Тематика государства будущего




В романе “Когда спящий проснется” (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллс прибегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности в их предельно резком, крайнем выражении. Однако писатель отказывается от фантастической символики “Острова доктора Моро” и “Вой­ны миров”. Он переносит нас в “реальное” государство далекого будущего с его классовыми конфликтами, показанными здесь в неопосредствованной форме.

Развитие капитализма привело к образованию всемирного треста, главный комитет которого, так называемый “Белый совет”, держит в подчинении все человечество. Высокое раз­витие производительных сил в этом государстве сочетается с безудержной эксплуатацией и террором. Рабочие — на пути к состоянию морлоков. Существует двенадцать видов полиции. Грандиозные возможности, открывшиеся в результате прогрес­са науки, используются во вред человечеству.

“Белый совет” не видит больше смысла прикрывать свое господство авторитетом традиции и представительными учреж­дениями. Английский король спился и подвизается на сцене второразрядного мюзик-холла. Парламент превратился в про­стой пережиток старины. На него никто больше не обращает внимания. Создание “мирового государства” не привело к уни­чтожению шовинизма, напротив, его всячески раздувают с целью ослабить сопротивление трудящихся. Прибегая и парадоксу, Уэллс показывает, что национальная рознь является по су­ществу лишь замаскированным способом осуществления клас­совых интересов буржуазии. Когда в Париже вспыхивает восстание рабочих, правительство привозит из Африки негров, и они с пением стихов Киплинга о “бремени белого человека” идут на штурм рабочих кварталов. Окончательно выродившаяся церковь с “ускоренным исполнением треб для занятых деловых людей” тоже находит свое место в системе “мирового государ­ства”.

Из персонажей романа наиболее интересен инженер Острог— своего рода Гриффин, но показанный на более широком обще­ственном фоне. Острогу, который ведет демагогическую аги­тацию против “Белого совета”, удается с помощью обманутых рабочих организаций на время захватить власть. Острог — представитель научного знания, направленного против народа. Цель его прихода к власти — предотвратить социальную ре­волюцию, которая грозит “мировому государству” в результате недальновидной политики “Белого совета”, и сохранить старый порядок вещей. Новая революция свергает Острога, На этот раз Уэллс не видит в революции угрозы цивилизации — на­против, она оказывается единственным способом сохранить достижения культуры, спасти человеческую личность от гибели.

Через несколько лет Уэллс снова вернулся к своему рома­ну для того, чтобы подвергнуть его основательной редактуре. Переработанный роман, получивший несколько иное название, “Спящий просыпается” (The Sleeper Awakes, 1910), не вытеснил, однако, вариант 1899 г. “Когда спящий проснет­ся”; он продолжал переиздаваться в своём первоначальном виде и после выхода в свет его переделки.

Свое представление о государстве будущего Уэллс излагает в романе-трактате “Современная Утопия” (A Modern Utopia, 1905). Утопия — счастливое государство, организованное на основах фабианского социализма или, попросту говоря, госу­дарственного капитализма. В Утопии установлена государ­ственная собственность на землю и природные ресурсы и муни­ципальная собственность на энергию. Промышленность и сельское хозяйство отданы на концессионных началах частным владельцам и кооперации. Право наследования, отменено, и благосостояние человека зависит исключительно от его трудо­любия. Но не всякий человек по природе трудолюбив, рассуждает Уэллс, и поэтому в Утопии немало бедняков.

Утопия создалась в результате целой эпохи политических потрясений, разрушивших старый общественный строй, что дало возможность интеллигентской партии, принявшей назва­ние “самураев Утопии”, построить свое идеальное государство. Самураи Утопии — это одновременно и политическая партия, подчиненная строжайшей дисциплине, и что-то вроде высшей интеллектуальной расы. Место классовых различий заняла классификация по интеллектам. В Утопии существуют четыре класса ума: поэтический, аналитический, тупой и пошлый.

Всякий, кто сумеет доказать, что принадлежит к одному из двух высших классов и пожелает подчиниться строгому уставу “самураев”, может войти в эту партию.

Однако Уэллс сам не очень верит в возможность осущест­вления своей мечты. Способно ли современное общество пре­образоваться и Утопию? “Суд Линча в Соединенных Штатах”, “Погромы в царской России”, “Бандитизм в Лондоне” — эти заголовки, прочитанные на газетном листе, заставляют автора кончить свою книгу нотой неумеренности и сомнения. “Огром­ная сила чувствуется в этом мире,— пишет он в заключение книги.— Она бьет в нос, она сбивает с ног. Какая польза, семеня мелкими шагами по тротуару, рассуждать... об Утопии, защищать ее, доказывать ее превосходство...”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: