Взгляды В.И. Ленина на работу государственного аппарата в контексте современных методов управления российской бюрократией.




В данной работе будут приведены и проанализированы идеи основателя первого в мире советского государства В.И. Ленина относительно бюрократизма и чиновничества в контексте актуальных проблем современного российского государственного аппарата.

 

Введение

 

Владимир Ильич Ленин крупнейший из когда-либо существовавших политических мыслителей соединивший теорию и практику строительства принципиально нового государства. На страницах 55 томов Полного собрания сочинений Ленина можно обнаружить массу интересных размышлений о самых разных сферах жизни старых государств и обществ, и рождающихся новых. Естественно, он не мог не затронуть такие больные темы как бюрократизм, начальствование и чиновничество.

Суждения Ленина по поводу бюрократии крайне полезны, особенно в контексте проблем современного российского государственного аппарата. Стоит отметить, что Ленин разрабатывал свои идеи с расчетом на реализацию их в коммунистическом государстве. Однако, это не означает, что все они неприменимы для капиталистического государства, тем более, что целый ряд ленинских принципов уже реализуются, в той или иной степени. Возникает также вопрос, как можно рассматривать идеи Ленина с целью улучшить работу современного бюрократического аппарата, если смыслом его доктрины было разрушение капиталистического государства и переход к рабочему самоуправлению: «Целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии 8-часового «урока» производительной работы» [1]. Именно поэтому в этой статье будут рассматриваться взгляды Ленина не на управление в обществе полного коммунизма, а на этапе становления, когда, как пишет Владимир Ильич: «Мы не «мечтаем» о том, как бы сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения»[2]. Особенно ценны идеи, которые высказывал Ленин в период становления советского государственного аппарата, когда он на практике испытывал свои теоретические наработки и вносил в них коррективы.

Таким образом, анализ и актуализация идей Владимира Ильича может помочь выявить и устранить ряд недостатков в работе современной российской бюрократии.

 

Под бюрократией Ленин понимает касту лиц, резко выделенную из остального общества и состоящую из агентов правительственной власти. Ее развитие напрямую связано с усилением и централизацией раннебуржуазного государства.

Буржуазную бюрократию Ленин подвергает основательной критике. По его мнению, она является абсолютно неэффективной, ее штат чрезмерно раздут, зарплаты чиновников необоснованно большие. Следовательно, на ее содержание тратится очень значительные средства, а качество предоставляемых ее услуг минимально. Эта претензия Владимира Ильича к бюрократической системе конца XIX века, начала XX века вполне актуальна и сейчас, в том числе и в современной России: в консолидированном бюджете 2017 года Российской Федерации затраты на «общегосударственные вопросы» превышают расходы на медицину и образование вместе взятые[3]. Ленин предлагает революционно решить эту проблему. Зарплату всех государственных чинов закрепить за средней зарплатой рабочего. Владимир Ильич аргументировал это в своем известном дореволюционном труде «Государство и революция»: «Капиталистическая культура создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефоны и прочее, а на этой базе громадное большинство функций старой «государственной власти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации, записи, проверки, что эти функции станут вполне доступны всем грамотным людям, что эти функции вполне можно будет выполнять за обычную «заработную плату рабочего», что можно (и должно) отнять у этих функций всякую тень чего-либо привилегированного, «начальственного».».[4] Это мнение более чем актуально и, в большинстве своем, заработная плата современного российского бюрократа малого звена не сильно отличается от зарплаты квалифицированного рабочего, однако, с привилегиями, статусом «начальственности» проблема более чем насущна, хоть и далеко не в таком объёме, как это было в XIX начале XX века.

В процессе воплощения этих идей в жизнь возникла проблема с привлечением квалифицированных кадров к работе в рождающемся советском государственном аппарате. Поэтому, Ленин был вынужден отойти от полного равенства зарплат: «Довоенный рабочий получал 25 рублей в месяц, а специалист 500 рублей… Специалист получал в 20 раз больше рабочего. В наших теперешних ставках колебания идут от 600 до 3000 рублей-разница только в 5 раз… Конечно, специалистам мы теперь переплачиваем, но за заплатить им лишка за науку не только стоит, а и обязательно, и теоретически необходимо.[5]» Таким образом, дифференциация в материальном вознаграждении в зависимости от специальности должна быть даже на первых парах коммунистического государства, это признавал и Ленин. В современных российских условиях зарплата чиновников должна быть конкурентоспособной на рынке труда, но не более. Если зарплаты чиновников низшего звена вполне коррелируют с рыночными, то зарплаты бюрократов высшей планки явно завышены.[6]

После прихода Ленина к власти, несмотря на разгром старой бюрократической системы, проблема злоупотребления, «начальничества» осталась, и в ряде случаев, выражалась больше и острее чем раньше. Связывал это Ленин прежде всего с низким культурным уровнем большей части населения: «…часть потерянных ею позиций бюрократия пытается вернуть себе, используя, с одной стороны, недостаточно высокий культурный уровеньмасс населения, с другой — крайнее, почти сверхчеловеческое напряжение сил самого развитого слоя городских рабочих на военной работе.» [7]

«Мы превосходно знаем, что значит культурная неразвитость России, что делает она с Советской властью, в принципе давшей неизмеримо более высокую пролетарскую демократию, давшей образец этой демократии для всего мира, — как эта некультурность принижает Советскую власть и воссоздает бюрократию.»[8] Если привести все цитаты Ленина о культурной неразвитости, то они заняли бы очень много места, поэтому приведем ссылки на Полное собрание сочинений Ленина, в которых он говорит о данной проблеме: Том 38 страница 170, страница 265, том 36 страница 305, том 37 страница 365 и др. Бороться с этими пороками, первый председатель Совета Народных Комиссаров предлагал с помощью установления строгого контроля при помощи профсоюзов и контрольных органов: «На одно из первых мест ставится при этом борьба с злоупотреблениями тех представителей Советской власти, которые, обманно пользуясь званием коммунистов, проводят на деле не коммунистическую, а бюрократическую, начальническую политику, и беспощадное изгнание таких, при установлении более строгого контроля как при помощи профессиональных союзов, так и другими путями».[9]

Владимир Ильич подчеркивает важность неотвратимости и строгости наказания как необходимого фактора для контроля. Показательной является реакция Ленина на решение Московского революционного трибунала, который вынес приговор четырем взяточникам в размере заключения под стражу на 6 месяцев. В письме к ЦК РКП Ленин пишет: «Прошу поставить на порядок дня вопрос об исключении из партии тех ее членов, которые, будучи судьями по делу (2.V.1918) о взяточниках, ограничивались приговором на ½ года тюрьмы. Вместо расстрела взяточников выносить такие издевательски слабые и мягкие приговоры есть поступок позорный для коммуниста и революционера. Подобных товарищей надо преследовать судом общественного мнения и исключать из партии…»[10]. Несмотря на декларируемую властями Российской Федерации борьбу с коррупцией и показательные процессы, многим недобросовестным чиновникам удается получить минимальное либо вообще избежать наказания. Зачастую, это происходит из-за коррупции в судебной и правоохранительной системе. Это самый значительный фактор, который порождает целый ряд проблем в работе современной российской бюрократии.

Владимир Ленин придавал большое значение общественному контролю. «Опять и опять с этой нечистью бороться, опять и опять, если эта нечисть пролезла, чистить, выгонять, надзирать и смотреть через рабочих коммунистов, через крестьян…».[11] Но Ленин признавал, что низкий культурный уровень масс не позволяет полноценно реализовать эту идею. В современных демократических государствах принято говорить о контроле со стороны гражданского общества, к сожалению, его эффективность в Российской Федерации крайне низкая. Это происходит из-за ряда причин. Во-первых, это низкая гражданская сознательность, правовой нигилизм. Многие столкнувшись с беззаконием в государственных органах не решаются бороться с ним, не веря в возможность добиться справедливости, а некоторые просто ленятся и предпочитают промолчать. Во-вторых, важнейшей частью общественного контроля, его локомотивом являются свободные средства массовой информации. Все крупнейшие российские СМИ напрямую или косвенно цензурируются государством, это делает почти невозможным контроль за деятельностью чиновников и бюрократов со стороны СМИ. Мелкие, не подконтрольные государству СМИ не обладают необходимым влиянием для осуществления эффективного контроля. Также, в законодательстве Российской Федерации существует целый ряд законов, которые тем или иным образом ограничивают возможность контроля за органами власти со стороны гражданского общества. Например, Федеральный закон №54 который предусматривает сложную систему согласование манифестаций, митингов.[12]

Таким образом, в результате актуализации идей Ленина можно предложить целый ряд конкретных шагов для повышения эффективности работы современной российской бюрократии.

По нашему мнению, общественный контроль способствовал бы устранению или минимизации воздействия большинства факторов, затрудняющих работу современной российской бюрократии: коррупция, неадекватный уровень заработной платы, «начальничество», привилегированность. Это подтверждает положительный опыт целого ряда стран (США, Норвегия, Германия и т.д.)

Поэтому, мы предлагаем сначала решить проблему неэффективности общественного контроля в России. Это можно сделать, устранив факторы, которые приводят к этому. Во-первых, это низкая гражданская сознательность. Побороть ее представляется возможным путем просвещения широких масс населения. Общеобразовательная школа должна заниматься формированием знаний взаимоотношений государства и гражданина, например, посредством обязательной специальной учебной дисциплины, где бы акцентировалось внимание на практических способах защиты себя от произвола государственного аппарата. Также, разъяснять это должны СМИ. Общественный контроль не может в полной мере существовать без свободных СМИ, потому что они являются важнейшим инструментом общественного контроля. Поэтому, обеспечение реальной свободы СМИ первостепенная наша задача. Также, законодательство должно перестать быть помехой и стать инструментом общественного контроля.

В этой работе мы привели и адаптировали под современную Россию идеи В.И. Ленина. Отметили целый ряд важнейших проблем в работе российской бюрократии и предложили, опираясь на ленинские идеи, пути их решения. Ключевой проблемой сейчас, как и тогда, является отсутствие эффективного контроля за деятельностью бюрократии и чиновничества из-за низкого уровня сознательности широких народных масс. Решение этой, проблемы должно стать первостепенным для нашего общества.

 


[1] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 204

[2] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 33. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 49

[3] Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ

 

[4] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 33. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 44

[5] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 168

[6] Минфин впервые раскрыл зарплаты министров // https://www.rbc.ru/ URL: https://www.rbc.ru/economics/27/12/2017/5a4264ba9a79472a5bcfc5d5 (дата обращения: 05.11.2018).

[7] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 93.

[8] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С.165.

[9] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 102

[10] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 51. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 179

 

[11] Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 38. 5 изд. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1969. С. 15-16

[12] Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: