Всем давно известно, что будущий спектакль готовится целым коллективом.




Но человек, без которого в современном театре не может быть подготовлен ни один спектакль это – режиссер. Какова его роль и место в постановке спектакля?
Современный режиссер, собираясь поставить пьесу, прежде всего, изучает систему взглядов автора, выраженных в этом произведении. Он выявляет идею пьесы, определяет, какие части пьесы должны быть выделены и подчеркнуты в спектакле, что в пьесе особенно трудно для восприятия зрителей и, следовательно, как эти трудности преодолеть в будущем спектакле. Режиссер выбирает определенную постановочную форму, прием, или, как говорят в театре, дает свое «решение» спектакля. С самого начала своей работы режиссер, как бы забегая мысленно вперед, предвидит результат, к которому надо стремиться всем создателям спектакля.

РЕЖИССЕР (франц. régisseur, от лат. rego – управляю), творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы,балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

Режиссёрское искусство в современном понимании сложилось во второй половине XIX века; однако в той или иной форме режиссура существовала и в античные времена. Вдревнегреческом театре в роли дидаскала (от греч. διδάσκαλος, didaskalos — «учитель»), организатора театральной постановки, нередко выступал драматург, что было обусловлено, не в последнюю очередь, традицией объединения в одном лице автора и исполнителя.

В эпоху Возрождения драматург нередко был одновременно и актёром, и руководителем труппы (или наоборот — возглавляющий труппу актёр становился драматургом. Аристократизация театра, начавшаяся во II половине XVI века, усилила в нём зрелищное начало; сложное декорационное оформление и применение театральных механизмов, сделавших возможными полёты, превращения и прочие театральные эффекты, выдвинули на первый план искусство декоратора-машиниста и архитектора, — они, соответственно, и становились руководителями постановки. И в следующие века их роль неизменно возрастала там, где театр превращался в пышное зрелище.

В театре эпохи классицизма (XVII—XVIII века), с его условными декорациями, единой эстетикой и регламентированными приёмами актёрской игры, роль руководителя постановки вернулась к драматургу, который, как например Мольер, мог быть одновременно и руководителем труппы, и актёром. Сам ставил свои трагедии и Расин в парижском театре Бургундского отеля.

Во второй половине XVIII века руководителем труппы всё чаще становился ведущий актёр, не совмещавший свою деятельность с литературным творчеством. Руководитель Гамбургского театра Фридрих Шрёдер первый ввёл в практику предварительные читки пьес и регулярные репетиции. Реформатором театра в конце XVIII века стал великий французский актёр Франсуа-Жозеф Тальма, возглавлявший «Театр Революции» в Париже.

На протяжении антуража. Новые задачи требовали превращения руководства постановкой в особую профессию — режиссёра в современном понимании, обладающего всем комплексом знаний и навыков, необходимых для решениях этих задач, и способствовали утверждению его главенствующей роли в драматическом театре.

Функции режиссера в современном театре чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

Первый этап режиссерской работы над спектаклем – рождение общего замысла и создание сценического варианта пьесы (часто – совместно с драматургом). После этого режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника покостюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также – ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.). Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется финансовая смета спектакля (в том числе – на изготовление всей материальной части). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей (т.е., производит распределение ролей) и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем.

Далее работа режиссера складывается из нескольких направлений. С одной стороны это – общая координация и контроль деятельности всех членов постановочной группы (с художниками – создание макета декораций и эскиза костюмов; с композитором – определение общей концепции музыкального оформления спектакля; со специалистами по движению – разработка пластической партитуры спектакля; и т.д.). Задача режиссера – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Поэтому каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссера. Параллельно начинается важнейшая часть подготовки спектакля – репетиции, работа режиссера с актерами, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли и всей постановки в целом.

На театре существует устойчивое выражение: «режиссер умирает в актерах». На практике это зачастую означает, что во всех постановочных недостатках спектакля винят режиссера; за удачные исполнительские работы хвалят артистов. На самом же деле успех или неудача любого из компонентов спектакля (включая все актерские работы) определяются в первую очередь режиссером-постановщиком, основной движущей силой творческого процесса и главным соавтором спектакля. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной пьесы и в работе с актерами, и т.д.

Актёр (актриса) - это слово обозначает профессию исполнителя, предполагающую, как правило, наличие некоего произведения других творцов (писателя, композитора, балетмейстера и т.д.), создающих текст, партитуру и другие произведения, которые актёр своими данными и своей техникой доносит до зрителя.

Слово «актёр» происходит от английского глагола «act», что означает действовать. Поэтому одним из основных средств создания актером образа является «сценическое действие»

Слово «актёр» применяется преимущественно в драматическом театре, в других исполнительских искусствах чаще используется слово «артист», в этом смысле являющееся синонимом слова «актёр».

Слово «артист» происходит от английского слова «art», что означает искусство. Поэтому это слово часто употребляют не только как синоним слова «актёр», но и как выражение особо высоких качеств и достижений, которыми наделён или которых достиг тот или иной актёр в своём творчестве.

Режиссерский Замысел - это идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля во всей его целостности, рождаемое воображением режиссера. «Залогом художественной целостности спектакля прежде всего является точность, стройность и ясность режиссерского замысла», - писал А. Д. Попов, подчеркивая, что создание замысла невозможно «без точного ответа, во имя чего ставится данная пьеса», т.е. какая мысль пьесы воспринимается режиссером как наиболее волнующая, важная, со-временная.
Эта главная, эмоционально-увлекающая мысль пьесы, во имя которой режиссер начинает ее ставить, называется сверхзадачей спектакля. Сверхзадача спектакля должна быть выражена в каж-дой его сцене и роли. Действенное стремление к воплощению сверхзадачи называется сквозным действием спектакля (см.: Сверхзадача и сквозное действие).
Процесс создания (созревания) замысла имеет у каждого режиссера свои индивидуальные особенности и состоит из нескольких этапов. Он складывается из анализа пьесы, ее идеи, ее быта, ее персонажей, происходящих между ними конфликтов, анализа, обогащенного эмоциональным восприятием и воображением режиссера, а также его жизненным и театральным опытом.

 

Сверхзадача спектакля диктует отбор и развитие наиболее важных предлагаемых обстоятельств пьесы (см.: Предлагаемые обстоятельства), которые превращаются в события будущего спектакля. Одновременно обдумываются вопросы художественного и музыкального оформления.
В результате этого сложного процесса происходит как бы «моделирование» будущего спектакля и рождается его художественный образ. М. И. Туманишвили в своей книге «Введение в режиссуру» писал, что «модель (план) спектакля составляется из идей, точно найденных элементов действия, событий, желаний, декораций и музыки, костюмов, грима, света и реквизита и - что самое главное - из систем сквозных действий и сверхзадач, из элементов событийного ряда».
Когда такая «модель» создана, начинается процесс реализации замысла, и первым моментом реализации становится распределение ролей, так как от его правильности зависит успех будущего спектакля, ибо замысел выражается прежде всего через актеров.

ЗРИТЕЛЬ -Тот, кто смотрит сценическое или экранизированное представление.

Спектакль (лат. - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища.
Спектакль, как художественная ценность (М.Чехов) – спектакль - есть живое, самостоятельное существо, подобное человеку. Как человек имеет дух, душу и тело, так имеет их и живой, действенный спектакль. Дух спектакля - это идея заложенная в нем. Идея, ради которой автор, режиссер и актеры сообща создают спектакль. Душа спектакля - это та атмосфера, в которой протекает и которую излучает спектакль. Тело спектакля - это все, что мы видим и слышим в нем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: