Важнейшим социальным институтом, главной функцией которого является производство и формирование информации, определяющей содержание массовой коммуникации, является журналистика.
«Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации.
В качестве предпосылок возникновения журналистики называются:
процессы совершенствования форм распространения социально значимых сведений (материально-техническая предпосылка);
развитие традиций публичного, полемического выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни (духовная предпосылка);
развитие грамотности, упрощение шрифтов (гуманистическая предпосылка);
социальная предпосылка, которая не раскрывается, но связывается с переходом от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.
Журналисты образовали ту профессиональную группу в социальной структуре общества, которая с определённого момента его развития стала обеспечивать оперативную составляющую его информационной потребности.
Функция журналиста – выявить социально значимое событие, придать ему статус факта и отобразить его в виде информации. Журналист сам, исходя из своих собственных политических, идеологических, социальных, статусных, конфессиональных и других соображений, определяет номенклатуру, а также уровень актуальности происходящих событий, явлений, процессов социального мира, которые, по его мнению, представляют интерес для потенциального потребителя. Тем самым он одновременно осуществляет и отбор фрагментов реальности (в том числе и уже имеющихся сведений о её состоянии) и преобразование их отражения в информацию, которые в ходе последующей их интерпретации оформляются в виде журналистской информации. И уже в этом проявляется его активная творческая роль в коммуникационном процессе.
Сама по себе журналистика (как структура производства информации) без надёжного взаимодействия со средствами массовой информации теряет смысл. Поэтому журналистика и СМИ сосуществуют совместно, а в общественном сознании СМИ и журналистика воспринимаются как одно целое, как синонимы.
Принимая во внимание названные обстоятельства, представляется целесообразным придать понятию «журналистика» два смысла: 1) узкий в указанном выше понимании и 2) широкий, в котором журналистский корпус и его деятельность (собственно журналистика) понимается как единое целое со средствами массовой информации и выступают объектом исследования журналистики как научного направления.
Коммуникация массовой культуры и массовое поведение.
Общественное мнение и СМИ.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного стимулирования общественного мнения, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в лоток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Коммуникация предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам; предлагает различные виды оценок, таких, как «хорошо», «плохо», «полезно», «вредно», «положительно». Оценки могут быть сложными: «полезно, но опасно», «достижимо, но при определенных условиях», «выгодно, но требует затрат». Оценка содержит в данном случае не только одобрение, суждение, но и элементы рационального знания. Оценка является «принуждающим» средством аргументации.
Проблемы свободы и контроля социальной коммуникации.
Эмоции и формирование мнения аудитории.
Проблема насилия в СМИ.
Исследователи, занимающиеся проблемой агрессии и насилия, отмечают важную роль СМИ, особенно телевидения, в распространении этих форм поведения. Это связано, во-первых, с легитимизацией насилия и, во-вторых, с влиянием демонстрируемого СМИ насилия на изменение уровня агрессивности у потребителей, гл. обр. у детей и молодежи.
Культура, в т. ч. и СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или же не замечать их вовсе.
Кино влияет на поведение и ценностную ориентацию детей и подростков. Факт влияния восприятия «экранного» насилия на повышение агрессивности у детей доказан; это влияние осуществляется: 1) с помощью имитирующего научения (при наблюдении); 2) медианасилие воздействует на детей, делая их нечувствительными к насилию; 3) оправдание насилия является еще одним фактором, стимулирующим агрессивное поведение; 4) медианасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия; 5) дети, увлеченные медианасилием, обнаруживают более низкий уровень физиол. возбуждения в ответ на показ сцен насилия.