Контроль скорости и направления движения




Тема 1

1) Ответы: 1-3; 2-4; 3-6; 4-2; 5-1; 6-5.

Тема 3

1) Требования, которые нужно соблюдать для предупреждения травматизма на уроках по лыжной подготовке:

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости.
Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).
Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.
Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.
Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.
Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой.
Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время занятий участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом учителя. Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

3) Травмы:

Механические. Ушибы, повреждения суставов и связок, чаще нижних конечностей, значительно реже переломы, вывихи, ранения.

Холодовые. Общее переохлаждение (озноб), обморожение конечностей и открытых частей тела.

Тема 5

Контрольный тест. Ответы.

1.б 2.б 3.г 4.б 5.а 6.б 7.а 8.б 9.а 10.в 11.б 12.г 13.в 14.б 15.г 16.б 17.в 18.а 19.б 20.а 21.а 22.в 23.а 24.б 25.в 26.а 27.б 28.а

7) Методические приемы, применяемые в процессе обучения:

Рассказ, показ, объяснение, опробование.

8) Методы обучения способам передвижения на лыжах на различных этапах обучения:

Этап начального разучивания.

1.Метод речевого воздействия

2. Наглядно-демонстрационный метод

3. Метод обучения движения по частям

4. Метод обучения движения в целом

Этап углубленного разучивания.

1. Метод целостного упражнения

2. Речевой метод

3. Метод идеомоторного упражнения

4. Метод обеспечения наглядности

Этап закрепления и совершенствования навыков

1. Метод стандартно-повторного упражнения

2. Метод вариативного упражнения

3. Идеомоторный метод упражнения

4. игровой и соревновательный метод

9) Причины двигательных ошибок обучающихся на первом этапе разучивания:

1. Недостаточная подготовленность обучаемых

2. Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи

3. Искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль

4. Отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления

10) Этапы обучения двигательным действиям.

1. Начальное разучивание.

Цель этапа - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи этапа: сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД); разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники действия; разучить общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники).

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа – завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи этапа: оптимизировать ООД, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной про­граммы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об основных опорных точках (ООТ), добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в жи­вых образах, точных понятиям и установках); совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в со­ставе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения; повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности соз­нанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

 

3. Закрепление и совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи этапа: довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, собственно исполни­тельной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык; обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, на­дежности и экономичности техники действия; гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движе­ний и уровнем развития двигательных качеств (способностей) применительно к условиям эффек­тивного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности.

11) Распространенные правила исправления ошибок.

1. Необходимо разрушить неправильное представление о движении (показать правильно или неправильно);

2. Объяснить причины и следствия ошибки;

3. Добиться правильного выполнения движения – с этой целью необходимо широкое применение подводящих, а иногда и подготовительных упражнений.

Тема 6

1) Лыжные гонки - циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются по времени прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок.

3) Отличия способов передвижения в работе рук, ног, количестве шагов в цикле хода:

1. У конькобежца, в частности, маховая нога совершает в воздухе дугообразное движение, а лыжник выносит ногу вперед по кратчайшей траектории и идет с более широко расставленными ногами.

2. Перед началом отталкивания лыжник чаще всего сгибает опорную ногу в коленном суставе, выполняя подседание, которое не так явно выражено у конькобежца.

3. Отличие конькового хода от классического: возможность поддерживать оптимальную скорость мышечного сокращения в более широком диапазоне скоростей передвижения.

4) Способы передвижения составляющие группу классических лыжных ходов:

1. Одновременный бесшажный

2. Одновременный ход в один шаг

3. Попеременный ход в два шага

4. Ход в четыре шага

5) Способы передвижения составляющие группу коньковых лыжных ходов:

1. Полуконьковый ход

2. Ход коньком

3. Ход коньком в два шага

4. Ход коньком в одновременный шаг

5. Попеременный ход коньком

 

8) Методика обучения попеременному двухшажному ходу.

 

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: обучить технике скользящего шага при ходьбе без палок, совершенствовать устойчивое скольжение на одной лыже, обучить толчку ногой и научить синхронно, делать маховые движения ногами и руками.

 

Средства:

1- передвижение скользящим шагом без палок под уклон и на равнине с сохранением одноопорного скольжения

2- то же с учетом числа шагов при прохождении отрезков 30—50 м

3- коньковый ход под уклон 2—3°

4- спуски со склонов с выполнением различных заданий

5- отталкивание лыжей на месте из и. п. выпада, масса тела на толчковой ноге, находящейся сзади и слегка согнутой; отталкиваться в направлении вперед-вверх, одновременно выпрямляя ногу в коленном суставе (с опорой на две палки и без опоры);

6- маховые маятникообразные движения правой (левой) ногой вперед-назад из и. п. стойки лыжника с опорой на палки, масса тела на левой (правой) лыже;

7- по окончании фазы свободного скольжения на левой ноге вынос махом правой ноги на выпад и плавный перенос на нее массы тела (переступание) с последующим скольжением и синхронной сменой рук и возврат в и. п.;

8- то же, но с правой ногой в качестве опорной;

9- бег на лыжах (8—10 м) при держании палок ниже петель с переходом на скользящий шаг с прокатом на одной лыже на равнине, в подъем 2—3°.

 

Методические указания:

1- Упражнения выполнять в переменном темпе и ритме.

2- Стремиться к устойчивому скольжению на одной лыже и плавному переносу массы тела.

3- Мах переносной ногой начинать движением в тазобедренном суставе опорной ноги, а мах рукой — движением плеча.

4- Добиваться мягкой постановки переносной лыжи и плавной загрузки ее массой тела.

5- Уточнить представление занимающихся о позе лыжника в момент максимального приложения усилий при отталкивании ногой (бедро толчковой ноги в вертикальном положении)

 

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: обучить попеременному двухшажному ходу с использованием палок, обучить попеременному двухшажному ходу с использованием палок, отрабатывать согласованность движений ногами и руками.

 

Средства:

1- одновременный бесшажный ход под небольшой уклон и на равнине с поочередным отталкиванием двумя палками и одной (правой, левой)

2- передвижение попеременным двухшажным ходом в подъем 2—3° с акцентом на толчках палкой в момент постановки ее на снег

3- передвижение скользящим шагом с размахиванием руками, держащими палки за середину

4- то же, но с захватом палок ниже петель и периодической постановкой их на снег, согласуемой с движением ног (без активных толчков руками)

5- бег на лыжах с небольшим прокатом (палки держать ниже петель) и акцентированием внимания на выносе, постановке палок и своевременном начале толчка рукой (сразу с постановкой палки на снег) в подъем 2—3°

 

Методические указания:

1- При отталкивании одновременно двумя руками палки ставить на снег у креплений лыж

2- При отталкивании одной рукой палка ставится на снег на уровне каблука. При этом масса тела должна быть больше сосредоточена на разноименной, несколько выдвинутой лыже

3- Для согласования работы рук и ног надо отталкиваться палками вначале неактивно и передвигаться по лыжне в подъем 2-—3 °

4- Вынос руки вперед должен совпадать с выдвижением разноименной ноги.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: совершенствовать технику хода в целом.

 

Средства:

1- передвижение попеременным двухшажным ходом с различной скоростью на учебной лыжне и на пересеченной местности

2- передвижение под уклон 2—3 ° на равнине скоростным вариантом одновременного одношажного хода с толчком ногой и активным отталкиванием одноименной рукой (другую палку взять под мышку)

3- то же, но с чередованием толчков правой и левой ногой и рукой

4- чередование скоростного варианта одновременного одношажного хода с отталкиванием одной, правой или левой, рукой (3—5 циклов) и попеременного двухшажного хода (3—5 циклов).

 

Методические указания:

1- Повышать эффективность толчков ногами и руками (контролируя силу и быстроту, направление и завершенность), использовать скольжение на лыже

2- От занятия к занятию, увеличивать частоту шагов, добиваясь оптимального соотношения длины и частоты

3- Учить занимающихся видоизменять технику, сообразуясь с состоянием лыжни (мягкая, твердая, ухабистая) и рельефом местности.

 

9) Основные ошибки при изучении попеременного двухшажного хода.

1. Передвижение на прямых ногах

2. Двухопорное скольжение

3. "Подпрыгивающий" ход - вертикальные колебания

4. Незаконченный толчок палкой.

 

12) Методика обучения одновременному двухшажному коньковому ходу.

 

1. Начальное и углубленное разучивание.

Цель этапа - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Добиться согласованности работы ног и рук.

 

Средства:

1- имитация одновременного двухшажного хода по разделениям на три счета из и. п., в котором оказывается лыжник после толчка руками: на счет «раз» сделать шаг правой (левой) ногой руки с палками энергичным махом вынести вперед (кольцами к себе), на счет «два» сделать следующий шаг (нижние концы палок продолжают движение вперед, на счет «три» оттолкнуться палками (обозначить толчок) и приставить толчковую ногу к опорной

2- слитная имитация хода

3- слитное выполнение хода под уклон 2—3 ° с активным отталкиванием руками.

 

Методические указания: Упр. 1 вначале выполнять без лыжных палок. Палки ставить в снег (кольцами к себе) не одновременно: раньше ставить на снег палку, одноименную толчковой ноге, в данном случае левую.

 

2. Закрепление, совершенствование.

 

Цель - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: совершенствовать технику хода в целом.

 

Средства: передвижение одновременным двухшажным коньковым ходом на различных подъемах.

 

Методические указания: Начинать изучение цикла хода следует с изучения отталкивания левой и правой ногой. Угол отведения в сторону носка лыжи при отталкивании ногой к ее кантование изменять с учетом крутизны подъема, жесткости трассы.

 

13) Типичные ошибки при изучении техники коньковых ходов.

 

1. Несоответствие направлений отталкивания руками и передвижения ноги

2. чрезмерное разведение носков лыж в стороны (широкая елочка), что приводит к сокращению длины шага

3. неполное перемещение массы тела с одной ноги на другую в каждом коньковом шаге, что сопровождается противоупором

4. незавершенный толчок руками

5. чрезмерное сгибание или, наоборот, выпрямление рук в локтевых суставах перед постановкой палок на опору

6. недостаточное изменение угла наклона и низкая активность участия в отталкивании руками

7. излишние поперечные перемещения

8. выталкивания ногой вверх, увеличивающие вертикальные перемещения тела

 

15) Методика обучения спускам с гор.

 

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Создать у занимающихся правильное представление о способах спуска с гор.

 

Средства:

1- Краткий рассказ о стойках при cпусках и условиях их выполнения

2- Демонстрация преподавателем способов спуска с гор

 

Методические указания: Обратить внимание па самые важные моменты в стойках спуска и условия их применения.

 

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: Обучить занимающихся стойкам спуска и спуску по ровному склону.

 

Средства:

1- Имитация основных стоек спуска: высокой, средней, низкой

2- Спуски со склона в высокой, средней и низкой стойках

3- Спуски со склона с изменением варианта стойки (т.е. плавно переходя из одной стойки в другую)

4- Косые спуски со склона в высокой, средней и низкой стойках

 

Методические указания:

1- Обучение всем видам стоек начинается на ровном месте. Следует несколько раз сменить стойки в разной последовательности: из низкой перейти в высокую, из высокой в среднюю и наоборот.

2- Вначале спуски выполняются на ровных некрутых (4-5°) склонах небольшой длины Снежный покров должен быть хорошо укатан. Постепенно крутизна склона увеличивается (до 10°), но значительно удлинять склон не следует.

3- Сочетание стоек: основная – низкая – основная - высокая. Приседать и распрямляться только за счет работы коленей. Обратить внимание на положение рук. Кисти рук с зажатыми палками - на уровне бедер и несколько впереди них. Кольца не должны волочиться по снегу.

4- При косом спуске верхняя лыжа должна быть выдвинута вперед (примерно на 10 см), нижняя - загружена, туловище развернуто от склона.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: Совершенствование в спусках по ровному склону, ознакомить занимающихся со способами преодоления неровностей на склоне.

 

Средства:

1- Многократные пружинистые приседания при спуске основной стойке

2- Спуски с поворотами го ловы вправо и влево

3- Спуски без палок с разно образным положением рук

4- Спуски с подбиранием на склоне различных предметов (варежек, флажков, веток)

5- Спуски с проездом в ворота разной высоты, сооруженные из лыжных палок, а) высокой; б) средней; в) низкой стойках

6- Спуски с преодолением нескольких ворот с приседаниями под ними и выпрямлением между ними («волной»)

7- Игры и соревнования на склонах: «Кто в низкой стойке укатится с горы как можно дальше?», «Кто дольше проедет на одной лыже?», «Кто, спускаясь, не собьет ворота?» и т.д. (см. раздел «Подвижные игры и игровые упражнения на лыжах»)

8- Краткий рассказ об основных неровностях склона (буграх, впадинах, уступах, выкатах, встречном склоне)

9- Показ приемов преодоления различных неровностей

Методические указания:

1- По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона. Совершенствование проводить в различных условиях естественной местности, на спусках различной трудности, приучая занимающихся к скорости, к применению разных стоек. Менять спуски, выбирая то пологие и открытые, то более крутые, то с рыхлым снегом, то раскатанные. Спускаться по жесткому и свежему снегу, в оттепель и мороз.

2- При первоначальном обучении необходимо разъяснить занимающимся причины падений при преодолении неровностей, затем показать приемы их преодоления. Показ сопровождать словесными комментариями.

 

16) Ошибки в процессе овладения техникой спусков с гор.

1. Напряженные прямые ноги

2. Спуск в положении «угла»: ноги прямые, туловище наклонено вперед

3. Вес тела не перенесен на нижнюю лыжу, верхняя лыжа значительно загружена

4. Постановка лыж на ребро производится сгибанием ноги в голеностопном суставе, а не наклоном коленей к склону

5. Верхняя лыжа не выдвинута вперед

6. Прямое положение туловища. Палки волочатся по снегу

7. Неправильное положение рук: руки впереди, папки кольцами вперед

8. Лыжи не поставлены на ребро: а) правильное положение лыж, б) неправильное положение лыж

9. Палки волочатся по снегу

 

17) Методика обучения способам торможений на лыжах.

 

Обучение торможению изменением стойки спуска.

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Создать у занимающихся правильное представление о технике торможения.

 

Средства:

1- 1. Краткий рассказ о технике торможения и условиях его выполнения

2. Демонстрация преподавателем техники торможения

 

Методические указания:

1- Обратить внимание на самые важные моменты в технике торможения и условия его применения

2- Показ проводят на склоне небольшой длины

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: Обучить занимающихся технике торможения изменением стойки спуска.

 

Средства:

1. Имитация на месте низкой, основной, высокой стоек спуска

2. Имитация высокой стойки спуска с последующим выпрямлением туловища

3. Имитация перехода из низкой стойки спуска в среднюю, а затем в высокую

4. Переход из низкой стойки спуска в среднюю, затем в высокую на пологом выкате со спуска

 

 

Методические указания:

1- Обращать внимание на положение туловища, палок, расположение веса тела

2- Приседать и вставать только за счет работы коленей

3- Плавно переходить из одной стойки спуска в другую.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: совершенствование техники торможения изменением стойки спуска.

 

Средства:

1- Спуски по ровному склону различной крутизны с изменением стойки на выкате спуска

2- Игры и игровые упражнения

 

Методические указания: совершенствование проводить в различных условиях естественной местности, на спусках с меняющимся рельефом.

 

Обучение торможению «плугом» и «полуплугом »

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: создать у занимающихся правильное представление о технике торможения. При решении этой задачи используются те же средства и методические указания, что и при обучении технике торможения изменением стойки спуска.

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: обучить занимающихся технике торможения «плугом».

 

Средства:

1- Имитация положения «плуга» одной, а затем другой лыжей («полуплуг»)

2- Отведение одной лыжи в положение «плуга» («полуплуг»)

3- Имитация положения «плуга» на ровном месте

4- Имитация положения «плуга» на склоне средней крутизны

5- Выполнение торможения «плугом» из высокой стойки на пологом сколе (при постоянном положении ног)

6- Выполнение торможения «плугом» с изменением угла разведения лыж

 

Методические указания:

Поставить лыжу «плугом» и проверить правильность ее положения.

Отведение выполнять за счет давления каблуком ботинка на лыжу.

Принять положение «плуга» и сделать несколько неглубоких пружинистых приседаний, сводя колени и сгибая голеностопы вперед-внутрь.

Встать на склон, опираясь на палки. Поставить лыжи так, чтобы носки находились в 10 см друг от друга, а пятки разошлись в стороны примерно на 1,5 м. Наклоном коленей внутрь и давлением каблуков ботинок поставить лыжи на внутренние ребра. Палки приподнять над снегом. Лыжи не должны скользить вниз.Принять положение «плуга» сразу после начала движения на вершине горы и сохранить его до конца спуска или до остановки. Обратить внимание на жесткое удержание лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем чтобы избежать их наезда друг на друга.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: Совершенствование техники торможения «плугом» («полуплугом»).

 

Средства:

1- Выполнение торможения «плугом» с изменением угла разведения лыж и скорости движения по командам: «Уже!», «Шире!», «Медленнее!», «Быстрее!», «Стой!»

2- Торможение «плугом» на горе, размеченной ориентирами 3. Игры и игровые упражнения

 

Методические указания:

Совершенствование торможения проводится на склонах разной крутизны с меняющимся рельефом, с различной глубиной снежного покрова.

Ориентирами обозначается часть склона, которую проходят без торможения, места начала торможения, окончания его или полной остановки. Изменяя это расстояние, можно усложнять или облегчать задание

Следить за жестким удержанием лыж в положении «плуга».

 

Обучение торможению упором

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Создать у занимающихся правильное представление о технике торможения. При решении этой задачи используются те же средства и методические указания, что и при обучении технике торможения изменением стойки спуска.

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: Обучить занимающихся технике торможения упором.

 

Средства:

1- Отведение одной лыжи в положение упора и возвращение в исходное положение - стоя на ровном месте

2- Торможение упором на склоне

Методические указания:

Правильно сгибать колено опорной и разворачивать туловище в сторону отводимой лыжи.

Вначале выбираются пологие, укатанные склоны без бугров. Чтобы больше затормозить движение, нажимом каблука ботинка следует увеличить отведение пятки тормозящей лыжи. Поставить ее больше на ребро. Движение такое, как будто лыжник отгребает от себя снег пяткой лыжи.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: Совершенствование техники торможения упором.

 

Средства:

1- Торможение упором на склоне средней крутизны

2- Выполнение упражнения: «спуск – торможение – спуск – торможение»

3- Выполнение торможения с изменением ширины упора: узкий – широкий – узкий – широкий

4- Выполнение торможения упором по командам преподавателя: «Упор!», «Уже!», «Шире!», «Упор верхний!», «Упор нижний!».

5-Торможение упором на горе размеченной ориентирами 6.Игры и игровые упражнения

 

Методические указания:

Торможение всегда начинать плавно с последующей резкой загрузкой лыжи Начинать спуск в основной стойке.

При спуске наискось тормозить как верхней, так и нижней лыжей.

Обращать внимание на положение лыж, расположения веса тела, наклон туловища. Сохранять прямолинейность движения.

 

 

18) Типичные ошибки при освоении способов торможений.

Изменением стойки спуска

1. Резкое выпрямление ног в коленных суставах

2. Несвоевременное выпрямление туловища (при высокой скорости движения), что может привести к падению

3. При выпрямлении туловища вес тела переносится на носки

 

«Плугом»

1. Выполнение «плуга» на прямых ногах

2. Одновременное разведение носков и пяток лыж

3. Постановка лыж плоско, а не на внутренние ребра

4. Слишком резкое торможение, что может привести к падению

5.Перекрещивание носков лыж

6. Неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения

7. Недостаточное разведение пяток лыж

 

«Упором»

1. При торможении загружаются обе лыжи

2. Отведённая в упоре нога сильно сгибается в колене

3. Не загружена и не согнута в колене нога, на которой идёт скольжение

4. Недостаточное кантование лыжи, находящейся в упоре

5. Малый угол отведения пятки лыжи

 

19) Методика обучения поворотам при спусках с гор.

Обучение повороту переступанием

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Создать у занимающихся правильное представление о технике поворота переступанием.

 

Средства:

1- Краткий рассказ о технике поворота и условиях его выполнения

Обратить внимание на самые важные моменты в технике поворота и условия его применения

2- Демонстрация преподавателем техники поворота

 

Методические указания: Техника поворота демонстрируется на склоне небольшой длины.

 

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: Обучение переступанию и переносу веса тела с лыжи на лыжу.

 

Средства:

1- Перенос тела с лыжи на лыжу (на месте)

2- Поворот переступанием на месте

3- Односторонний «коньковый» ход сначала в одну, а затем в другую сторону (несколько раз отталкиваясь одной лыжей)

4- Спуск с горы в основной стойке с переносом веса тела то на одну, то на другую лыжу

5- Спуск с горы с приподниманием носка лыжи

6- Спуск с горы с шагами в сторону

7- Поворот переступанием к склону из спуска наискось

8- Переступание, двигаясь по кругу и активно отталкиваясь ребром наружной лыжи

 

Методические указания:

Следить за положением туловища. Менять направление движения (направо и налево). Упражнение выполняется по еле выката со спуска (на небольшом уклоне) или на ровной площадке. Одна лыжа продвигается вперед, а другой лыжник отталкивается, ставя ее на ребро носком в сторону.

Следить за положением туловища.

Спуск выполняется в высокой стойке. При поднимании носка лыжи пятку не отрывать от склона. Проскользив 1-3 м, опустить носок на снег. Повторить то же другой лыжей.

Поднять лыжу параллельно склону и переставить ее на полшага в сторону, плавно приставить другую лыжу. Выполнять шаги поочередно в обе стороны. Менять направление движения (косой спуск поочередно то одной, то с другой стороны).

Менять направление движения (направо и налево). Быстро, но плавно приставлять наружную лыжу после отталкивания стараться оттолкнуться быстро и сильно.

 

3. Закрепление, совершенствование.

Цель этапа - обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Задачи: Совершенствование техники поворота переступанием.

 

Средства:

1- Из прямого спуска поворот переступанием на пологом склоне

2- Из косого спуска поворот на склоне с переходом на косой спуск в противоположном на правлении

3- Повороты на склонах с не - одинаковым рельефом и состоянием снега

4- Серия поворотов на склоне то в одну, то в другую сторону

5- Поворот с отталкиванием палками

6- Игры и игровые упражнения («Слалом на равнине», «Карусель» и др.)

 

Методические указания:

Постепенно увеличивать скорость движения. Выполнять спуск, то увеличивая, то уменьшая угол поворота. Совершенствуя поворот, избегать отклонения туловища назад и излишней загрузки пяток лыж. Выполнять активное отталкивание с ребра наружной лыжи. Больше подавать туловище вперед и наклонять его в сторону поворота. Совершенствуя повороты, выполнять их на склонах большей длины и крутизны, по большим и малым дугам.

 

Обучение повороту «упором»

1.Начальное разучивание.

Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Задачи: Создать у занимающихся правильное представление о технике поворота «упором». При решении этой задачи используются те же средства и методические указания, что и при обучении технике поворота переступанием.

 

2. Углубленное разучивание.

Цель этапа - завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Задачи: Обучить занимающихся технике поворота «упором».

 

Средства:

1- Имитация положения упора на ровном месте

2- Имитация поворота упором в разные стороны из стойки прямого спуска и наискось

3- Косой спуск в основной стойке, верхняя лыжа поднята

4- Косой спуск, верхняя лыжа переводится в упор и возвращается в исходное положение

5- Выполнение поворота упором на равнине после спуска на пологом склоне

 

Методические указания:

Отвести лыжу, ставя ее в упор, на ребро, перенести на нее вес тела, вернуться в исходное положение.

Обязательным условием выполнения поворота упором является выдвижение «рулящей» лыжи вперед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: