Приемы работы по активизации критического мышления и развития речи на уроках в начальной школе




Примеры фрагментов уроков

 

Прием «Верные и неверные утверждения»

Урок «Окружающий мир» 2 класс

Тема: «Вода и ее свойства»

Начнём с игры «Верите ли вы…»

- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Сегодня на уроке вы будете обращаться к этим вопросам и видеть, насколько были правы.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Прием “Дерево предсказаний”

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

 

 

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Например, тема урока: «Здоровый образ жизни»

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

 

Приём «Инсерт»

Урок «Русский язык» 3 класс

Тема: «Значимые части слова»

 

Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.

Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

3. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Беседа с классом по вопросам.

- Что вам было уже знакомо?

- Что вызвало сомнения?

- Какую новую информацию вы получили?

 

Приём «Шесть шляп»

Урок «Окружающий мир» 3 класс

Тема: «Разнообразие растений»

 

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа - проблема.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем

не было бы кислорода. Используйте материал учебника.

4 группа. Красная шляпа - эмоции.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа - философия.

- Обобщите высказывания других групп.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: