Социальная стратификация и классовая структура общества




 

Социальная структура[[12]] общества есть часть социальной системы, и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Так, в феодальной Европе главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господ-феодалов, свободных горожан или зависимых крестьян; «свои» и «чужие» отделялись по цивилизационному признаку принадлежности к той или иной конфессии. А француз ты или англичанин, не имело особого значения. В эпоху складывания национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления, не ставившего человека в более высокое или низкое положения, стала превращаться в вертикальное. «Арап Петра Великого», в новых обстоятельствах мог бы быть лишь на нижнем ярусе социальной башни. Знатность происхождения и власть над зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркировке людей по богатству и собственности. В современных информационных общества отмечается сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относительных автономных систем неравенства: власти, собственности, престижа.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» - деление на общественные слои («пласты»); «страты» - социальные группы. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членам общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Любой человек занимает много позиций в обществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например, возьмем любого из студентов; студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Но каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Каждая из социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности, есть «статус». Один из статусов человека определяет его социально, он-то и есть его главный статус. Социальный статус[13] есть место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается неисчерпаемый предписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный статус определяется показателями, которые задаются типом социокультурной системы. Ныне особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень дохода, качество образования, объем властных полномочий, размер собственности. Со статусом человека связана социальная роль, т.е. социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений[14]. Модели поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением. Все виды социального поведения человека, его реализация себя как личности обеспечиваются путем освоения и реализации в поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той или иной социальной общности.

Социальная стратификация подразумевает, что распределение благ в любом обществе основывается на нормах или на общепризнанных правилах. Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С их помощью общество и социальные общности (классы, общины, социальные организации) предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Нормы эти обычно отражают интересы главным образом тех, кто обладает властью навязывать именно те правила, которые они считают наилучшими, выгодными для себя. Стоит отметить, что почти в любом обществе большинство людей соглашаются с такими правилами, хотя они находятся на нижних ступенях социальной иерархии и обладают минимумом социальных и материальных благ.

Важным моментом социальной жизни является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам. Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка приходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам. Передача норм от одного социального поколения к другому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество во всей своей справедливости – несправедливости неравенства воссоздается заново с рождением каждого ребенка. Принадлежность к стабильно существующим реальным социальным группам, часто задается передачей из поколения в поколение социальных позиций либо (и) всей совокупности черт поведения и установок. Тенденция наследования позиций – одно из свойств системы стратификации. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высоким престижем и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: 1) неравный (зачастую скрытый) доступ к подлинно качественному образованию; 2) неодинаковые возможности получения позиции в равной степени подготовленными индивидами.

Все сказанное относится к уровню межличностного взаимодействия. Но на том уровне социального взаимодействия, на котором оперирует социология, изучая социальное неравенство, мы не имеем дела с индивидами. Их статус, роли – это лишь та поверхность, за которой скрывается подлинность социальности: социальные категории людей, их потребности и интересы, типы статусов и ролей, и наконец, группы во взаимодействии и взаимоотношениях. Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует понятие, по отношению к которому «социальная стратификация», является видовым понятием по отношению к родовому. Это – «социальная дифференциация» источник социального многообразия, двигатель развития социальных систем. Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Как видим, в теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают; 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.); 4 равенство результатов. Неравенство, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Социальное неравенство и социальная иерархия позиций описываются разными моделями стратификации. Но в любом случае социальную стратификацию связывают с взаимодействием социальной дифференциации и социальной оценки. Люди (и группы) при этом ранжируются выше и ниже в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Поэтому при рассмотрении проблемы социального неравенства часто исходят из теории социально-экономического разделения труда, которое выражается в распределении последнего на организаторский и исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности есть основа социального неравенства. Именно социально-экономическая разделенность труда есть не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.

В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции, по одной из них основными элементами общественного строения признаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми. При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов, а на различия в их профессиональных позициях, не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. В рамках же второй традиции понятие «социальная структура» раскрывает внутреннее строение и все многообразие связей в обществе. Так же часть общественных отношений, которая связана с иерархически организованным взаимодействием групп людей, охватывается понятием «стратификация».

Проблема разграничения теорий стратификации и классовой структуры интерпретирована И. Краусом. «Стратификация и классовое деление, - пишет он, - разные структуры отношений. Стратификация – понятие описательное, подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящего критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения … Классы … являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей … классы формируются, когда совокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами других из той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупности лиц…». И.Краус подчеркивает важную роль в процессе формирования класса собственной идеологии и создания классовой организации. И. Краус иначе, чем К. Маркс, представляет себе объективные факторы, обусловливающие существование классов. В марксистской теории это прежде всего место в исторически определенной системе общественного производства, у И. Крауса – отношение к каким-либо социальным благам; поэтому любая страта, выделенная по произвольно выбранному признаку, является потенциальным классом, а любая осознавшая общность своих интересов и организационно оформившаяся страта превращается в действительный класс.

Нам представляется, что для понимания разницы между классовым и стратификационным подходами целесообразно обратится с начала к теории К. Марска. В его учении ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадающих в долговую кабалу.

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, и следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие» - городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе - интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой.

Экономический подход к классам зафиксирован в определении В.И. Ленина, ставшем хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В.И. Великий почин. Соч. Т. 39. с.15). Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Несмотря на то, что ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, долгое время было превалирующим, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и иные связи и отношения[[15]].

Итак, теперь сопоставим классы в марксисткой теории и страты в функциональной теории. В чем разница? Признание класса означает признание антагонизма, противоположности интересов больших общественных групп. Признание же страт означает признание определенных различий между людьми по каким-то признакам, - различий, которые приводят к слоевому размещению в обществе при продвижении их снизу вверх. Марксистская теория классов занимается разделением общества, выявлением общественных противоположностей, а теория стратификации занимается общественной дифференциацией. И тут речь идет не о различиях в терминологии. В первом случае выделяются элементы дезинтеграции, внутренних антагонизмов, тогда как дифференциация предполагает целостность общества, его функциональную неразделимость.

Теория классов проводит разделение общества по альтернативным признакам на эксплуататоров и эксплуатируемых, на владельцев средств производства и на лишенных их, тогда как теория стратификации разделяет общество на основе одной или нескольких черт, имеющихся в наличии в каждой из групп, но в различной степени(так, например, все имеют какой-то доход, но только различных размеров, и все в обществе имеют какой-то престиж, но неодинаковый).

В теории классов специфические экономические, политические и культурные интересы являются именно тем, что отделяет друг от друга классы, а в теории стратификации категория «интересы» вообще не присутствует, а если в исключительных случаях и присутствует, то не является обязательным атрибутом социальных слоев. С точки зрения приверженцев концепции К.Маркса, классы являются объективно данными, т.е. они существуют независимо от сознания и представлений как их членов, так и внешних наблюдений. Сознание классового отчуждения марксистами рассматривается не как критерий для выделения класса, а как высокая ступень в развитии самого класса. В большинстве же стратификационных подходов сознание самих членов выделенных слоев или внешних наблюдателей играет главную или, по крайней мере, существенную роль в дифференциации общества.

Итак, в заключение можно сделать вывод, что классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности, которую вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Что касается теории социальной стратификации, то она базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. Социологи считают что понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации, это необходимо потому, что понятие класса, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает. Во-первых, в истории помимо классов неравенство существовало в форме кастовой[[16]] и сословной систем. Кроме того в государственно-социалистических обществах функционировала слоевая система, основанная на властных отношениях. во-вторых, в обществах классового типа всегда значительная (а зачастую и преобладающая) часть населения не входила в состав основных классов, образуя мозаику слове, сословия и других социальных единиц. В-третьих, в современных обществах все попытки выделения контрастных классов все чаще оказываются безуспешными в силу иерархически слоевого строения социума. В-четвертых, помимо основных социальных групп (классов или слоев) в обществе всегда существует этнорасовая, культурно-статусная стратификация.

Вывод, обобщающим понятием для научного изучения и понимания отношений людей по поводу их неравенства: распределения власти, собственности, престижа, присвоения всех видов ресурсов – является «социальная стратификация».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: