В романе “Когда спящий проснется” (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллс прибегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности в их предельно резком, крайнем выражении. Однако писатель отказывается от фантастической символики “Острова доктора Моро” и “Войны миров”. Он переносит нас в “реальное” государство далекого будущего с его классовыми конфликтами, показанными здесь в неопосредствованной форме.
Развитие капитализма привело к образованию всемирного треста, главный комитет которого, так называемый “Белый совет”, держит в подчинении все человечество. Высокое развитие производительных сил в этом государстве сочетается с безудержной эксплуатацией и террором. Рабочие — на пути к состоянию морлоков. Существует двенадцать видов полиции. Грандиозные возможности, открывшиеся в результате прогресса науки, используются во вред человечеству.
“Белый совет” не видит больше смысла прикрывать свое господство авторитетом традиции и представительными учреждениями. Английский король спился и подвизается на сцене второразрядного мюзик-холла. Парламент превратился в простой пережиток старины. На него никто больше не обращает внимания. Создание “мирового государства” не привело к уничтожению шовинизма, напротив, его всячески раздувают с целью ослабить сопротивление трудящихся. Прибегая и парадоксу, Уэллс показывает, что национальная рознь является по существу лишь замаскированным способом осуществления классовых интересов буржуазии. Когда в Париже вспыхивает восстание рабочих, правительство привозит из Африки негров, и они с пением стихов Киплинга о “бремени белого человека” идут на штурм рабочих кварталов. Окончательно выродившаяся церковь с “ускоренным исполнением треб для занятых деловых людей” тоже находит свое место в системе “мирового государства”.
Из персонажей романа наиболее интересен инженер Острог— своего рода Гриффин, но показанный на более широком общественном фоне. Острогу, который ведет демагогическую агитацию против “Белого совета”, удается с помощью обманутых рабочих организаций на время захватить власть. Острог — представитель научного знания, направленного против народа. Цель его прихода к власти — предотвратить социальную революцию, которая грозит “мировому государству” в результате недальновидной политики “Белого совета”, и сохранить старый порядок вещей. Новая революция свергает Острога, На этот раз Уэллс не видит в революции угрозы цивилизации — напротив, она оказывается единственным способом сохранить достижения культуры, спасти человеческую личность от гибели.
Через несколько лет Уэллс снова вернулся к своему роману для того, чтобы подвергнуть его основательной редактуре. Переработанный роман, получивший несколько иное название, “Спящий просыпается” (The Sleeper Awakes, 1910), не вытеснил, однако, вариант 1899 г. “Когда спящий проснется”; он продолжал переиздаваться в своём первоначальном виде и после выхода в свет его переделки.
Свое представление о государстве будущего Уэллс излагает в романе-трактате “Современная Утопия” (A Modern Utopia, 1905). Утопия — счастливое государство, организованное на основах фабианского социализма или, попросту говоря, государственного капитализма. В Утопии установлена государственная собственность на землю и природные ресурсы и муниципальная собственность на энергию. Промышленность и сельское хозяйство отданы на концессионных началах частным владельцам и кооперации. Право наследования, отменено, и благосостояние человека зависит исключительно от его трудолюбия. Но не всякий человек по природе трудолюбив, рассуждает Уэллс, и поэтому в Утопии немало бедняков.
Утопия создалась в результате целой эпохи политических потрясений, разрушивших старый общественный строй, что дало возможность интеллигентской партии, принявшей название “самураев Утопии”, построить свое идеальное государство. Самураи Утопии — это одновременно и политическая партия, подчиненная строжайшей дисциплине, и что-то вроде высшей интеллектуальной расы. Место классовых различий заняла классификация по интеллектам. В Утопии существуют четыре класса ума: поэтический, аналитический, тупой и пошлый.
Всякий, кто сумеет доказать, что принадлежит к одному из двух высших классов и пожелает подчиниться строгому уставу “самураев”, может войти в эту партию.
Однако Уэллс сам не очень верит в возможность осуществления своей мечты. Способно ли современное общество преобразоваться и Утопию? “Суд Линча в Соединенных Штатах”, “Погромы в царской России”, “Бандитизм в Лондоне” — эти заголовки, прочитанные на газетном листе, заставляют автора кончить свою книгу нотой неумеренности и сомнения. “Огромная сила чувствуется в этом мире,— пишет он в заключение книги.— Она бьет в нос, она сбивает с ног. Какая польза, семеня мелкими шагами по тротуару, рассуждать... об Утопии, защищать ее, доказывать ее превосходство...”