Введение...
Записав ступени мажорного лада римскими цифрами (используют как римские, так и арабские цифры), получим его формулу или ступеневую запись натурального мажорного лада. Ступеневая запись - это последовательность ступеней в ладе, характеризующая интервальное соотношение звуком между собой по отношению к расположению звуков в натуральном мажорном ладе, для которого принята строгая последовательность тонов (Т) и полутонов (ПТ) - Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ - и которому соответствует "эталонная" ступеневая запись: 1234567. Все остальные лады, как диатонические, так условно-диатонические и хроматические записываются исходя из формулы натурального мажора с использованием знаков альтерации #, , .
Формула натурального мажора:
IIIIIIIVVVIVII
Соответственно на схеме:
Так, условно-диатоническая гамма гармонический минор, будет выглядеть следующим образом:
III IIIIVV VIVII
Гармонический оборот - связанная последовательность аккордов.
Для условного обозначения гармонических оборотов так же используется ступеневая запись - ступеневый оборот. В этом случае подразумевается аккорд, который строится от соответствующей ступени натурального мажорного лада. Если рядом с номером ступени нет букв и знаков, аккорд является мажорным. Использовать ступеневый оборот удобно, в тех случаях, когда нужно записать гармонический оборот, не привязанный к определенной тональности.
К примеру, ступеневый оборот IIVV означает, что нужно последовательно взять три мажорных аккорда, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней натуральной мажорной гаммы (т.е., конечно, это может быть и не натуральный мажор - неизвестны остальные ступени, но так как все диатонические и хроматические лады записываются исходя из формулы натуральной мажорной гаммы, то и подразумевать можно эту гамму). В тональности C-мажор мы получим гармонический оборот:
I | IV | V | ||
C | F | G |
, а в тональности D-мажор, у нас будет уже другая последовательность аккордов:
I | IV | V | ||
D | G | A |
Буквы, цифры и символы рядом с номером ступени относятся к обозначению аккорда (см. буквенно-цифровое обозначение аккордов). Ступеневый оборот I I0IImV7в тональности D-мажор следует понимать как последовательность аккордов:
I | #I0 | IIm | V7 | |||
D | #D0 | Em | A7 |
Принцип квинтового круга...
В основе гармонии той или иной композиции заложен принцип квинтового круга.
Тоническую функцию (T) в натуральном мажорном ладе выполняет I ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Субдоминантовую функцию (S) в натуральном мажорном ладе выполняет IV ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Доминантовую функцию (D) в натуральном мажорном ладе выполняет V ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Схематически функциональную взаимосвязь аккордов I, IV и V ступеней можно представить в следующем виде:
На внутренних вершинах треугольника проставлены ступени, от которых строятся минорные аккорды, параллельные мажорным, находящихся на внешних вершинах. Снаружи треугольника мажорная тональность, внутри - минорная. Таким образом, мы имеем следующие гармонические обороты (примеры в тональности С-мажор и Am - минор):
1). | I | IV | V | ||
C | F | G |
2). | I | IV | V7 | ||
C | F | G7 |
3). | VIm | IIm | IIIm | ||
Am | Dm | Em |
4). | VIm | IIm | III | ||
Am | Dm | E |
5). | VIm | IIm | III7 | ||
Am | Dm | E7 |
В примерах 4 и 5, вместо минорного аккорда стоят мажорный и малый мажорный (доминантсептаккорд) соответственно, которые в основном и используются, т. к. они более выражено выполняют функцию доминанты. Аналогичная замена в примере 2.
Выше приведенная функциональная зависимость аккордов лежит в основе принципа квинтового круга (см. раздел "Квинтовый круг").
Выбрав на квинтовом круге любой аккорд и приняв его за тонику (т.е. определив тональность), следом против часовой стрелки будет находиться субдоминанта (субдоминантовый аккорд), по часовой - доминанта (доминантовый аккорд):
На схеме ниже показано, как на грифе гитары расположены ступени I, IV, V и VIm, IIm, IIIm (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой). Запомнив эти аппликатуры, вы легко сможете находить нужные ступени (любой тональности, все зависит от того, какую ноту вы приняли за I ступень - тонику) и строить от них аккорды.
Объединим в одну аппликатурную схему (смещение на 1/2 тона на верхних струнах не учитывается):
Эта аппликатура содержит все ступени натуральной мажорной гаммы кроме VII. От этой ступени строится уменьшенное трезвучие, которое не относится ни к мажору, ни к минору. Однако, найти ее на грифе гитары не составляет труда, т.к. VII ступень расположена на 1/2 тона ниже I-ой ступени натурального мажора:
На схеме выше седьмая ступень отмечена зеленым цветом.
Запомните расположение IV-ой и V-ой ступеней относителтно I-ой (и анлогично IIm-ой и IIIm-ой относительно VIm-ой) в трех обращениях: