Читаю детям стихотворение А. Н. Плещеева:
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»
- О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева? (О весне)
- Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц? (Дошла. Апрель.)
- И какие признаки весны мы с вами наблюдаем? ( Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, на нем можно увидеть кучевые облака (Демонстрируется иллюстрация). На реках тает лед. Деревья просыпаются, набухают почки.). Что за явление природы - ледоход? (Ответы детей)
- Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили? (Ответы детей) Правильно, растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать. Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему? (Не хватает солнца, воды, тепла)
- Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы? (Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим птиц).
- А если мы перестанем это делать? Что произойдет? (Все завянет и погибнет)
- Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Загадываю загадку: Послушайте загадку: «Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает» Что это? (Лес)
- А почему вы так решили? (В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами топят печки.).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.)
- Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла (Спрашиваю, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву).
- (Обобщаю) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показываю картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Тепло, свет)
- А что нам дает тепло, свет? (Солнце)
- Да, солнце – основа жизни. (Ставлю солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (Вода, почва) (если затрудняются, задаю наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
- Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставлю почву). И тогда вырастет растительный мир (ставлю деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без кого как вы думаете? (Насекомых)
- Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставлю насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? (Птицы)
- Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставлю птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?(Много разведется насекомых, которые съедят растения)
- А если убрать насекомых? (Некому будет опылять растения)
- А если убрать растения? (Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет)
- Хотим мы этого? (Нет)
- Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
И в заключение прослушайте стихотворение Я. Акима «Береги свою планету»:
«Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
Итог. Ребята, что мы сегодня с вами узнали? (ответы детей) Что делали? (Ответы детей).