Выбор IT-решения.
Процесс выбора ИС представляет собой несколько этапов (итераций). На каждом этапе вводятся определенные критерии выбора, в соответствии с которыми выбираются те или иные IT-системы. Суть такого подхода заключается в том, что путем введения критериев исключаются большинство ИТ-систем, которых на рынке более 1000, и выбор сводится к нескольким продуктам. Затем проводится сравнительный анализ этих продуктов и выбор наиболее предпочтительного по совокупности показателей.
Планирование процесса выбора.
1. Определить тип внедряемой IT- системы (erp, wms и т.д.), исходя из соответствия назначения ИТ-системы выявленным проблемам.
2. На основании финансово-экономических показателей (выручка, прибыль) определить величину бизнеса ООО «Мираторг». (Малый, средний, крупный).
3. Составить список IT-продуктов и их сравнительную характеристику для данной категории, учитывая следующие критерии:
· Возможность интеграции с 1С
· ИС должна быть адаптивной и масштабируемой. Возможность дальнейшей автоматизации других областей предприятия
· Надежность вендора – рассматривать только производителей с хорошей репутацией и высокой позицией на рынке. Опробированность решения, “best-practice”
· Ограничения бюджета
4. Разработать систему критериев для сравнения IT-продуктов. Дать описание этих критериев.
5. Сформировать систему показателей, в которой будут учитываться технические характеристики, стоимость, надежность и функциональные возможности. Ввести шкалу для оценки относительной важности альтернатив. Провести сравнительный анализ по методу анализа иерархий Т. Саати.
6. Выбрать IT- решение на основе проведенного анализа. При этом следует исходить из того, что наилучший выбор это система, состоящая из наилучших элементов, а также наиболее удовлетворяющая стратегии качества.
|
Процесс выбора.
Руководствуясь планом процесса выбора, был осуществлен процесс выбора.
1. Большинство выявленных проблем в складском хозяйстве ООО «Мираторг» являются проблемами информационного обеспечения. Поэтому в качестве внедряемой ИС рассматривается класс erp-систем.
2. Основные финансово экономические показатели ООО «Мираторг»:
· EBITDA – 1,6 млрд. руб.
· Выручка – 23,5 млрд. руб.
· Чистая прибыль – 2,18 млрд. руб.
Согласно постановлению правительства №556 от 22.07.2008. Размер годовой выручки не может превышать:
· для микропредприятий - 60 млн. руб
· для малых предприятий - 400 млн. руб
· для средних предприятий - 1 млрд. руб
На основании вышеуказанного постановления ООО «Мираторг» относится к категории крупного бизнеса.
3. Исходя из критериев, обозначенных в плане выбора, произведен предварительный отбор IT-продуктов:
· Microsoft Dynamics NAV
· 1С: Предприятие 8.0.
· Галактика
· Парус-8
Сравнительная характеристика IT-решений.
1С 8.0 | MS Navision | Галактика | Парус 8 | |
Архитектура системы | 2-х звенная: сервер СУБД + толстый клиент Хотя декларируют наличие сервера приложений, но полноценный он появится только в 8.1 | 3-х звенная | 3-х звенная | 2-х звенная Архитектура «клиент-сервер» |
СУБД | MS SQL Server | MS SQL Server Navision (поставляется бесплатно) Oracle Pervasive.SQL MS SQL Server | ||
Учет нескольких предприятий в системе. Получение консолидированной отчетности | Да, учет ведется в одной базе | В разных базах с дальнейшей консолидацией | Да, учет ведется в одной базе | Да, учет ведется в одной базе |
Удаленный доступ | Да | Да | Да | Да |
Создание новых документов и их настройка без программирования | Нет Есть жестко настроенный. Изменения только через код | Нет Есть жестко настроенный. Изменения только через код | Нет | Да |
Настройка сценария обработки документов | Нет | Нет | Нет | Нет |
Картотека контроля движения запасов | Нет | Нет | Нет | Нет |
Подбор оптимальных поставщиков по заданным параметрам | Да Изменения через код | Да | Да | Да |
Резервирование | Резервирование есть, жестко зашитое, не настраиваемое | Да | Да | Да |
Система штрих кодирования | Да Изменения через код | Да Изменения через код | Да Изменения через код | Да Изменения через код |
Система ценообразования | Да Изменения через код | Да Изменения через код | Да Изменения через код | Да Изменения через код |
Система учета затрат | Да Жесткая Изменения через код | Да Жесткая Изменения через код | Да Жесткая Изменения через код | Да Жесткая Изменения через код |
Анализ эффективности работы менеджеров | Да | Да | Да | Да |
Замена товара на любом этапе его движения | Ограниченно, сторнированием | Ограниченно | Нет данных | Нет данных |
Распределение, квотирование поставки | Да Изменения через код | Да | Нет данных | Нет данных |
Розничная продажа | Есть у партнера | Нет данных | Нет данных | Да |
Управление размещением товара в местах хранения | Да | Да | Да | Да |
Учет произвольных характеристик товара. | Да | Да | Да | Нет |
Система лимитирования складских запасов | У партнеров | Да | Да | Да |
Ведение аналогов товара | Нет | Да | Да | Да |
Учет с использованием системы счетов | Изменения только через код | Изменения только через код | Настраиваемый. Легко расширяемый. | Настраиваемый Легко расширяемый. |
Количество планов счетов | Ограничен | Ограничен | Ограничен | Нет ограничений |
Число уровней аналитики | Ограничен | Ограничен | Ограничен | |
Параметризованный механизм выполнения проводок по документу | Зашит в коде | Зашит в коде | Есть ограничения | Да |
Поддержка методов трансформации финансовой отчетности из российских стандартов в иные национальные (интернациональные) стандарты | Доработка партнера | Доработка партнера | Да | Нет данных |
Наличие CRM | Есть | Есть | Есть | Есть |
|
|
4. При выборе IT-системы потребности компании, сформулированные в терминах бизнеса, должны быть конвертированы в технические и экономические критерии:
· функциональные возможности,
· совокупная стоимость владения,
· перспективы развития, поддержки и интеграции,
· технические характеристики.
Ниже приведено более подробное описание критериев.
Критерий №1. Функциональные возможности
Под функциональными возможностями следует понимать соответствие системы тем основным бизнес-функциям, которые существуют или планируются к внедрению в организации.
Критерий №2. Совокупная стоимость владения
Совокупная стоимость владения информационной системой — сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период ее полного жизненного цикла.
Прямые и косвенные затраты могут включать следующие составляющие.
1.1. Основные затраты:
· разработка системы;
· оборудование — серверы, клиентские места, периферия, сетевые компоненты;
· стоимость лицензий;
· обновление (модернизация).
1.2. Эксплуатационные затраты:
· управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);
· поддержка работоспособности системы — персонал, функционирование справочной службы, обучение, закупки, подготовка контрактов на поддержку системы;
· разработка инфраструктуры, бизнес-приложений.
Критерий №3. Перспективы развития, поддержки и интеграции
Перспективы развития и поддержки, в основном, определяются поставщиком решения и тем комплексом стандартов, который заложен в систему и составляющие ее компоненты.
Надежность поставщика решения определяется, в первую очередь, временем существования и долей рынка, которую он занимает. Важным фактором является форма, в которой вендор осуществляет свое присутствие на российском рынке: наличие сети сертифицированных центров технической поддержки, авторизованных учебных центров, «горячих линий» для консультаций.
Критерий №4. Технические характеристики
К техническим характеристикам системы относятся следующие:
· архитектура системы (концепция, определяющая модель, структура, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов информационной системы);
· масштабируемость (способность системы увеличивать свою производительность при добавлении ресурсов);
· надежность, особенно в части выполнения критичных бизнес-приложений;
· способность к восстановлению при сбоях оборудования;
· наличие средств архивирования и резервного копирования данных;
· наличие средств защиты от преднамеренных и непреднамеренных технических нападений.
Технические характеристики влияют на такие параметры системы, как возможность наращивания при необходимости функциональных возможностей и увеличение числа пользователей. Возможность интеграции с другими системами определяется совокупностью поддерживаемых стандартов.
5. В соответствии с системой критериев сформированы четыре показателя, по которым оценивается приемлемость той или иной альтернативы:
· Функциональные возможности
· Совокупная стоимость владения
· Надежность
· Технические характеристики
Для оценки относительной важности альтернатив используется шкала:
1 – равная важность; 3 – умеренное превосходство; 5 – существенное превосходство; 7 – значительное превосходство; 9 – очень сильное превосходство, 2.4.6.8 – промежуточные значения.
Дальнейшие расчеты проводятся по методу анализа иерархий Т. Саати
Результаты расчетов:
Функциональные возможности
Совокупная стоимость владения
Надежность
Технические характеристики
Обобщенные приоритеты
Выбор IT- решения.
Руководствуясь стратегией качества и результатами проведенного анализа, было принято решение выбрать продукт Microsoft Dynamics NAV для внедрения.