Введение...
Записав ступени мажорного лада римскими цифрами (используют как римские, так и арабские цифры), получим его формулу или ступеневую запись натурального мажорного лада. Ступеневая запись - это последовательность ступеней в ладе, характеризующая интервальное соотношение звуком между собой по отношению к расположению звуков в натуральном мажорном ладе, для которого принята строгая последовательность тонов (Т) и полутонов (ПТ) - Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ - и которому соответствует "эталонная" ступеневая запись: 1234567. Все остальные лады, как диатонические, так условно-диатонические и хроматические записываются исходя из формулы натурального мажора с использованием знаков альтерации #,
,
.
Формула натурального мажора:
IIIIIIIVVVIVII
Соответственно на схеме:

Так, условно-диатоническая гамма гармонический минор, будет выглядеть следующим образом:
III
IIIIVV
VIVII
Гармонический оборот - связанная последовательность аккордов.
Для условного обозначения гармонических оборотов так же используется ступеневая запись - ступеневый оборот. В этом случае подразумевается аккорд, который строится от соответствующей ступени натурального мажорного лада. Если рядом с номером ступени нет букв и знаков, аккорд является мажорным. Использовать ступеневый оборот удобно, в тех случаях, когда нужно записать гармонический оборот, не привязанный к определенной тональности.
К примеру, ступеневый оборот IIVV означает, что нужно последовательно взять три мажорных аккорда, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней натуральной мажорной гаммы (т.е., конечно, это может быть и не натуральный мажор - неизвестны остальные ступени, но так как все диатонические и хроматические лады записываются исходя из формулы натуральной мажорной гаммы, то и подразумевать можно эту гамму). В тональности C-мажор мы получим гармонический оборот:
| I |
| IV |
| V |
| C |
| F |
| G |
, а в тональности D-мажор, у нас будет уже другая последовательность аккордов:
| I |
| IV |
| V |
| D |
| G |
| A |
Буквы, цифры и символы рядом с номером ступени относятся к обозначению аккорда (см. буквенно-цифровое обозначение аккордов). Ступеневый оборот I
I0IImV7в тональности D-мажор следует понимать как последовательность аккордов:
| I |
| #I0 |
| IIm |
| V7 |
| D |
| #D0 |
| Em |
| A7 |
Принцип квинтового круга...
В основе гармонии той или иной композиции заложен принцип квинтового круга.
Тоническую функцию (T) в натуральном мажорном ладе выполняет I ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Субдоминантовую функцию (S) в натуральном мажорном ладе выполняет IV ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Доминантовую функцию (D) в натуральном мажорном ладе выполняет V ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Схематически функциональную взаимосвязь аккордов I, IV и V ступеней можно представить в следующем виде:

На внутренних вершинах треугольника проставлены ступени, от которых строятся минорные аккорды, параллельные мажорным, находящихся на внешних вершинах. Снаружи треугольника мажорная тональность, внутри - минорная. Таким образом, мы имеем следующие гармонические обороты (примеры в тональности С-мажор и Am - минор):
| 1). | I |
| IV |
| V |
| C |
| F |
| G |
| 2). | I |
| IV |
| V7 |
| C |
| F |
| G7 |
| 3). | VIm |
| IIm |
| IIIm |
| Am |
| Dm |
| Em |
| 4). | VIm |
| IIm |
| III |
| Am |
| Dm |
| E |
| 5). | VIm |
| IIm |
| III7 |
| Am |
| Dm |
| E7 |
В примерах 4 и 5, вместо минорного аккорда стоят мажорный и малый мажорный (доминантсептаккорд) соответственно, которые в основном и используются, т. к. они более выражено выполняют функцию доминанты. Аналогичная замена в примере 2.
Выше приведенная функциональная зависимость аккордов лежит в основе принципа квинтового круга (см. раздел "Квинтовый круг").

Выбрав на квинтовом круге любой аккорд и приняв его за тонику (т.е. определив тональность), следом против часовой стрелки будет находиться субдоминанта (субдоминантовый аккорд), по часовой - доминанта (доминантовый аккорд):

На схеме ниже показано, как на грифе гитары расположены ступени I, IV, V и VIm, IIm, IIIm (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой). Запомнив эти аппликатуры, вы легко сможете находить нужные ступени (любой тональности, все зависит от того, какую ноту вы приняли за I ступень - тонику) и строить от них аккорды.
|
|
Объединим в одну аппликатурную схему (смещение на 1/2 тона на верхних струнах не учитывается):

Эта аппликатура содержит все ступени натуральной мажорной гаммы кроме VII. От этой ступени строится уменьшенное трезвучие, которое не относится ни к мажору, ни к минору. Однако, найти ее на грифе гитары не составляет труда, т.к. VII ступень расположена на 1/2 тона ниже I-ой ступени натурального мажора:

На схеме выше седьмая ступень отмечена зеленым цветом.
Запомните расположение IV-ой и V-ой ступеней относителтно I-ой (и анлогично IIm-ой и IIIm-ой относительно VIm-ой) в трех обращениях:
