Изучение коммуникативной компетентности.
Выполнил: студент 1 курса ИПиП
группы 411-ПСо
Ефимов Алексей Витальевич
Проверила: Ушакова Наталья Евгеньевна
г. Сыктывкар, 2018
Теоретический экскурс
Как постоянные, так и эпизодические контакты требуют особых умений, которые именуются коммуникативными. Нужно уметь, например, обратиться к незнакомому человеку с какой – либо просьбой, правильно отреагировать на просьбу другого человека, извиниться за невольно подчиненное неудобство, с подобающей скромностью ответить на чей – либо комплимент. Обладание такого рода умениями делает общение лёгким и приятным для обоих партнёров. С другой стороны, недостаточная сформированность коммуникативных умений нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, к проявлениям агрессивности, ничем не оправданной враждебности или, наоборот, к пассивности, бездеятельности, равнодушию в отношении потребностей и просьб других людей.
Коммуникативные умения вырабатываются различными способами: благодаря наставлениям и личному примеру взрослых, из чтения литературы, в результате социального обучения правилам культурного поведения и даже путём особых тренировочных упражнений (социально – психологический тренинг). Каждый, вероятно, хотел бы тем или иным способом повысить уровень своих коммуникативной культуры. Но для этого нужно прежде всего знать, каков этот уровень сегодня. По сравнению, скажем, с определённым эталоном, так сказать, идеальным уровнем. Далее можно сравнивать себя со своими сверстниками.
Помочь каждому желающему решить эту задачу в индивидуальном порядке, в форме самопроверки, и призван тест коммуникативных умений.
|
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: коммуникативные свойства личности.
Цель работы: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Задачи:
1) выявить особенности коммуникативной компетентности испытуемого;
2) проанализировать полученные результаты.
Методика исследования: методика Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха).
Протокол исследования
См. Приложение 1
Самоотчёт
В ходе выполнения задания было практически легко отвечать на вопросы, поскольку ситуации знакомы и встречаются довольно часто в повседневной жизни. Трудность заключалась лишь в том, что для ответа подходило 2-3 варианта, а необходимо было выбрать только один единственный, который был наиболее близок, который чаще используется в жизни.
Обработка результатов
По окончании тестирования были получены следующие результаты.
Зависимое поведение в коммуникациях равно 14, что составляет средний уровень коммуникативной компетентности.
Компетентное поведение в коммуникациях равно 13, что также составляет средний уровень коммуникативной компетентности.
Агрессивное поведение равно нулю.
Также в каждой из пяти коммуникативных ситуаций выявлен определённый тип поведения:
1. Ситуации, в которых требуется реакция на положительную реакцию партнёра (компетентный тип).
2. Ситуации реагирования на отрицательные высказывания (зависимый тип).
3. Ситуации беседы (компетентный тип).
4. Ситуации, в которых обращаются с просьбой (зависимый тип).
|
5. Ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (компетентный тип).
Интерпретация результатов
Согласно обработанным результатам тестирования, испытуемый, взаимодействуя с окружающими людьми, не проявляет агрессии в общении. Индивид не использует в своей речи резких и отталкивающих фраз. Причём не ставит свою личность выше интересов общества.
Однако зависимое поведение располагается на одном уровне с компетентным поведением. Значит, испытуемый зачастую использует коммуникативные умения и навыки в зависимости от ситуаций, но при этом зависимое поведением преобладает над компетентным. Это говорит о том, что в таких ситуациях как реагирование на отрицательные высказывания, индивид будет соглашаться с окружающими, чтобы не создавать конфликтную среду (основная причина), и будет стремиться занизить себя перед обществом. Ещё одна причина такого поведения – ощущение неловкости, когда обращаются с какой – либо просьбой.
Помимо зависимого поведения индивид хорошо владеет навыками компетентной коммуникации. Он в полной мере пользуется нормами культуры речи и отвечает взаимностью на положительную реакцию партнёра. В процессе общения чувствует партнёра и стремится поддерживать беседу с ним: в определённый момент может плавно перейти на другую тему, сменить тональность и тембр голоса, может сменить стиль речи, если это необходимо.
Вывод
В ходе выполнения работы был выявлен уровень коммуникативной компетентности испытуемого и определен уровень качества сформированности его основных коммуникативных умений.
Результаты показали, что испытуемый хорошо владеет нормами эффективных коммуникаций, но он использует свои коммуникативные навыки и умения в зависимости от ситуаций, нередко занижает себя перед окружающими людьми, чтобы не образовать конфликтную ситуацию – своеобразный метод защиты от напряжения. Однако такое положение в скором времени может полностью подавить личность испытуемого, если индивид не поменяет своих взглядов и принципов. Нужно смотреть на окружающий мир реально, оценивая свои возможности и способности других людей. Тогда коммуникации станут более продуктивными.