Проверочная работа
По БИОЛОГИИ
КЛАСС
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 60 минут. Работа включает в себя
13 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
1 Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: хвощи, голосеменные, папоротники, мхи.
А. _____________________________ Б. _____________________________
В. _____________________________ Г. _____________________________
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком.
Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2 Каково значение растений в природе?
Ответ: __________________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения
в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
5) Двудольные
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) У подосиновика образуется плодовое тело.
2) Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней.
3) Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах.
4) В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин.
5) В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.
Ответ.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
|
Бактерии
Бактерии – просто устроенные микроскопические организмы. Бактериальная клетка сохраняет постоянную форму, так как окружена плотной _______(А). Ядерное вещество
у бактерий расположено в _______(Б). При недостатке пищи, влаги и при резких изменениях температуры бактериальная клетка образует _______(В).
Список слов:
1) мембрана
2) яйцо
3) оболочка
4) ядро
5) цитоплазма
6) спора
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. А Б В
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные. Запишите их названия в таблицу.
Голосеменные Покрытосеменные
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫРАСТЕНИЙ | ||
А) | cемяпочки развиваются в завязи пестика | 1) | Голосеменные |
Б) | размножаются не только половым, но и 2) | Покрытосеменные | |
вегетативным способом | |||
В) | орган размножения – цветок | ||
Г) | семяпочки лежат на чешуйках шишек | ||
Д) | среди жизненных форм отсутствуют травы | ||
Е) | семя содержит одну или две семядоли |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. | А | Б | В | Г | Д | Е | |
|
Установите последовательность процессов, вызывающих листопад у берёзы повислой.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) листопад у берёзы повислой
2) пожелтение листьев берёзы повислой
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа берёзы
4) сокращение длины светового дня
5) прекращение минерального питания листа берёзы повислой
Ответ.
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
9 К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1?
1) Двудольные
2) Голосеменные
3) Однодольные
4) Папоротниковые
Ответ:
Рисунок 1
10 Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ: __________________________________________________________________________
11 Верны ли следующие суждения о роли папоротникообразных?
А. Особенно богаты папоротникообразными влажные тропические и субтропические леса. Б. Каменный уголь образовался из древних вымерших папоротникообразных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Ответ.
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
12 Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
Капуста Сосна Картофель
Яблоня Ольха Мох сфагнум
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание | Как называется | Какие растения |
позволило разделить | данная группа | относятся к данной | |
растения? | растений? | группе? | |
Группа 1 | |||
Группа 2 | |||
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
13 13.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
Название
Среда обитания
13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
– Зелёные водоросли | |||||||
– Красные водоросли | |||||||
– Бурые водоросли | |||||||
– Мхи | |||||||
– Плауны | |||||||
– Папоротники | |||||||
– Хвощи | |||||||
– Голосеменные | |||||||
– Однодольные |
10 – Двудольные
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Кукушкин лён | Ламинария | Баклажан |
13.3. Какое из этих растений относят к низшим растениям?
Ответ: _______________________________________
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 9, 11, 13.3 оценивается 1 баллом. Правильный ответ на задания 3 и 8 оценивается 2 баллами. Если в ответе
переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 5, 7, 13.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки –
0 баллов.
Номер задания
1.1
13.2
13.3
Правильный ответ
А – папоротники
Б – мхи
В – голосеменные
Г – хвощи
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид | |||
Растения | Покрытосе- | Двудольные | Ромашки | Ромашка | |||
менные | аптечная | ||||||
ИЛИ | |||||||
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид | |||
кукушкин лён – 4
ламинария – 3
баклажан – 10
ламинария
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком.
Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | ||||||||
1) объект: голосеменные; | ||||||||
2) | ||||||||
объяснение, например: могут размножаться семенами. | ||||||||
Объяснение | может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке | |||||||
Правильно определён объект и дано объяснение | 2 | |||||||
Правильно определён объект, объяснение отсутствует / дано неправильно. | 1 | |||||||
Объект определён неправильно / не определён независимо от наличия/отсутствия | 0 | |||||||
объяснения. | ||||||||
ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
Максимальный балл | 2 | |||||||
Каково значение растений в природе? | ||||||||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
Правильный ответ должен содержать указание на значение растений в природе, | ||||||||
например: зелёные растения выделяют | кислород, необходимый для дыхания как | |||||||
самих растений, так и для других организмов, | ||||||||
ИЛИ растения образуют из неорганических веществ органические, которые | ||||||||
являются пищей для животных, грибов и человека | ||||||||
Правильно указано значение | ||||||||
Ответ неправильный | ||||||||
Максимальный балл | 1 |
Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные. Запишите их названия в таблицу.
Указания к оцениванию | |||
Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся | |||
к отделам, Голосеменные и Покрытосеменные | |||
Правильно приведено по три примера растений в каждом отделе | |||
Правильно приведено два-три примера растений, относящихся к одному отделу, | |||
и два примера растений, относящихся к другому отделу | |||
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. | |||
ИЛИ Ответ неправильный | |||
Максимальный балл | 2 |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
10 Какой признак показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | ||||||
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |||||||
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | |||||||
1) признак: число частей (тычинок, чашелистиков | , лепестков | ) цветка; | |||||
2) | |||||||
объяснение, например: у двудольных число частей кратно 5 или 4 / двойной | |||||||
околоцветник | |||||||
Правильно указан признак и дано объяснение | |||||||
Правильно указан только признак | |||||||
Признак не указан / указан неправильно | |||||||
Максимальный балл | 2 |
12 Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | ||||||||
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | ||||||||
1. Основание – выведение человеком для получения | ||||||||
пищевых продуктов; | ||||||||
1) | группа 1 – | культурные растения: капуста, яблоня, картофель; | ||||||
2) | группа 2 | – дикорастущие растения: ольха, сосна, мох сфагнум | ||||||
Правильно заполнены пять ячеек таблицы | ||||||||
Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы | ||||||||
Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы | ||||||||
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. | ||||||||
ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
Максимальный балл |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
13 13.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
Название | Ламинария | Кукушкин лён | Баклажан | |||
Среда обитания | Водная | Наземно-воздушная | Наземно-воздушная | |||
Указания по оцениванию | Баллы | |||||
Верно подписаны названия трёх растений и указаны среды их обитания | ||||||
Верно подписаны названия не менее двух растений и указаны среды обитания | ||||||
одного-двух из них. | ||||||
ИЛИ Верно подписаны только названия трёх растений, среды обитания не | ||||||
указаны / указаны неверно | ||||||
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. | ||||||
ИЛИ Ответ неправильный | ||||||
Максимальный балл | 2 |