Проверочная работа
По БИОЛОГИИ
КЛАСС
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 60 минут. Работа включает в себя
13 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |

1 Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: хвощи, голосеменные, папоротники, мхи.

А. _____________________________ Б. _____________________________

В. _____________________________ Г. _____________________________
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком.
Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2 Каково значение растений в природе?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения
в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
5) Двудольные

| Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |

Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) У подосиновика образуется плодовое тело.
2) Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней.
3) Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах.
4) В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин.
5) В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.

Ответ.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Бактерии
Бактерии – просто устроенные микроскопические организмы. Бактериальная клетка сохраняет постоянную форму, так как окружена плотной _______(А). Ядерное вещество
у бактерий расположено в _______(Б). При недостатке пищи, влаги и при резких изменениях температуры бактериальная клетка образует _______(В).
Список слов:
1) мембрана
2) яйцо
3) оболочка
4) ядро
5) цитоплазма
6) спора
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. А Б В

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные. Запишите их названия в таблицу.

Голосеменные Покрытосеменные

Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫРАСТЕНИЙ | ||
| А) | cемяпочки развиваются в завязи пестика | 1) | Голосеменные |
| Б) | размножаются не только половым, но и 2) | Покрытосеменные | |
| вегетативным способом | |||
| В) | орган размножения – цветок | ||
| Г) | семяпочки лежат на чешуйках шишек | ||
| Д) | среди жизненных форм отсутствуют травы | ||
| Е) | семя содержит одну или две семядоли |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Ответ. | А | Б | В | Г | Д | Е | |
Установите последовательность процессов, вызывающих листопад у берёзы повислой.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) листопад у берёзы повислой
2) пожелтение листьев берёзы повислой
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа берёзы
4) сокращение длины светового дня
5) прекращение минерального питания листа берёзы повислой

Ответ.
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |

9 К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1?
1) Двудольные
2) Голосеменные
3) Однодольные
4) Папоротниковые

Ответ:
Рисунок 1

10 Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?

Ответ: __________________________________________________________________________

11 Верны ли следующие суждения о роли папоротникообразных?
А. Особенно богаты папоротникообразными влажные тропические и субтропические леса. Б. Каменный уголь образовался из древних вымерших папоротникообразных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Ответ.
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |

12 Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.

Капуста Сосна Картофель

Яблоня Ольха Мох сфагнум
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.

| Номер группы | Какое основание | Как называется | Какие растения |
| позволило разделить | данная группа | относятся к данной | |
| растения? | растений? | группе? | |
| Группа 1 | |||
| Группа 2 | |||

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |

13 13.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.

Название

Среда обитания

13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
| – Зелёные водоросли | |||||||
| – Красные водоросли | |||||||
| – Бурые водоросли | |||||||
| – Мхи | |||||||
| – Плауны | |||||||
| – Папоротники | |||||||
| – Хвощи | |||||||
| – Голосеменные | |||||||
| – Однодольные |

10 – Двудольные
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.

| Кукушкин лён | Ламинария | Баклажан |

13.3. Какое из этих растений относят к низшим растениям?

Ответ: _______________________________________
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 9, 11, 13.3 оценивается 1 баллом. Правильный ответ на задания 3 и 8 оценивается 2 баллами. Если в ответе
переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 5, 7, 13.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки –
0 баллов.

Номер задания
1.1
13.2
13.3
Правильный ответ
А – папоротники
Б – мхи
В – голосеменные
Г – хвощи
| Царство | Отдел | Класс | Род | Вид | |||
| Растения | Покрытосе- | Двудольные | Ромашки | Ромашка | |||
| менные | аптечная | ||||||
| ИЛИ | |||||||
| Царство | Отдел | Класс | Род | Вид | |||
кукушкин лён – 4
ламинария – 3
баклажан – 10
ламинария
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки



| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком.
Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | ||||||||
| 1) объект: голосеменные; | ||||||||
| 2) | ||||||||
| объяснение, например: могут размножаться семенами. | ||||||||
| Объяснение | может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке | |||||||
| Правильно определён объект и дано объяснение | 2 | |||||||
| Правильно определён объект, объяснение отсутствует / дано неправильно. | 1 | |||||||
| Объект определён неправильно / не определён независимо от наличия/отсутствия | 0 | |||||||
| объяснения. | ||||||||
| ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
| Максимальный балл | 2 | |||||||
| Каково значение растений в природе? | ||||||||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
| Правильный ответ должен содержать указание на значение растений в природе, | ||||||||
| например: зелёные растения выделяют | кислород, необходимый для дыхания как | |||||||
| самих растений, так и для других организмов, | ||||||||
| ИЛИ растения образуют из неорганических веществ органические, которые | ||||||||
| являются пищей для животных, грибов и человека | ||||||||
| Правильно указано значение | ||||||||
| Ответ неправильный | ||||||||
| Максимальный балл | 1 |
Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные. Запишите их названия в таблицу.
| Указания к оцениванию | |||
| Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся | |||
| к отделам, Голосеменные и Покрытосеменные | |||
| Правильно приведено по три примера растений в каждом отделе | |||
| Правильно приведено два-три примера растений, относящихся к одному отделу, | |||
| и два примера растений, относящихся к другому отделу | |||
| Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. | |||
| ИЛИ Ответ неправильный | |||
| Максимальный балл | 2 |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |
10 Какой признак показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?

| Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | ||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |||||||
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | |||||||
| 1) признак: число частей (тычинок, чашелистиков | , лепестков | ) цветка; | |||||
| 2) | |||||||
| объяснение, например: у двудольных число частей кратно 5 или 4 / двойной | |||||||
| околоцветник | |||||||
| Правильно указан признак и дано объяснение | |||||||
| Правильно указан только признак | |||||||
| Признак не указан / указан неправильно | |||||||
| Максимальный балл | 2 |

12 Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | ||||||||
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | ||||||||
| 1. Основание – выведение человеком для получения | ||||||||
| пищевых продуктов; | ||||||||
| 1) | группа 1 – | культурные растения: капуста, яблоня, картофель; | ||||||
| 2) | группа 2 | – дикорастущие растения: ольха, сосна, мох сфагнум | ||||||
| Правильно заполнены пять ячеек таблицы | ||||||||
| Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы | ||||||||
| Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы | ||||||||
| Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. | ||||||||
| ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
| Максимальный балл |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| ВПР. Биология. 7 класс. Образец | Код |

13 13.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.

| Название | Ламинария | Кукушкин лён | Баклажан | |||
| Среда обитания | Водная | Наземно-воздушная | Наземно-воздушная | |||
| Указания по оцениванию | Баллы | |||||
| Верно подписаны названия трёх растений и указаны среды их обитания | ||||||
| Верно подписаны названия не менее двух растений и указаны среды обитания | ||||||
| одного-двух из них. | ||||||
| ИЛИ Верно подписаны только названия трёх растений, среды обитания не | ||||||
| указаны / указаны неверно | ||||||
| Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. | ||||||
| ИЛИ Ответ неправильный | ||||||
| Максимальный балл | 2 |