О ЛОГИКЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Как известно, смысловая интонация складывается из разнообразных
повышений, понижений, усиления или ослабления звучания голоса, из пауз
разной длительности и т. д. В жизни интонации (смысловая и
эмоциональная) рождаются сами собой, но, встречаясь с «чужим»,
авторским текстом, исполнитель должен превратить авторскую мысль в
свою, создать для себя точную логическую, смысловую интонацию
(«мелодию») каждого предложения.
Логика речи – это умение доносить м ы с л ь в звучащей речи. Владение
логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли
автора, заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает
определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и
осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.
Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного
выступления, разумеется, не заменяет словесного действия,—он является
началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской
мысли.
Ф Р А З А
Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно
произнести, то есть определить место и длительность логических пауз,
определить главное ударное слово, отметить второстепенные и
третьестепенные ударения. Иными словами, для этого надо знать правила
расстановки пауз и ударений.
Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована,
слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте
мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.
Н.А.Топорков говорит: Иногда достаточно хорошенько «расправить» авторскую фразу, мысль по ее логическому звучанию, то есть определить действенный центр фразы — ее ударение, произнести фразу предельно точно по законам речи, соблюдая знаки препинания. Этот, казалось бы, простейший прием оказывает очень благотворное влияние и приближает актера к цели — к воздействию на партнера, помогает организовать нужные видения и обрести подлинные чувства.
|
Не следует рассчитывать на то, что мысль «сама скажется», когда чувства говорящего будут глубоки. Если не обратить специального внимания на донесение именно мысли, то она может ускользнуть, возникнут случайные ударения, смысл авторской речи исказится, красота авторского текста будет загублена и слушатель потеряет возможность понять, о чем говорит актер или оратор.
Словесное действие
С.д.– это воздействие словом. Станиславский: «Слово и речь тоже должны действовать, то есть заставлять другого понимать, видеть и мыслить так же, как говорящий…».
словесное действие – есть высшая форма (сценического действия,) общения, самое эффективное средство воздействия на сознание собеседника, партнера.
«Говорить — значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения». «Природа,— пишет К.С. Станиславский, — устроила так, что мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное. Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы. Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов».
|
В практическом понимании, актёру(чтецу) ставится задача «глаголом действия» - люблю, ненавижу, рассказываю, прошу, умоляю, угрожаю, восторгаюсь, осуждаю и т.д.
Текст и подтекст
подтекст – скрытое содержание текста. Если текст определяет - что говорить, то подтекст определяет истинный смысл сказанных слов, словесного действия.
Первое, на что следует обратить внимание, раскрывая подтекст, — это отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Представьте себе, что ваш приятель рассказывает вам о товарищеской вечеринке, на которой он присутствовал. Вы интересуетесь: а кто там был? И вот он начинает перечислять. Он не дает никаких характеристик, а только называет имена, отчества, фамилии. Но по тому, как он произносит то или иное имя, можно легко догадаться, как он относится к данному человеку.
Ошибочно думать, что этот двойной смысл текста (прямой и скрытый) имеет место только в случаях лицемерия, обмана или притворства. Всякая живая, вполне искренняя речь бывает полна этими первоначально скрытыми смыслами своих подтекстов.
Это называется ОЦЕНКА. В кино нужная оценка – это задача, которую ставит автор текста чтецу.
ПЕРСПЕКТИВА УСТНОГО РАССКАЗА (сообщения)
Чем отличается хороший оратор от плохого? Тем, что у первого каждое слово искрится смыслом, который еще прямо не высказан. Слушая такого оратора, вы все время чувствуете, что он живет какой-то основной мыслью, к раскрытию, доказательству и утверждению которой он и клонит свою речь. Вы чувствуете, что всякое слово он говорит неспроста, что он ведет вас к чему-то важному и интересному. Стремление узнать, к чему же именно он клонит, и подогревает ваш интерес на протяжении всей его речи. Кроме того, человек никогда не высказывает всего, что он в данный момент думает.
|
Эти смыслы и составляют содержание тех внутренних монологов и диалогов, которым К.С. Станиславский придавал такое большое значение. Но, разумеется, прямой смысл человеческой речи и ее подтексты вовсе не живут независимо и изолированно друг от друга. Они находятся во взаимодействии и образуют единство. Это единство текста и подтекста реализуется в словесном действии и в его внешних проявлениях (в интонации, движении, жесте. мимике).
ОСНОВЫАНАЛИЗА ТЕКСТА
Логический анализ текста есть первая, подготовительная ступень работы
над текстом.
Вот, например, предложение из рассказа Чехова «Анюта»: «Она
говорила вообще очень мало, всегда молчала и все думала, думала...»
Прочитать его можно по-разному. От себя или от Автора.
Для определения словесного действия (от автора) даже в таком коротком предложении необходимо очень хорошо знать содержание всего рассказа. Героиня рассказа Анюта вызывает симпатию у автора, он не осуждает ее, сочувствует ей и отрицательно относится к тем людям, которые ведут себя бессердечно по отношению к ней. Следовательно, возможно такое словесное действие в этом предложении: защитить, оправдать ее.
В документальном фильме приглашённый актёр не сможет правильно выполнить задачу автора фильма и прочитать закадровый текст так, как нужно, органично, если автор не покажет предварительно фильм не введёт его в контекст повествования, не объяснит главный замысел.
--------------------------------------------------------------------
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или
группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.
Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова,
выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.
Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или
ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове,
замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.
Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения
снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при
произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если
особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла
предложения слове. Наконец, в некоторых случаях на ударном слове может
быть сделан о п о д ч е р к и в а ю щ е е ударение, т. е. такое ударение,
которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что
вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае
повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и
сильное, чем при обычном ударении.
Например:
«Теперь конец СЕНТЯБРЯ, а ветлы еще не пожелтели». (В. Солоухин.
«Капля росы».)
Такое резкое ударение на слове «сентября» вызывает у слушателя мысль,
что говорящий хочет противопоставить сентябрь, скажем, августу, когда обычно начинают желтеть деревья. Подобным же образом подчеркивающее ударение могло бы быть сделано на любом из слов этого предложения, если бы в контексте 1 имелось соответствующее противопоставление.
И каждый раз подобная перестановка ударения вносила бы новый смысл в данное предложение. Но подчеркивающим ударением не следует злоупотреблять.
Надо точно знать, когда оно может быть поставлено,— а это всецело зависит
от контекста, от того, что именно нужно сказать в данном случае.
Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указательный палец,
отмечающий самое главное слово в фразе или такте!» В предложении может
быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных.
Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых
ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не
значит, она бессмысленна, так же, как и фраза, в которой нет ни одного удар-
ного слова. Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем
логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это
будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.
Описывая репетицию «Мертвых душ» в Художественном театре, В. О.
Топорков рассказывает, как Станиславский учил его находить главное
ударное слово во фразе. Станиславский говорил Топоркову:
«— Мысль наиболее ясно доходит, когда во фразе, как бы длинна она ни
была, есть одно ударение... Где в этой фразе ударение? Без какого слова вы
не можете обойтись, чтобы высказать главное, что вам нужно от партнера?
Или каким одним словом вы могли бы обойтись в этой сцене, чтобы она
была понятна?.. Ну, что вы у него просите? Что он должен вам сделать,
чтобы вы удовлетворились? Да ведь это же есть в самой фразе! Чего вы
думаете? Ведь вы же говорите, что не сойдете с места, пока... что?
— Пока не получу...
— Ну?
— Резолюции.
— Ну, вот это же и есть главное ударное слово. Вот и сделайте
единственное ударение во всей фразе только на этом слове.
Произношу эту фразу, стараясь сделать одно ударение.
— А зачем же вы все остальные слова скомкали? Их не надо торопить или мять, нужно только не делать их ударными.
Опять произношу.
— А почему на последнем слове зуботычина?
— Какая зуботычина?
— Зачем вы его толкаете: ре-зо-лю-ция.
— Да ведь на нем ударение?
— Ну да, но не зуботычина. Нужно только снять ударение со всех
остальных, и тогда оно будет естественно ударным»
Как же поступить с определением ударных слов в каждом конкретном
случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль
нужно высказать, что сообщить слушателю.