Общественное движение при Николае I




1. Влияние европейских революций 1848–1849 гг. на внутреннюю политику императора Николая I проявилось в

1) либерализации судебной системы Российской империи

2) усилении цензурного гнёта

3) даровании конституций Финляндии и Польше

4) создании фабричного законодательства

2. Прочтите отрывок из доклада и укажите время его создания.

«Вот главные начала (православие, самодержавие, народность), которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».

1) 1790-е гг. 2) 1810-е гг. 3) 1830-е гг. 4) 1860-е гг.

3. Когда была создана теория официальной народности?

1) в 1790-е гг. 2) в 1810-е гг. 3) в 1830-е гг. 4) в 1860-е гг.

4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название теории, которая в нём отражена.

«Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами: православием и самодержавием – находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».

1) теория просвещённого абсолютизма 2) теория официальной народности

3) теория крестьянского социализма 4) теория общности развития России и Европы

5. Укрепление роли государственного аппарата, усиление личной канцелярии, проведение финансовой реформы, споры западников и славянофилов и оформление «теории официальной народности» характерны для царствования

1) Павла I 2) Александра I 3) Николая I 4) Александра III

6. Прочтите отрывок из сочинения философа и укажите направление общественной мысли, к которому принадлежит автор.

«Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней европейские воззрения и на основании их судить о ней… Русское государство было основано не завоеванием, а добровольным призванием власти. Поэтому не вражда, а мир и согласие есть его начало».

1) славянофилы 2) западники 3) марксисты 4) декабристы

7. Прочтите отрывок из сочинения общественного деятеля и укажите общественное течение, идеи которого нашли отражение в этом отрывке.

«Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней европейские воззрения и на основании их судить о ней. Никакой договор не удержит людей, как скоро нет внутреннего на это желания. Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России…»

1) западники 2) марксисты 3) славянофилы 4) нестяжатели

9. Прочтите отрывок из доклада и укажите фамилию автора.

«Вот главные начала (православие, самодержавие, народность), которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».

1) C.C. Уваров 2) В.И. Ленин 3) П.А. Столыпин 4) П.Я. Чаадаев

10. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 2) Павла I 3) Николая I 4) Александра I

11. Прочтите отрывок из исторического источника и напишите фамилию его автора.

«По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: "Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности"».

Ответ: ______________

12. Прочтите отрывок из доклада министра народного просвещения и напишите фамилию этого министра.

«Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к (...) иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному (...) оценить (...) все противоположные элементы нашего гражданского образования (...) искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности – такова наша была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет (...)»

Ответ: ______________

13. Прочтите отрывок из сочинения исторического деятеля и напишите название течения общественной мысли, к которому принадлежал автор.

«Русский народ не политический, он никогда не бунтовал за свои политические права. Это народ социальный, имеющий задачей внутреннюю жизнь, жизнь земную. Россия – не Европа, и до тех пор, пока оно так, в ней невозможна революция <…> Опасность для России одна, если она перестанет быть Россиею».

Ответ: ______________

14. Какое из перечисленных положений характеризует взгляды западников?

1) Россия имеет самобытный путь исторического развития.

2) Ликвидация крепостничества – необходимое условие развития России.

3) Крестьянская община должна сохраняться и поддерживаться.

4) Революция – единственный путь проведения преобразований.

15. Кто из перечисленных лиц был славянофилом?

1) С.М. Соловьёв 2) А.С. Хомяков 3) Н.П. Огарёв 4) А.И. Герцен

16. Какое название в XIX в. получили сторонники особого пути развития России, отличного от западного?

1) социал-демократы 2) славянофилы 3) нестяжатели 4) декабристы

17. Представители общественной мысли 1840–1850-х гг., считавшие, что Россия должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались

1) нигилистами 2) западниками 3) славянофилами 4) народовольцами

18. Какую из перечисленных идей поддерживали славянофилы?

1) сохранение крепостного права 2) ликвидация крестьянской общины

3) созыв Земского собора 4) свержение самодержавия

19. Какие из перечисленных исторических лиц были представителями западничества в России в 1830–1840-х гг.?

1) П.И. Пестель и Н.М. Муравьёв 2) А.С. Хомяков и К.С. Аксаков

3) Т.Н. Грановский и Б.Н. Чичерин 4) А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский

20. Какие из перечисленных положений характеризуют взгляды славянофилов? Найдите в приведённом ниже списке два положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) крестьянская община – залог самобытного развития России

2) сохранение крепостного права

3) положительная оценка реформ Петра I

4) развитие России и Европы по общему пути

5) возможность избежать революционных потрясений с помощью государственных реформ

Ответ:    

21. Кто из перечисленных общественных деятелей был представителем западников в XIX в.? Найдите в приведённом списке двух общественных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.С. Аксаков 2) М.В. Буташевич-Петрашевский 3) К.Д. Кавелин

4) Т.Н. Грановский 5) И.В. Кирeевский

Ответ:    

22. Кто из перечисленных общественных деятелей был представителем славянофилов? Найдите в приведённом списке двух общественных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.Д. Кавелин 2) А.С. Хомяков 3) А.И. Герцен 4) Т.Н. Грановский 5) К.С. Аксаков

Ответ:    

23. В каких изданиях публиковали свои статьи славянофилы? Найдите в приведённом списке два издания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Москвитянин» 2) «Колокол» 3) «Полярная звезда»

4) «Русская беседа» 5) «Русский вестник»

Ответ:    

24. Кто из перечисленных общественных деятелей был представителем кружка славянофилов в XIX в.? Найдите в приведённом списке двух общественных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) М.В. Буташевич-Петрашевский 2) К.С. Аксаков 3) Б.Н. Чичерин

4) А.И. Герцен 5) И.В. Киреевский

Ответ:    

25. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите исторического деятеля, о котором идёт речь.

«Но поистине прискорбная участь постигла его в условиях идеологического раскола, он был целиком и полностью превращён в западника, даже в своего рода отца-основателя западничества. Правда, в этом в известной мере был повинен, прежде всего, сам мыслитель, опубликовавший в октябре 1836 года своё первое (из восьми) “Философическое письмо”, которое дало слишком много поводов для причисления его к безоговорочным поклонникам Запада».

1) П.Я. Чаадаев 2) С.М. Соловьёв 3) А.С. Хомяков 4) К.Д. Кавелин

26. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите автора произведения, о котором идёт речь.

«“Письмо” его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После “Горя от ума” не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними – десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. <…> Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».

1) А.С. Пушкин 2) В.Г. Белинский 3) Н.Г. Чернышевский 4) П.Я. Чаадаев

27. Представители общественной мысли 1840–1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались

1) нигилистами 2) социалистами 3) славянофилами 4) староверами

28. Запишите термин, о котором идёт речь.

Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого были возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор.

Ответ: ______________

29. Сравните особенности внутренней политики Петра I и Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) пропаганда «теории официальной народности»

2) подавление восстаний внутри страны

3) управление страной с помощью министерств

4) рост бюрократического аппарата

ЧЕРТЫСХОДСТВА ЧЕРТЫРАЗЛИЧИЯ
       
       

30. Установите соответствие между направлениями общественной мысли и их представителями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) западничество 1) К.С. Аксаков
Б) славянофильство 2) М.В. Буташевич-Петрашевский
В) утопический социализм 3) П.И. Пестель
  4) Т.Н. Грановский

 

А Б В
     

31. Какие из перечисленных изданий печатались А.И. Герценом в Вольной русской типографии в Лондоне? Найдите в приведённом списке два издания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Полярная звезда» 2) «Современник» 3) «Колокол»

4) «Искра» 5) «Отечественные записки»

Ответ:    

32. Прочтите отрывок из сочинения русского философа и публициста и укажите течение общественной мысли, к которому принадлежал автор.

«Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собой. Однако обычаи старины, все права и вольности городов и сословий были принесены в жертву для составления «плотного тела государства», когда люди, охранённые вещественной властью, стали жить не друг с другом, а, так сказать, друг подле друга… Община – одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может складываться целый гражданский мир».

1) славянофильство 2) марксизм 3) западничество 4) народничество

33. Запишите термин, о котором идёт речь.

Межсословная категория населения в России, представители которой, получив образование, оторвались от своей прежней социальной среды, с 1840-х гг. оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, составили социальную основу для формирования интеллигенции.

Ответ: _______________

Часть 2

1. В 1830–1850 гг. в России формировались различные общественно-политические течения. В центре их внимания были ключевые вопросы общественной жизни, главным из которых стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны.

1) Назовите не менее двух представителей западничества в России.

2) Назовите основные идеи западников, отражающие их взгляды на основные вопросы общественной жизни России. (Приведите не менее двух идей.)

 

2. В 1830–1850 гг. в России формировались различные общественно-политические течения. В центре их внимания были ключевые вопросы общественной жизни, главным из которых был вопрос о направлении дальнейшего развития страны.

1) Назовите не менее двух представителей славянофильства в России.

2) Какие идеи выдвигали представители славянофилов? Укажите не менее трёх положений.

1. «Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих русский искони взирал на неё как на залог счастия общественного и семейственного… Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный государству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия… Духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства…

Вот главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».

1) Как называлась теория, о которой идет речь в тексте?

2) Назовите 3-х крупнейших представителей теоретиков консервативно-охранительного направления в общественном движении России этого периода.

3) Назовите любые три мероприятия внутренней политики императора Николая I,
в которых реализовывались основные идеи указанной выше теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: