Содержание педагогической диагностики и прогнозирования, их объекта и предмета, целей и задач позволяет определить условные этапы организации и методики диагностической и прогностической работы офицеров и сержантов с военнослужащими, имеющими отклонения в поведении в частях (подразделениях).
Таблица 1
Этапы педагогической диагностики и прогнозирования отклоняющегося
поведения военнослужащих по призыву
Название этапов | Методы получения информации | Организация диагностики и прогнозирования |
Предварительный этап – организационно-методическая подготовка офицеров | Наблюдение; изучение результатов деятельности; анкетирование; опрос; интервью; беседа; лекция; самооценка и др. | 1. Подбор и инструктирование различных категорий офицеров. 2. Овладение теорией и практикой организации и проведения педагогической диагностики и прогнозирования. 3. Изучение практического запроса и формулирование рабочей гипотезы. |
Основной этап – психолого-педагогическое изучение личности воинов и превентивная работа офицеров с ними | Экспертная оценка; изучение документов; беседа, опрос; составление характеристик; социометрия; анкетирование; метод «баллотирования»; хронометраж; сочинение; наблюдение; интервью; создание ситуаций; изучение биографии; самооценка; психолого-медицинское обследование и др. | 1. Проведение оценочной диагностики поведения воина как человека и личности. 2. Осуществление прогнозирования отклоняющегося поведения военнослужащих. 3. Прогностическая диагностика превентивной работы офицеров. |
Заключительный этап –составление заключения и прогноза | Анализ характеристик; составление самохарактеристик; сравнительный анализ; обобщение независимых характеристик; самооценка; экспертная оценка; анализ результатов деятельности и др. | 1. Составление заключения Формулировка перспективного прогноза. 2. Разработка системы превентивной деятельности офицеров и её корректировка. |
|
Рассмотрим структуру организации и методики педагогической диагностики и прогнозирования офицерами отклоняющегося поведения у военнослужащих.
На предварительном этапе осуществляется организационно-методическая подготовка различных категорий офицеров к диагностической и прогностической деятельности по изучению отклоняющегося поведения у военнослужащих. Структура исследования на данном этапе следующая.
Общая характеристика
Цель: психолого-педагогическая подготовка офицеров к диагностической и прогностической работе с военнослужащими.
Объект: содержание, организация и методика педагогической диагностики и прогнозирования.
Основные пользователи: командиры батальонов (дивизионов), рот (батарей), взводов и их заместители.
Методы диагностической работы: наблюдение, изучение результатов деятельности, анализ специальной литературы, анкетирование, опрос, беседа, интервью, лекция, семинар, дискуссия, самооценка и др.
Критерии диагностики: достоверность психолого-педагогического заключения, прогноза; целеустремлённость, широта, разносторонность и глубина диагностической и прогностической деятельности; общий педагогический потенциал, специфический теоретический потенциал, общий прикладной потенциал и специфический прикладной потенциал офицеров.
|
Экспертная группа: командиры частей и их заместители, военные психологи и др.
Ход исследования:
1.Подбор и инструктирование различных категорий офицеров в частях (подразделениях):
- проведение групповых и индивидуальных бесед с командованием частей (подразделений) в целях качественного подбора воспитателей для экспериментальной работы;
- изучение практического запроса;
- формулировка проблемы;
- выдвижение рабочей гипотезы;
- выбор методов диагностики и прогностики.
2.Выявление мотивов и потребностей в диагностической и прогностической деятельности:
- осознание необходимости и важности данного вида превентивной деятельности;
- определение своего места и собственных возможностей в диагностике и прогностике отклоняющегося поведения у трудных воинов;
- проявление гуманной позиции в общении с воспитанниками;
- наличие чёткой социально-педагогической позиции по данной проблеме;
- представление о противоречиях и трудностях проведения педагогической диагностики и прогнозирования в частях и подразделениях.
3.Выделение основных знаний, навыков и умений диагностической и прогностической деятельности:
- овладение содержательными знаниями;
- формирование организационных и методических навыков и умений.
4. Определение уровня психологической и педагогической готовности офицеров к диагностической и прогностической деятельности:
- понимание особенностей данного вида превентивной деятельности;
- овладение теорией и практикой выявления нарушений поведения у военнослужащих;
|
- использование педагогических возможностей воинских коллективов в процессе изучения отклоняющего поведения военнослужащих.
5.Комплексная подготовка офицеров к практической диагностической и прогностической деятельности:
- осуществляется в соответствии с выявленным уровнем психологической и педагогической готовности к организации и проведению педагогической профилактики и прогнозирования в частях (подразделениях);
- включает в себя систему специальных мер с учетом уровня подготовленности офицеров: достаточного, удовлетворительного и низкого.
Результаты исследования сопоставляются путём сравнения начального и конечного срезов диагностической и прогностической подготовленности офицеров, участвовавших в диагностической работе.
В ходе основного этапа педагогической диагностики и прогнозирования осуществляется психолого-педагогическое изучение личности военнослужащих и превентивной деятельности офицеров в частях (подразделениях). Структура исследования на данном этапе представлена следующая.
Общая характеристика:
Цель: разработка надёжных в теории и доступных для практики способов изучения военнослужащих с отклонениями в поведении, прогнозирование их поведения и оценки результативности превентивной деятельности офицеров.
Объект: типы военнослужащих с различными отклонениями в поведении и превентивная работа офицеров с ними.
Основные пользователи: командиры частей и подразделений, их заместители, офицеры штаба и служб частей, прапорщики и сержанты.
Методы диагностической работы: беседа, опрос, анкетирование, экспертная оценка, изучение документов, социометрия, хронометрия, наблюдение, составление характеристик, сочинение интервью, создание ситуаций, изучение биографий, самооценка, психолого-педагогическое и медицинское обследование, метод «баллотирования» и др.
Критерии диагностики: позитивные изменения в направленности поведения и дисциплинированности, результатах учёбы, отношениях к основным видам воинской деятельности, соотношении положительных и отрицательных качеств, отношениях к превентивным воздействиям и самоисправлению, состояние психического и физического здоровья.
Экспертная группа: командиры соединений и частей, их заместители, офицеры структур воспитательной работы и др.
Ход исследования:
1.Проведение оценочной диагностики отклоняющегося поведения военнослужащих по призыву:
- накопление первичной информации и составление самого общего представления и о военнослужащих с нарушениями поведения;
- изучение сущности, характера и наличие у изучаемых негативных качеств личности с последующей их классификацией;
- выявление негативных симптомов отклоняющегося поведения до службы в армии и во время её;
- изучение положительных качеств у военнослужащих, динамики их формирования и развития, поиск условий их проявлений;
- определение основных факторов негативного поведения личности до службы в армии и во время её;
- выявление основных причин различных отклонений в поведении призывной молодёжи и условий их проявления у военнослужащих;
- уточнение характера проявления различных отклонений в поведении воинов во время службы в армии.
- проведение психолого-педагогического и медицинского обследования военнослужащих;
- составление предварительного заключения, в котором указываются первые признаки характерологических особенностей военнослужащих с негативными качествами личности, определяются основные социально-педагогические и психологические причины отклонений в поведении, даются первоначальные рекомендации по профилактике и перевоспитанию социально и педагогически запущенных военнослужащих.
2.Осуществление прогнозирования отклоняющегося поведения у военнослужащих:
- углублённое изучение поведения военнослужащих и систематические наблюдения за ними;
- совершенствование имеющихся знаний и сведений о военнослужащих и характере отклонений в их поведении;
- обоснованные предложения о возможных отрицательных последствиях отклонений как следствия игнорирования и неприятия профилактических и перевоспитательных мер после составления комплексного психолого-педагогического заключения;
- составление контура положительного поведения на основе сохранных личностных качеств военнослужащих с отклонениями в поведении применительно к специфике их службы и деятельности в частях (подразделениях);
- формулирование предварительного прогноза, в котором предусматривались возможные варианты развития и проявления различных отклонений в поведении военнослужащих, текущее планирование процесса профилактики и перевоспитания, комплекс тактических превентивных воздействий.
Принципиальным также является понимание того, что прогностическая диагностика включает предвидение и изучение возможных результатов превентивной деятельности офицеров, в частности:
- в ходе осуществления социального заказа и практического запроса;
- при постановке целей и задач профилактики и перевоспитания;
- в процессе обучения и воспитания путём постановки и решения задач превентивного характера;
- при реализации принципа индивидуального и дифференцированного подхода;
- при использовании профилактических и перевоспитательных возможностей воинских коллективов подразделений и частей;
- в процессе руководства различными видами воинской деятельности;
- в ходе превентивных воздействий и взаимодействий;
- при рациональном использовании специального времени, отводимого на воспитание, профилактические и перевоспитательные мероприятия;
- во взаимоотношениях объектов и субъектов превентивной деятельности.
Результаты исследования сопоставляются путём сравнения начального и промежуточного срезов превентивной деятельности офицеров по итогам диагностики и прогноза отклоняющегося поведения у военнослужащих в частях (подразделениях).
На заключительном этапе диагностической и прогностической деятельности офицеров формулируется перспективный прогноз, разрабатывается и корректируется программа превентивной деятельности офицеров в экспериментальных частях (подразделениях). Структура исследования на данном этапе следующая.
Общая характеристика
Цель: в соответствии с комплексным психолого-педагогическим заключением и перспективным прогнозом разработать и осуществить комплексную модель превентивной работы офицеров с военнослужащими, имеющими отклонения в поведении.
Объект: военнослужащие с различными отклонениями в поведении.
Основные пользователи: командиры батальонов (рот), взводов, их заместители, прапорщики и сержанты.
Методы диагностической работы: анализ характеристик, составление самохарактеристик, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертная оценка и др.
Критерии диагностики: позитивные изменения в направленности поведения и дисциплинированности, результатах в учёбе, отношениях к основным видам воинской деятельности, соотношении положительных и отрицательных качеств, отношениях к превентивным воздействиям и самоисправлению, состоянии психического и физического здоровья, характере отклонений в поведении.
Экспертная группа: командование частей (подразделений), офицеры структур по воспитательной работе и др.
Ход исследования:
1.Составление комплексного психолого-педагогического заключения включает:
- уточнение причин, условий, обстоятельств проявления негативного поведения военнослужащих в конкретных частях (подразделениях);
- обоснование основных отклонений в поведении и путей их исправления;
- оценка результатов профилактики и перевоспитания (социальная и педагогическая запущенность, степень преодоления проблем поведения (полностью, частично, не преодолены).
2.Формулирование перспективного прогноза включает:
- обоснование всего спектра возможных или желательных вариантов позитивного и негативного поведения военнослужащих в течение всей армейской службы и после неё;
- сравнение результатов превентивной работы офицеров в частях (подразделениях);
- перспективное планирование превентивной деятельности офицеров и сержантов;
- определение комплекса стратегических профилактических и перевоспитательных воздействий на трудных воинов и взаимодействий с ними.
3.Разработка системы и модели превентивной деятельности офицеров и сержантов и её корректировка включают:
- подготовку офицеров к превентивной работе с особыми категориями военнослужащих в экспериментальных частях и подразделениях;
- совершенствование индивидуальной воспитательной работы с перевоспитуемыми военнослужащими;
- усиление превентивных возможностей воинских коллективов в педагогической профилактике и перевоспитании военнослужащих с отклоняющимся поведением;
- активизацию процесса самоперевоспитания военнослужащих и руководство им;
- реализацию на практике модели превентивной деятельности офицеров и её корректировку по мере необходимости.
Результаты исследования сопоставляются путём сравнения промежуточного и итогового результатов превентивной деятельности на основе окончательного психолого-педагогического заключения и перспективного прогноза отклоняющегося поведения у военнослужащих в частях и подразделениях.
Разграничение этапов педагогической диагностики и прогнозирования отклоняющегося поведения у военнослужащих в известной степени условно. Оно необходимо для придания этой работе плановости, последовательности, комплексности и управляемости. Всё это позволяет с помощью непрерывной диагностической и прогностической деятельности офицеров осуществить углубленное изучение личностных особенностей военнослужащих, выявить и спрогнозировать у них отклонения в поведении, организовать и провести превентивную работу по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в частях (подразделениях).
Таким образом, педагогическая диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения военнослужащих являются важной составной частью воспитательной деятельности офицеров и представляют собой сложный синтез знаний, навыков и умений по изучению, анализу и использованию полученной информации для управления процессом профилактики и перевоспитания в частях (подразделениях).
Разграничение этапов педагогической диагностики и прогнозирования отклоняющегося поведения у трудных воинов в известной степени условно. Оно необходимо для придания этой работе плановости, последовательности, комплексности и управляемости. Всё это позволяет с помощью непрерывной диагностической и прогностической деятельности офицеров осуществить углубленное изучение личностных особенностей военнослужащих, выявить и спрогнозировать у них отклонения в поведении, организовать и провести превентивную работу по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в частях (подразделениях).
Таким образом, педагогическая диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения у военнослужащих являются важной составной частью воспитательной деятельности офицеров и представляют собой сложный синтез знаний, навыков и умений офицеров по изучению, анализу и использованию полученной информатики для управления процессом профилактики и перевоспитания в частях (подразделениях).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Студенты должны практически овладеть методикой организации и проведения социометрических исследования и анкетирований по тестам «ПРОГНОЗ-2» (нервно-психическая неустойчивость) и «АДАПТИВНОСТЬ», «Опросник агрессивности Басса – Дарки!», шкала стресса по Котеневу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Напомнить обучаемым тему, цели учебного занятия, отметить степень их достижения.
2. Ответить на вопросы обучаемых.
3. Провести краткий разбор практического занятия.
4. Дать задание на самоподготовку.