек поведения. Ведущие средства реализации – виды морального и материального поощрения, предусмотренные Дисциплинарным уставом ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве образцов для подражания.

Для достижения эффективности метода поощрения воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

обеспечивать обоснованность и справедливость поощрения (незаслуженные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому они применяются, так и на морально-психологический климат воинского коллектива, в котором служит поощряемый);

поощрение должно применяться за высокие результаты, достигнутые военнослужащим в основных видах воинской деятельности: учебе, службе, общественной работе, спорте;

поощрения необходимо применять оперативно;

наращивать меры поощрений по мере роста успехов подчиненных;

соблюдать гласность, открытость, торжественность ритуала поощрения.

Исключительно важен в индивидуально-воспитательной работе метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирование у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример, прежде всего непосредственного командира (начальника).

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов индивидуально-воспитательной работы и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования командир имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Основные средства метода принуждения: категорическое требование, напоминание об обязанностях военной службы, предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной ответственности, обсуждение проступка на собрании военнослужащих, привлечение к дисциплинарной ответственности. Использовать эти средства необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учетом прежнего поведения воина, продолжительности его службы в подразделении и других особенностей.

Методика индивидуально-воспитательной работы с личным составом имеет свойственные ей педагогические приемы, которые позволяют результативно решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Основные приемы,с помощью которых реализуется методика индивидуально-воспитательной работы, таковы:

проявление сочувствия, внимания, доброты – прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия командира с военнослужащим, требующим воспитательного воздействия;

просьба выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения воспитателя с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание;

одобрение, похвала – этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания;

прием проявления доверия в воспитании имеет вид поручения, т. е. наделения полномочием военнослужащего, который по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним практической задачи;

авансирование личности – предполагает некоторое завышение оценки достоинств подчиненного (дается завышенная педагогическая оценка личности воина не за содеянное, а в счет его будущих заслуг);

прощение – педагогический прием, когда в воспитательных целях командир не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок;

огорчение – свое отношение к обнаруженному недостатку подчиненного командир выражает мимикой, интонацией, жестом, словами, тем самым снижая самооценку военнослужащего;

психологическая поддержка – создание воспитателем таких условий в коллективе, при которых воспитанник чувствует себя комфортно, адекватно оценкам его поведения, результатов деятельности, самооценки.

В том случае, если в сознании и поведении некоторых военнослужащих достаточно прочно закрепились отдельные негативные качества, воспитателю приходится прибегать к их перевоспитанию.В основе данного процесса также лежит индивидуальный подход к человеку с опорой на его психологические особенности. Цель перевоспитанияконкретизируется как специфическая педагогическая деятельность воспитателей по выявлению и искоренению негативных проявлений и на этой основе формированию положительных качеств личности, когда становятся достижимыми общие цели воспитания военнослужащих.

Специфические задачи перевоспитания состоят в том, что необходимо установить причины отклонений в нравственном развитии личности;

использовать воспитательные возможности армейской службы для исправления допущенных ошибок в доармейском воспитании; определить систему способов и путей перестройки отрицательных стереотипов поведения; интенсифицировать положительное развитие личности; активизировать военнослужащих на самоисправление негативных личностных качеств; руководить этим процессом.

Перевоспитание основывается на грамотном практическом применении командиром-воспитателем основных методов. Под ними понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. В основу классификации методов и приемов перевоспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирующая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправлению.

В педагогическом процессе перевоспитания главный метод переубеждение. Это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств.

Метод переубеждения реализуется на практике с помощью таких приемов педагогического воздействия, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация и др.

В перевоспитании трудных военнослужащих переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением. В процессе воспитания переучивание осуществляется с помощью приемов отучения и приучения. Отучение предполагает запрет, контроль и проверку выполнения педагогических требований и рекомендаций. Приучение предполагает формирование и развитие положительных качеств и привычек.

Переучивание в педагогической практике опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом «реконструкции характера». Последний способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного воина. Как показывают исследования, этот метод более длителен по времени, чем переубеждение или переучивание, и осуществляется частично на основе метода «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается во внезапном раскрытии военнослужащему степени педагогической трудности его как личности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в форме, побуждающей его сделать целесообразный выбор.

В реализации процесса перевоспитания используется также перевод «трудного» военнослужащего в другой коллектив. Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и воздействие с помощью коллектива.

Такова общая характеристика системы методов индивидуально-воспитательной работы. Еще раз подчеркнем, что все они тесно связаны друг с другом и предполагают комплексное применение.

Таким образом, воспитание культуры взаимоотношений военнослужащих требует от командного состава воинских частей и подразделений знания основ воспитания военнослужащих. Педагогические задачи и направления воспитания культуры межличностных отношений в воинских подразделениях определяют основные подходы к решению этой сложной проблемы. Решение ее возможно только при комплексном использовании административных и общественных ресурсов и слаженной работе всех субъектов воспитания.

 

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СУБКУЛЬТУР К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: