План работы по самообразованию. Тема: « Гендерное воспитание дошкольников»




План работы по самообразованию

воспитателя средней группы «Волшебники»

Гилфановой Венеры Маратовны

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников»

Направление: социально-личностное

Образовательная область: коммуникативно-личностное развитие

Цель: повышение профессионального уровня по теме,

систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

 

Задачи:

познакомиться с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

· организовать образовательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;

· способствовать формированию у родителей гендерной компитентности.

 

Пояснительная записка

 

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».

Актуальность гендерного воспитания.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

 

Календарно-тематическое планирование работы с детьми на 2016 - 2017 г.

 

Период Тема Цель Содержание
Сентябрь «Смотрите, какой я!» Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности • Дидактическая игра «Одень куклу». • Рисование «Мой портрет». • Работа с зеркалом «Мои эмоции». • Отгадывание загадок о частях тела
Октябрь «Улыбки девчонок и мальчишек» Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности. • Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением. • Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
Ноябрь «Я среди других» продолжать развивать интерес к сверстникам, чувство собственной значимости, умение видеть свои негативные и позитивные стороны; вызвать желание изменить в себе что – то; способствовать повышению уверенности в себе, в своих силах. Упражнение:«КАК ЛАСКОВО ТЕБЯ НАЗЫВАЮТ ДОМА?» Игра: «ДОТРОНЬСЯ» Упражнение:«Я СЧИТАЮ СЕБЯ ХОРОШИМ ПОТОМУ, ЧТО …» Беседа:«ЕСЛИ БЫТЫБЫЛ ВОЛШЕБНИКОМ, ЧТО БЫТЫВ СЕБЕ ИЗМЕНИЛ?» ИГРЫ:«Я УМЕЮ» (пантомимика)., «Я –ВЗРОСЛЫЙ» Беседа: «КАК Я МОГУ СТАТЬ ЛУЧШЕ?» »
Декабрь «Я и моя семья» Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье - Дидактическая игра "Найди сходства и различия". - Выставка семейных фотографий. - Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница» - Рисование «Моя семья»
Январь «Кто я?» Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе, получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; Вызывать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими; Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника, помочь осознать свою ценность и ценность других людей; Обучить приемам саморасслабления. -Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля. -Дидактическая игра «Хорошие манеры»
Февраль «Из чего сделаны мальчишки?» Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был девчонкой». Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова. Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества
Март «Мир девочек» Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Открытка для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...» Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»
Апрель «Я родился!» Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.
Май «Я среди чужих» Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе. Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3.Александровой. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)

 

План работы с родителями на 2016 – 2017 г.

Период   Содержание
Сентябрь Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"
Октябрь Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку»
Декабрь Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков".
Январь Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
Февраль Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Март Конкурс фотографий: “Папа с ребенком” и “Мама с ребенком”  
Апрель Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Май Анкета по гендерному воспитанию для родителей

План по работе с педагогами на 2016-2017 год.

Тема Сроки
Консультация на тему «Гендерное воспитание в условиях ФГОС ДО».   Декабрь 2016
Анкетирование педагогов.   Март 2017г
Деловая игра «Просто о сложном» (гендерное воспитание)   Июнь 2017

 

Консультация для родителей

на тему:

«Семья-главный фактор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: