Законы Российской Федерации и иные нормативные акты о судебной власти и правоохранительных органах.




Нормативные источники курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Общая характеристика нормативных источников, их классификация

 

Предметом изучения учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются акты законодательства, регламентирующие организацию судебной власти и правоохранительных органов.

Они могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные РФ.

2. По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или ее субъектов нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации. Сферы ведения, в том числе и совместного, Российской Федерации и ее субъектов регламентированы ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации.

3. В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты можно подразделить на:

акты органов законодательной власти,

акты федеральных органов исполнительной власти,

акты органов судебной власти.

4. В зависимости от вида субъекта правоотношений акты можно подразделить на следующие группы:

- о суде и судебной власти,

- о прокуратуре,

- об органах, осуществляющих деятельность по раскрытию и расследованию преступлений,

- о нотариате,

- об адвокатуре и адвокатской деятельности, и т.д.

 

Конституция Российской Федерации в системе нормативных источников.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (Статья 15 Конституции РФ). Она является основой для построения и деятельности всего механизма государства, в том числе судебной власти и правоохранительных органов. Она предполагает принятие федеральных конституционных законов о судебной системе Российской Федерации, полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, и иных федеральных судов, федеральных законов о прокуратуре, о дополнительных требованиях к судьям судов Российской Федерации, порядке и основаниям прекращения и приостановления полномочий судьи, порядке привлечения к уголовной ответственности судей, финансировании судов, порядке назначения судей, суде присяжных и т.д. Эти нормы являются основой для формирования судебной и правоохранительной системы. Помимо этого, Конституция РФ содержит большое число норм, затрагивающих деятельность судов и правоохранительных органов, и имеющих прямое действие. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся, к примеру, нормы о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии граждан перед законом и судом, об обеспечении прав и свобод человека путем доступа к правосудию, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, о презумпции невиновности, о праве не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений властью. В главе 7 «Судебная власть и прокуратура» находятся основные принципы осуществления правосудия. Среди них то, что правосудие осуществляется только судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон и т.д.

Законы Российской Федерации и иные нормативные акты о судебной власти и правоохранительных органах.

Законы Российской Федерации представляют собой основу формирования судебной и правоохранительной систем Российской Федерации. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Вопросам организации судебной власти и построения судебной системы посвящены следующие федеральные конституционные законы.

1. Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

2. Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 15.12.2001) «О Конституционном суде РФ»;

3. Федеральный конституционный закон РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»;

4. Федеральный конституционный закон РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

5. Федеральный конституционный закон «О Верховном суде РФ»;

6. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции»;

7. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 28.11.2009) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

8. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

9. Федеральный Закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 (в редакции от 7 февраля 2011 г.) «О Прокуратуре РФ».

10. Федеральный Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

11. Федеральный закон РФ о мировых судьях.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля 1994 № 4462-1; Федеральный закон от 31.05.02 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Особое место в системе нормативных актов занимают кодексы Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в действующей части и Кодекс административного судопроизводства (КАС) в которых содержатся ряд положений об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов различных инстанций. УПК РФ устанавливает органы дознания и предварительного следствия и определяет их компетенцию. Некоторые вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов разрешаются законами субъектов Российской Федерации. В частности, все субъекты РФ приняли законы о мировых судьях, многие регионы приняли законы о порядке согласования при назначении на должность прокурора субъекта РФ. Подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции и законам РФ (ст.ст. 90 и 115 Конституции РФ). К их числу можно отнести: 1 ) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные нормативные акты. Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов, например, Указы Президента РФ № 1182 от 27.09. 2010 года «Вопросы Следственного Комитета Российской Федерации» и от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», О государственных наградах. Постановлениями Правительства РФ, осуществляющего руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов. Отдельную группу нормативных актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений. Если эти акты касаются прав и интересов граждан, то они приобретают силу только после регистрации их в Министерстве юстиции РФ и открытого опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти нормативные акты публикуются также в ведомственных журналах, например: «Законность» - Генеральной прокуратуры РФ, «Российская юстиция» - Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ и других. К источникам курса можно отнести акты (постановления, заключения, определения) Конституционного Суда РФ; Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ. Их тексты публикуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ» или «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», журнале «Российская юстиция». Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Для России важнейшими из них являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 года и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Всеобщая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: