Аккорды тонической функции
К аккордам тонической функции относятся аккорды, которые строятся на I, III и VI ступенях.
Аккорды субдоминантовой функции
К аккордам субдоминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II и IV ступенях в мажоре и II, IV и VI ступенях в миноре.
Аккорды доминантовой функции
К аккордам доминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II, V и VII ступенях.
"Доминантовый круг"...
Своеобразие гармонии той или иной мелодии зависит от множества факторов: количества используемых аккордов, их альтераций и замен, от степени отклонения от принципа квинтового круга. Кроме того, важным элементом гармонии является длина используемого отрезка квинтового круга, которая определяет смену тональностей. Движение тональностей по кругу осуществляется против часовой стрелки.
Доминантсептаккорд разрешается в тонику, и каждый доминантсептаккорд можно принять за местную тонику, т.е. перед ним можно поставить вспомогательный септаккорд к нему. Эта схема лежит в основе "доминантового круга" - это тот же квинтовый круг, но в котором любой аккорд представлен как доминанта по отношению к следующему аккорду против часовой стрелки:
Таким образом, опираясь на "доминантовый круг" можно записать следующий пример гармонического оборота, в котором реализовано движение тональностей:
1). | II7 | V7 | I | ||
D7 | G7 | C |
В примере 2 расширим приведенный гармонический оборот:
2). | VII7 | III7 | VI7 | II7 | V7 | I | |||||
B7 | E7 | A7 | D7 | G7 | C |
Замены...
Замена - это замена одного аккорда на другой в какой-либо гармонической последовательности аккордов с целью ее усложнения, обогащения или развития.
|
Примеры гармонических последовательностей...
Примеры гармонической последовательности I-IV-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | IV | V | I | |||
Imaj7 | IVmaj7 | V7 | Imaj7 | |||
Cmaj7 | Fmaj7 | G7 | Cmaj7 | |||
Gmaj7 | Cmaj7 | D7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности I-VI-IV-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | VI | IV | V | |||
Imaj7 | VIm7 | IVmaj7 | V7 | |||
Cmaj7 | Am7 | Fmaj7 | Cmaj7 | |||
Gmaj7 | Em7 | Cmaj7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности II-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
II | V | I | ||
IIm7 | V7 | Imaj7 | ||
Dm7 | G7 | Cmaj7 | ||
Am7 | D7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности II-V-I-VI в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
II | V | I | VI | |||
IIm7 | V7 | Imaj7 | VIm7 | |||
Dm7 | G7 | Cmaj7 | Am7 | |||
Am7 | D7 | Gmaj7 | Em7 |
Примеры гармонической последовательности I-VI-II-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | VI | II | V | |||
Imaj7 | VIm7 | IIm7 | V7 | |||
Cmaj7 | Am7 | Dm7 | G7 | |||
Gmaj7 | Em7 | Am7 | D7 |
Пример джазовой последовательности аккордов VI-II-V-I:
VI7 | IIm7 | V7 | I7 | |||
G7 | Cm7 | F7 | B 7 |