ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, АННОТАЦИЯ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА, РЕЗЮМЕ
Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
Приводимая в бизнес-плане информация раскрывает многие стороны деятельности фирмы, а самое главное - ее перспективную политику, поэтому потенциальный инвестор предупреждается о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист бизнес-плана может быть оформлен в следующей последовательности:
Предприятие __________________________________________________
Адрес __________________________________________________
Телекс _____________Факс___________ Телефон _________________
Строго конфиденциально
Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
Кому __________________________________________________
Краткое название проекта (до 20-30 знаков) _______________________
____________________________________________________________
Полное название проекта ______________________________________
Руководитель предприятия _________________________________
тел_________
Проект подготовлен
тел _______
Дата начала реализации проекта ________________________________
Продолжительность проекта ___________________________________
Период времени от даты, на которую актуальны исходные
данные, от даты начала проекта ____________мес.
Дата составления __________20.... г.
Титульный лист должен быть лаконичным, привлекательным, не содержать излишних подробностей.
|
АННОТАЦИЯ
В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5 - 2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.
Аннотация может быть оформлена в следующей последовательности:
Предприятие__________________________________________________
Адрес ________________________________________________________
Телефон ____________________Факс _________________________________
Руководитель предприятия ______________________________________
Суть предлагаемого проекта и место реализации____________________
_____________________________________________________________
Результат реализации проекта ___________________________________
Общая стоимость проекта ______________________________________
Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы ________________
_____________________________________________________________
Срок окупаемости проекта __________________________________
Ожидаемая среднегодовая прибыль ___________________________
Предполагаемая форма и условия участия инвестора ________________
_____________________________________________________________
Возможные гарантии по возврату инвестиций______________________
_____________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, что позволяет быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.
ВВЕДЕНИЕ
Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.
КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА (РЕЗЮМЕ)
Концепция бизнеса (резюме) —- это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана.
|
В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору на начальное или дополнительное финансирование.
Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование — простота и лаконичность изложения,
минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия. Объем данного раздела не должен превышать
3-4страниц.
Порядок оформления
Суть проекта ________________________________________________
Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития.
Цели и задачи бизнес-плана _____________________________________
Экономическое обоснование и эффективность проекта ______________
________________________________________________________________
Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.
Сведения о фирме _______________________________________________
Дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных и находящихся в обращении акций, номинальная их стоимость и биржевая цена), основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители.
|
Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние.
Описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству.
Команда управления ______________________________________________
Руководство фирмы, бухгалтер и юрист фирмы, основные
менеджеры, их квалификация, образование, стаж работы и
другие сведения. Организационная структура фирмы с указанием основных организационно-производственных и управленческих подразделений.
План действий _____________________________________________________
Долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия. Данные целесообразно представить в табличной форме. Например:
Стратегия | Конкретные задачи реализации стратегии | План мероприятий | Сроки реализации |
Финансирование __________________________________________________
Потребности в инвестициях. Направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования.
Планы возврата заемных средств ___________________________________
Срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования, форма, в которой инвестор получит желаемую отдачу от вложенного капитала.
Гарантии возврата инвестиций __________________________________
Назначение бизнес-плана __________________________________________
Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя, (как средство самоорганизации), для оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.
Выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
· подготовительная стадия;
· стадия разработки бизнес-плана;
· стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
· стадия реализация бизнес-плана.
Начальным этапом стадии продвижения бизнес-плана является организация и проведение презентации бизнес-плана.
Презентация бизнес-плана - это краткое изложение основных положений БП на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Перечень освещаемых вопросов зависит от объема БП. Большинство презентаций охватывает семь ключевых областей:
1) компания и её продукция или услуги;
2) рынок – клиенты и конкуренты;
3) маркетинговая стратегия;
4) первоочередные финансовые задачи;
5) команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал);
6) необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;
7) условия и сроки реализации инвестиций.
Для повышения эффективности презентации копию БП потенциальным инвесторам и партнерам следует высылать заранее, чтобы они смогли его прочесть до начала переговоров.
Во время презентации используется наглядный материал: образцы продукции, фотографии, диаграммы, таблицы и графики.
Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции.
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в БП.
Началу переговоров с инвесторами также предшествует этап аудита бизнес плана
Процедура аудита БП внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1. Определение характеристик компании-заявителя и отрасли её деятельности.
2. Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.
3. Анализ последнего баланса.
4. Оценка «весомости» руководящей команды компании-заявителя.
5. Выявление особенностей проекта.
6. Общий анализ бизнес-плана.
Только после завершения работы по 5-ти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к 6-му этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. При необходимости выполняются узкопрофильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая. Аудит дает рекомендации о принятии или отклонении решения об инвестировании БП.
Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения обинвестироании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
Реализовать бизнес-плана – это значит выполнить все рабочие задачи на фирме и вне её, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.