На прошлой неделе в Эрарте выступил Андрей Курпатов — президент Высшей школы методологии и создатель интеллектуального кластера «Игры разума». Услышав объем полезной информации на лекции, мы не могли пройти мимо и не написать для вас материал по теме лекции, ведь не все смогли на нее попасть. Итак, начинаем!
Андрей Курпатов написал три научно-популярные книги про мозг и мышление, в которых он объясняет нам, как работают наши мозг и мышление.
Как и он, мы поделим свой рассказ на три части.
_____________
«Красная таблетка»
______________
Первое и самое главное, что мы с вами должны осознать: у нас есть иллюзия, что у нас есть мозг. Правда в том, что это у мозга есть мы. Мы должны понять, что сознание и личность — его производные. Когда мы это осознаем, в нас, возможно, поселится этот ужас, необходимый для возникновения любопытства, чтобы понять, как всё обстоит на самом деле.
А обстоит все так: у нашей первой проблемы — сознания — есть 3 важных недостатка. Вот они:
— оно не мультизадачно, решает только одну задачу в момент времени;
— при решении этой задачи оно учитывает только 3 аспекта ситуации, которые «просчитывает», только 3 интеллектуальных объекта;
— продолжительность нашей мысли всего 3 секунды.
Всё ещё считаете свое сознание чем-то важным и серьезным?
Ограниченность сознания Андрей Курпатов проиллюстрировал знаменитым экспериментом с гориллой. Не будем расписывать, в чем он состоит, пройдите его сами: https://www.youtube.com/watch?v=lpsSXMFuTZU
Суть нашей второй проблемы — личности — кроется в ее иллюзорности. Несколькими экспериментами Стэнли Милгрэма, Филиппа Зимбардо и Соломона Аша Андрей Курпатов показал заблуждения, в которых мы находимся. Подробнее об этих экспериментах мы вам уже рассказывали:
|
— о Тюремном эксперименте Зимбардо здесь: https://vk.com/wall-149582216_659;
— о подчинении авторитету от Милгрэма здесь: https://vk.com/wall-149582216_24
— о конформности от Аша здесь: https://vk.com/wall-149582216_85
В этом материале мы передадим только самый важный вывод из них — при изменении обстоятельств наша личность исчезает, растворяется, кардинально меняется. Мы — просто мозг, который, поставленный в определенные обстоятельства, творит то, что наша «личность» в других обстоятельствах никогда бы не одобрила.
Мозг — это машина, которая на самом деле думает в нас, а не наши сознание или личность. Он работает постоянно, выводя в сознание лишь малую долю того, что он «думает», «выбирает» и «делает». Либет и Ухтомский показали нам, что мозг принимает какое-либо решение прежде, чем мы «принимаем» сознательное решение. Действия, которые мы приписываем свободе воли, на самом деле решены нашим мозгом еще до того, как мы успеваем что-то осознать. Современные исследования показали, что за целых 10 секунд до того, как мы сами понимаем, какое решение мы приняли, мозг его уже принял.
Так кто такие мы? Мы — это красные области, отмеченные на рисунке ниже, так как это то, чего мы хотим. Это, что в нас испытывает «потребности».
Мы обладаем тремя базовыми потребностями:
— инстинкт индивидуального самосохранения;
— социальный или иерархический инстинкт;
— инстинкт самосохранения вида, половой.
А вот наши «интеллектуальные способности», которыми мы так привыкли восхищаться, находятся в коре головного мозга. Но и здесь не без проблем..
|
— в среднем ее толщина 2 мм;
— ее размеры — 0,22 кв.метра (для сравнения — это примерный размер салфетки, которую вам подают в ресторане);
— в ней находится около 16-18 млрд нейронов. Для сравнения, 50 млрд нейронов находится в нашем мозжечке, который отвечает(только не удивляйтесь) за координацию наших движений. Да и не особо рассчитывайте, что эти 16-18 занимаются «думанием». Кора поделена на области, каждая из которых занимается своим делом: рисует звуковой ряд, наши представления о нашем теле и так далее. Думать, к сожалению, особо нечем.
Итого мы имеем очень маленький сервер, рассчитывающий окружающую нас информацию. Поэтому мы допускаем классические ошибки в интерпретации собственного поведения и поведения других людей. Нам кажется, что мы все про себя и про других понимаем. И это одна из важнейших вещей, которую на курсе «Красная таблетка» мы тренируем — избавляться от иллюзий, из-за которых мы на самом деле практически не взаимодействуем с реальностью и реальными людьми — лишь с очень скудными картинками и образами. Всё, что мы о себе думаем, абсолютная ерунда. Увидеть настоящую реальность, а не то, что небольшая кора головного мозга исходя из своих культурных установок и надстроек нам рисует, можно лишь при грамотном взаимодействии с другими людьми. Из-за иллюзий и ошибок восприятия мы не видим факты, окружающие нас. О какой грандиозной, успешной и счастливой жизни может идти речь?
_____________
«Чертоги разума»
____________
Перестав держаться за сознание, личность и «Я», мы сможем иметь гораздо больше. Что же в нашем мозгу, все-таки, есть, на что мы можем по-настоящему опираться?
|
Если мы проведем исследование и посмотрим, какие области мозга активизируются, когда мы несознательны, когда «уходим» в самих себя (к слову говоря, в таких «блужданиях» мы проводим 46% времени!), когда задумываемся «ни о чем», мы увидим горящую сеть «пассивного режима работы мозга» или дефолт-систему мозга. Это та зона мозга, осуществляющая в нас действительное мышление. И эти «блуждания» мы называем «умственной жвачкой», которой в немалой степени посвящена и книга «Чертоги разума», и одноименный курс. Большую часть этой жвачки составляет просчет социальных связей («Давно с подругой не виделась, обидится, надо позвонить!», «О годовщине забыл, как бы перед женой вину загладить»).
Поймите и запомните очень важную вещь — думать эволюция научила нас не просто так: это необходимо, чтобы мы могли просчитывать отношения в стае. Наш мозг приспособлен для жизни в стае. Мы должны понимать, как и кто в ней взаимодействует, кто кого любит, а кто кого ненавидит, кто здесь сила, а кто — изгнанник.
Робин Данбар провел грандиозное исследование. Он исследовал объем мозга 38 видов обезьян и соотнес эти параметры с количеством членов стаи этих видов. Получилось, что объем мозга прямо пропорционален объему стаи. Выяснилось, что наша с вами голова рассчитана примерно на 150 особей. Именно это количество людей наша ДСМ способна в себе удерживать и просчитывать.
Важно отметить, что именно это и есть наша расчетная мощность, ведь это то количество интеллектуальных объектов, которыми способен оперировать наш мозг.
А теперь задумайтесь: 3 аспекта ситуации учитывает наше сознание, 150 (!) может учитывать мозг! Но мы не слышим этой работы, происходящей в нашей дефолт-системе мозга, так как она не разговаривает.
«Услышать» ее работу и научиться целенаправленно ею управлять — ключ к нашему мышлению. Этим мы и занимались на «Чертогах разума».
______________
«Троица»
______________
Эти 150 человек организованы в наших дефолт-системах мозга по-разному, по разным принципам.
Картинка выше — это домашние задания участников курса «Чертоги разума», на котором они выписывали всех людей, о которых думают. Все эти стикеры — имена, но скрываются за ними не реальные люди, а интеллектуальные объекты, образы, собранные нами самими про каждого из этих людей.
Дело в том, что любые интеллектуальные объекты мы организуем по одним и тем же принципам. Отсюда и произрастают три типа мышления:
— конструкторы. Их стаи и другие интеллектуальные объекты организовываются по иерархическому принципу, всё классифицировано и структурировано (работа — отдельно, семья — отдельно, друзья — отдельно). Строят сложные логические конструкции, но учитывают меньше элементов. Они сугубо рациональны;
— центристы. У них есть несколько главных в их жизни людей, а дальше они выписывают всех, кто с ним связан. Они видят центрированные структуры. Определяют сущность происходящего;
— рефлекторы. Набрасывают крупными мазками. Живут в мире, где есть огромное количество людей (их стаи шире, чем стаи предыдущих двух типов), от которых у них разные впечатления.
Это совершенно разные способы думать и смотреть на мир. Посмотрите на картинку ниже. У вас и всех ваших знакомых каким-то из этих способов организовывается всё, что вы видите вокруг. А теперь подумайте, о каком понимании друг друга вообще может идти речь?
Каждый из этих способов по-своему дефектен.
Франс де Вааль — профессор этологии — изучал шимпанзе в голландском зоопарке. Сразу отметим: не думайте, что обезьяны «чешут» друг друга потому, что у них там жучки в шерсти, нет, они занимаются этим потому, что при подобных манипуляциях у особей выделяется дофамин и окситоцин. Именно это поведение де Вааль и изучал. На его исследованиях и продемонстрируем вам принципиальную разницу между типами мышления. На рисунке слева изображена схема, которую с легкостью построил бы конструктор, а справа — центрист. Заметили, в чем подвох? Центристы учитывают, как часто кто и кого «чешет», они видят связи, существующие между элементами. Конструкторы же учитывают категориальные связи, но не фактические. Рефлекторы в этом случае будут чувствовать, кто как относится к ним самим.
Если мы хотим собирать сложные интеллектуальные объекты (для нового проекта на работе, для более эффективного выполнения прежних задач, для обучения или для личных связей — не важно), то необходимо:
— изучить свой собственный способ думать;
— понять, как можно собирать информацию другими способами.
В таком случае мы соберем максимально сложные модели реальности.
Главная идея «Троицы» — гениальность. Есть люди, не понимающие ни бельмеса, есть люди, понимающие, как общая масса, а есть некоторые, понимающие больше остальных. Засчет чего они понимают больше? Засчет того, что информацию собирают и преобразуют сразу несколькими способами. Мы должны научить свою ДСМ пользоваться ими. И для этого нам необходимы другие люди.
Итак, главные выводы из лекции Андрея Курпатова:
1. Мы должны бороться с иллюзией, что можем сделать что-то с помощью своего сознания.
2. Думает в нас сложный нейрофизиологический комплекс, созданный для «думания» о других людях, и когда мы решаем любые другие задачи, мы пользуемся этим же комплексом. Суть в том, что научиться этому комплексу давать задачи и делать его деятельность целенаправленной мы можем.
3. Люди собирают интеллектуальные объекты по-разному, и мы должны помогать мозгу собирать интеллектуальные объекты так, как наша дефолт-система мозга не привыкла, и тогда мы сможем создавать нечто действительно стоящее.
Автор: Светлана Павлова.