Учебно-методические рекомендации для обучающихся по подготовке к семинарским занятиям




В процессе подготовки к семинарским занятиям рекомендуется использовать не только конспекты лекций и учебники, но и дополнительную литературу по теме. При этом следует стремиться к тому, чтобы в ходе самого семинара достигалось максимально полное и ясное понимание рассматриваемых проблем, не оставалось вызывающих затруднение вопросов.

Готовясь к семинару, необходимо повторить пройденный материал и составить конспект изученной дополнительной литературы. Целесообразно вести конспект и самого семинарского занятия, фиксируя обсуждаемые теоретические проблемы и возможные подходы к их решению, а также определения наиболее важных понятий и термины, которые используются для обозначения этих понятий.

Как правило, обязательным компонентом классического семинарского занятия является обсуждение рефератов/докладов по наиболее сложным и интересным темам (по выбору студентов или по заданию преподавателя), в которых на основе анализа актуального теоретико-правового знания и политико-правовой практики сопоставляются возможные варианты решения той или иной проблемы, вырабатывается собственная аргументированная позиция студента.

При подготовке к семинарским занятиям студентам следует обратить внимание на многообразие научных позиций по многим вопросам, на сложности, возникающие при изучении многих вопросов.

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, которая включает в себя, как уже было показано, два больших и тесно взаимосвязанных структурных элемента – теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Кроме того, большинство ученых отмечают, что в рамках теории права можно выделить такие составляющие ее элементы как философия права, социология права и догма права.

Сложным является вопрос о причинах и особенностях возникновении государства в различных регионах мира. Студенты зачастую забывают тот факт, что государство и государственность (составные элементы государства) возникали на разных территориях у разных народов неодинаково. Следует обратить внимание на период военной демократии, восточный и западный пути развития государств, на формирование и функционирование государств-полисов.

Характеризуя происхождение права, следует обратить внимание на то, что его первыми источниками были первобытные обычаи; именно они «возводились в закон» и санкционировались государством. Благодаря им формировавшееся право получило название «обычное право». Однако с течением времени обычаи в ранге юридических правил перестали удовлетворять сложившиеся отношения, а потому государственная власть, стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания.

Рассматривая понятие государственной власти, студенту следует помнить, что существует две точки зрения на соотношение государственной и политической власти. Одни ученые (например, М.И.Байтин) считают, что понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественны, другие (например, Ф.М.Бурлацкий, В.Д.Перевалов) разграничивают их, указывая, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, и осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы (политическими партиями, политическими лидерами, общественными организациями и т.д.).

При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (например, А.Ф.Черданцев), другие полагают, что механизм государства понятие более широкое и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту, также как и в предыдущем вопросе, следует изучить обе позиции, и выбрать какая из них наиболее верная, и более точно отражает реальность.

Раскрывая функции государства, студент должен показать их взаимосвязь с механизмом государства, отметив, что практическая деятельность последнего напрямую связана с выполнением функций государства. Студент должен знать виды и содержание современных функций государства.

Значительные трудности у студентов вызывают вопросы, касающиеся понятия и структуры политической системы. Следует обратить внимание, что понятие «политическая система» включает в себя характеристику социального содержания власти и ее носителя; указывает на систему институтов и организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; определяет нормы и принципы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности. Понятия «государство» и «политическая система» не одинаковы по содержанию, в любой политической системе государство является ее частью, центральным институтом.

Изучение теории права начинается с достаточно сложного вопроса – правопонимания. При изучении данной темы следует выделить основные типы правопонимания в зависимости от отношения исследователя к проблеме соотношения права и закона. Необходимо акцентировать внимание на том, что сторонники позитивистского типа правопонимания (юридический позитивизм, нормативизм, психологическая школа права, историческая школа права, социологическая школа права) отождествляют право и закон, а представители естественно-правового и материалистического их различают.

При изучении темы «Источники права» необходимо знать, что в юридической учебной и научной литературе используется два термина – «форма права» и «источник права» и что последний термин имеет несколько смысловых значений и может рассматриваться в материальном, идеальном, волевом и юридическом смысле.

При изучении тем «Система права», «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» студенту рекомендуется обратиться к таким нормативным правовым актам как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др., что позволит более обоснованно и аргументировано различать частное и публичное право, материальное и процессуальное право, внутригосударственное от международное право, давать характеристику видам правонарушений и юридической ответственности. Кроме того, студенту важно различать систему права и систему законодательства, систему права и правовую систему.

В теме «Реализация правовых норм. Правоприменение» студент должен знать формы реализации права, выделять правоприменение как особую форму реализации права, характеризуя стадии и принципы правоприменительного процесса. Рассматривая применение права при наличии пробелов и коллизий, студент должен помнить, что пробел в праве обозначает отсутствие в законодательстве норм права, необходимых для разрешения вопросов, входящих в сферу правового регулирования, а коллизия в праве, напротив, есть противоречие между действующими нормами права.

Очень важной в теории права является и тема «Правовые отношения», позволяющая студенту получить знания о действии права, что в дальнейшем создаст необходимое условие для успешного изучения отраслевых дисциплин. Большого внимания требует изучение проблемы юридических фактов и юридических составов, их роли в образовании правоотношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: