Практический показ методики проведения и анализа
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.
Материальное обеспечение: методическая разработка, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, указка, учебная литература, видеонарезка по теме.
Литература и пособия:
1. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.
2. Настольная книга войскового психолога.
3. Справочник офицера-воспитателя.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Учебный вопрос № 1. - Методика проведения социально-диагностического обследования. Организация и проведение социометрического исследования.
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебный вопрос № 1. - Методика проведения социально-диагностического обследования. Организация и проведение социометрического исследования.
|
Термин «диагностика» (от греч. diagnosis — распознавание) используется для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.
Социальная диагностика — составной компонент всякой технологии социальной работы. Это система научно обоснованных мероприятий, нацеленных на выявление, изучение и оценку природы, характера, сущности социальных проблем отдельных людей и социальных групп, качественно-количественное состояние ресурсов их жизнеобеспечения, последовательности и направлений потенциального развития социальных процессов.
Социальная диагностика — 1) это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем; 2) процесс такого анализа с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения: 3) отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания.
Основными объектами диагностики являются:
1) номинальные группы(так называемые категории людей):
— военнослужащие;
— гражданский персонал;
— члены семей военнослужащих;
— категории лиц, имеющие специфические проблемы («афганцы», «чернобыльцы», наркоманы, алкоголики, семьи с низким доходом и др.);
2) реальные группы:
— воинские,
— семьи;
— общественные организации;
3) конкретные люди.
Требования, предъявляемые к методам социальной диагностики
При изучении номинальных социальных групп диагностические процедуры нацеливаются на выявление:
— реального социального положения,их специфических социальных проблем;
— динамики социальных процессов иих общей направленности;
— отношения различных категорий клиентов к конкретным социальным явлениям и процессам;
— возможных путей и условий изменения неблагоприятной социальной ситуации.
Реализация требований, предъявляемых к методам социальной диагностики, предполагает изучение на практике следующего:
а) по отношению к группе:
— системы эмоциональных предпочтений и статусно-ролевых связей клиента;
— морально-психологического климата изучаемой группы;
— внутригрупповой совместимости и сплоченности коллектива;
— стиля руководства коллективом;
б) по отношению к личности:
— адаптационных возможностей;
— индивидуально-личностных особенностей человека, лежащих в основе его социальной дезадаптации;
— переломных моментов, обусловленных изменением образа жизни, статусных позиций и кризисными событиями;
— признаков десоциализации (алкоголизм, наркомания, вступление в криминальную среду);
— стрессовых состояний, психических расстройств и отклонений в психике.
Результатом диагностики должно стать понимание того, где лежат корни социальной проблемы (в проблемном коллективе или проблемной личности).
Знание личности военнослужащего, ее особенностей – важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это подтверждено всей историей российской армии.
В своей практической работе офицеры исходят из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность.
В Уставе внутренней службы записано, что командиры всех степеней – от полка до взвода (кораблей 1, 3, 4 ранга, группы, башни) «… в мирное и военное время отвечают за … воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава». Они также обязаны «… знать деловые и морально-психологические качества подчиненных».
Согласно Уставу заместители командиров по работе с личным составом отвечают за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава и обязаны знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских коллективах, проводить индивидуальную работу с военнослужащими и докладывать командирам о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава.
Уставные обязанности и практика работы обязывают также всех офицеров лично проводить мероприятия воспитательной работы в целях изучения настроений военнослужащих.
Изучение и оценка морально-психологического состояния включают в себя два этапа:
а) сбор и обобщение данных о морально-психологическом состоянии;
б) анализ имеющихся данных, подготовка выводов, итоговая оценка состояния психики и сознания, прогнозирование их возможного изменения.
Войсковая практика подсказывает, что для сбора необходимой информации могут использоваться беседы с младшими командирами, опросы сержантов и солдат, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы, тестирование.
С этой целью анализируются независимые характеристики, документальные источники, изучаются формальная и неформальная структура воинских коллективов.
При проверках и инспектировании войск (сил) морально-психологическое состояние личного состава обычно оценивается как удовлетворительное или неудовлетворительное.
Удовлетворительное -если военнослужащие части (корабля), подразделения знают и поддерживают государственную политику в области обороны Российской Федерации; морально и психологически подготовлены к выполнению задач боевой готовности, боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки; не менее 70 процентов проверенных военнослужащих усвоили учебные планыпо общественно-государственной подготовке; состояние воинской дисциплины оценивается удовлетворительно; выполняются требования законодательства, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения прав и реализации установленных льгот, защиты чести и достоинства военнослужащих и членов их семей.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполняются требования на оценку «удовлетворительно».
В ряде случаев (например, при сравнении состояний личного состава своих войск и военнослужащих конкретного подразделения или части противника) может потребоваться развернутая характеристика морально-психологического состояния.
Формы и методы изучения индивидуально-психологическихособенностей военнослужащих
Способы получения информации
- наблюдение;
- результаты социально - психологических опросов;
- анализ документов;
- индивидуальная беседа;
- доклад командиров отделений;
- встречи с родителями;
- письма родных, близких и друзей;
- общественные организации;
- медицинские работники;
- материалы судов.
Кроме методов и технологий, используются следующие методики:
— методики определения социально-психологической совместимости;
— методики определения стиля руководства коллективом;
— методики оценки морально-психологического климата в группе:
— методика ММРI, анкета «Прогноз», НПН, «Адаптивность», акцентуации характера, тест Спилберга.
Практический показ методики проведения и анализа
Поиск по сайту: