Учитель: Когда спросили Эйнштейна, как он стал знаменитым ученым, он ответил: я позволял себе думать два часа в день. А вы умеете думать. Сейчас проверим.
Учитель: Следующая остановка «Бином Ньютона». Что кажется сложным, оказывается простым.
Сейчас вы узнаете о 10 важнейших изобретениях, изменивших жизнь человечества.
(Каждая группа получает по ребусу)
1. Огонь. Люди рано открыли полезные свойства огня, его способности освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу.
2. Колесо. Изобретя колесо, человечество получило удобный способ передвижения.
3. Бумага. Бумага была изобретена в Китае.
Несколько тысяч лет понадобилось людям, чтобы превратить наивные рисунки, узелки и зарубки в настоящую письменность.
4. Алфавит. Письменность позволила людям сохранять информацию, а бумага сделала ее доступной для миллионов людей.
5. Порох. Порох также китайское изобретение
6. Корабль. Открытие паруса и создание корабля подарило человечеству новые земли.
7. Телефон и телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую победу.
8. Электричество и ее маленький представитель, лампочка, заслуживает одного из почетных
мест в истории открытий.
9. Автомобиль сократил расстояния и увеличил скорость передвижения в несколько раз. Автомобиль стал родоначальником новой эпохи человечества
10. Антибиотики—одно из замечательнейших изобретений XXвека в области медицины. Антибиотики сохранили человечеству миллионы жизней. Благодаря антибиотикам отступили такие страшные смертельные болезни как чума, тиф, дизентерия, туберкулез, сепсис (заражение крови).
|
Учитель: А как вы думаете, дети могут что-нибудь изобрести?
День детских изобретений празднуется в мире 17 января.
Этот день посвящен всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что такое водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты и многие другие.
Символично, что датой Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев — государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина. Замечательно, что свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.
Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать
. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца
Пластилин изобрела школьница — нучка известного производителя чистящего средства для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент,
добавили миндальное масло и красители.
Фруктовый лед-мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон (1905г) Он высыпал порошок типа "Юпи" или "Инвайта" в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек оставил на улице, в холодное время года. И да, в воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился
|
Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15
-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.
Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен
решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.
13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико- стоматологического университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции.
Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему такую машинку.
Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.
Карта памяти
Дети: Самый светлый, самый летний день в году,
самый длинный день Земли - двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,
сквозь повязки неумелые сочась,
кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
день за днем, взрыв за взрывом,
смерть за смертью,
боль за болью. год за годом, опаленные огнем,
|
год за годом, истекающие кровью.
Учитель: Вот мы и перешли к следующей станции: Карта памяти
28 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты всей культуры от фашизма. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: «Научная громада – от академика до лаборанта и механика направила …все усилия, свои знания на помощь фронту». Ученые всего Советского Союза встали на защиту Родины.
Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были
полны решимости отдать свои знания и силы, свой труд и опыт великому
делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для Победы!» - эти слова
стали девизом для миллионов.
Портрет И.П. Кикоина».
Участниками Великой Отечественной войны были авторы учебников физики, ученые, учителя. Вот что вспоминал академик Кикоин «Война застала меня в Свердловске. Я занимался физикой металлов. С начала войны деятельность моей лаборатории была перестроена на оборону. К нам обратились военные, поставив цель – разработать противотранспортную мину. В декабре 1941 года испытания этой мины прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно - транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем»
Фотография «Катюши».
Ученые трудились сутками, создавая новое вооружение. К началу войны было создано всего несколько штук совершенно нового грозного оружия. (Фрагмент фотохроники залпа «Катюш»).
Это гвардейский миномет БМ – 13, любовно прозванный в народе «Катюша».
Это оружие создавали конструкторы и ученые: Н.И. Тихомиров,
В.А.Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов. Именно «Катюши»
В битве под Курском в 1943 году немцы делают ставку на новые виды танков – тигры и пантеры. Но у советских инженеров кроме знаменитого танка Т – 34 был передан на вооружение тяжелый танк ИС – 2.
Эта машина была признана одной из самых удачных в истории научной военной техники. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра и 4 пулемета
Приморские и уссурийские ученые также работали для Победы. Уссурийские технологи – инженеры разработали и начали выпускать пищевые концентраты, витаминизированный рыбий жир для пайков бойца на МЖК (масложиркомбинате).
Ученые Приморья вели поиски заменителей материалов из местного сырья, - лыжи из пород деревьев уссурийской тайги, разборные казармы и многое другое. Специалисты предложили использовать при изготовлении веревок морские водоросли, а станки делать из железной березы, что растет в Приморском крае. Все для победы!
Коллаборация.
(Звучит музыка сказочная)
Учитель: Я расскажу вам притчу о красавице Физике.