Анализ безубыточности и рентабельности




Анализ безубыточности

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:

- определение точки безубыточности (также встречается наименование «точка равновесия» и английское словосочетание break-event point, BEP) – минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).

- определение «запаса прочности» организации с точки зрения прибыльности – степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.

- выявление и оценка причин, повлиявших на изменение «запаса прочности» организации.

При неотрицательной маржинальной прибыли точка безубыточности (ВЕР) в денежном выражении рассчитывается по формуле:

если Выручка от реализации – Переменные затраты > 0, то

В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.

 

Точка безубыточности как критерий успешной работы компании

Достаточно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности – критерий успешной работы предприятия; рост точки безубыточности – свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются, иными словами, не изменяются объемы продаж.

Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился – размер, измеряющийся объемами продаж – компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.

Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально оборотам компании. Поэтому ВЕР мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия-производителя автомобилей. Предприятие-производитель автомобилей будет иметь ВЕР заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.

Выясняется, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. ВЕР всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, ВЕР может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется рассмотренный далее запас прочности.

Запас прочности по прибыли

Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.

Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является запас прочности. Он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). Запас прочности определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.

Определение запаса прочности позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации).

 

Изменение точки безубыточности: определяющие факторы

Возможны ситуации, при которых объемы реализации предприятия от периода к периоду остаются стабильными, при этом точка безубыточности возрастает.

Подобная ситуация является тревожным симптомом: зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации.

Причины роста минимально допустимого объема продаж (роста ВЕР) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действия самого предприятия. Изменения внешней среды – это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия предприятия, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами – например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат не его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло- и электроэнергия. Также возможной причиной роста ВЕР является изменение структуры продаж – компания стала продавать меньше прибыльной продукции.

Таким образом, на величину запаса прочности оказывают влияние три фактора:

- выручка от реализации продукции (работ, услуг);

- величина постоянных затрат;

- значение ценового коэффициента.

Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь запаса прочности с перечисленными параметрами перепишем формулу запаса прочности следующим образом:

Факторы, определяющие величину запаса прочности, являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения запаса прочности организации:

- увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!);

- снижение постоянных затрат;

- увеличение доли более прибыльной продукции – продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами.

 

Анализ рентабельности

Цель анализа рентабельности – оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал.

От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации, величина дивидендных выплат.

Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете трехосновных показателей – рентабельности всего капитала, собственного капитала и акционерного капитала.

Рентабельность всего капитала показывает, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль вложенного в предприятие капитала. В международной практике финансового анализа показатель рентабельности всего капитала определяется по формуле:

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

Аналогично рассчитывается и интерпретируется рентабельность акционерного капитала, определяемая как отношение чистой прибыли к величине акционерного (уставного) капитала организации.

Представление показателей рентабельности в годовом измерении наиболее удобно. Стоимость капитала на рынке (процентные и депозитные ставки) и макроэкономическое окружение (инфляция, ставка рефинансирования) характеризуются показателями в годовом выражении. При расчете рентабельности в годовом выражении создается адекватная база для оценки результатов деятельности конкретного предприятия и сравнения различных предприятий между собой.

Показатели рентабельности рекомендуется приводить к годовому измерению. Приведение показателей к годовому измерению осуществляется с помощью сомножителя (360/Продолжительность интервала анализа в днях).

 

Финансовый рычаг

Для анализа эффективности управления структурой источников финансирования предприятия рассчитывается так называемый эффект рычага. Суть эффекта рычага заключается в следующем: предприятие, используя заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственного капитала. Снижение или увеличение рентабельности собственного капитала зависит от средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера финансового рычага.

Финансовым рычагом называется соотношение заемного и собственного капитала организации:

Рекомендуется использовать в расчетах средние значения заемного и собственного капитала в анализируемом периоде: (данные на начало периода + данные на конец периода)/2.

Однако встречается подход, при котором используются не средние, а абсолютные значения собственного и заемного капитала на конкретную анализируемую дату. Выбор метода расчетов – на основании средних значений или значений на конкретную отчетную дату – осуществляется в индивидуальном порядке.

Не сложно заметить, что финансовый рычаг – показатель, обратный коэффициенту автономии.

Средняя процентная ставка рассчитывается как отношение общей стоимости заемного капитала в анализируемом периоде к величине заемного капитала.

где

Проценты в СБ – начисленные в анализируемом периоде проценты по кредитам, включаемые в себестоимость продукции, ден. ед.;

Проценты из прибыли – начисленные в анализируемом периоде проценты по кредитам, относимые на финансовые результаты, ден. ед.;

Разница рентабельности всего капитала и средней процентной ставки носит название дифференциал рычага. Дифференциал рычага предоставляет информацию для выбора целесообразной структуры источников финансирования. В данном случае под выбором целесообразной структуры источников финансирования понимается выбор наиболее «дешевых» для организации источников.

Произведение финансового рычага на его дифференциал определяет величину эффекта рычага:

Знак эффекта рычага (дифференциала рычага) отражает целесообразность увеличения заемного капитала:

- эффект рычага положительный – увеличение заемного капитала повышает рентабельность собственного капитала.

- эффект рычага отрицательный – увеличение заемного капитала нецелесообразно, это снижает рентабельность собственного капитала.

То есть если рентабельность всего капитала больше стоимости заемных источников финансирования, целесообразно увеличивать долю заемных средств (целесообразно с точки зрения повышения рентабельности собственного капитала). Если рентабельность всего капитала меньше стоимости заемных источников финансирования, целесообразно увеличивать долю собственных средств.

Абсолютное значение эффекта рычага отражает степень влияния структуры источников финансирования на рентабельность собственного капитала.

Влияние структуры источников финансирования на рентабельность собственного капитала можно представить в виде формулы:

Анализ факторов, повлиявших на изменение рентабельности собственного капитала, проводится с помощью формулы DUPONT. Формула DUPONT устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.

Оценка влияния изменений перечисленных показателей на рентабельность собственного капитала производится с помощью приема цепных подстановок. Согласно этому приему наибольшее влияние оказывает показатель, имеющий максимальную абсолютную величину коэффициента влияния.

Рентабельность собственного капитала и финансовая устойчивость имеют обратную зависимость. Достаточно обратить внимание на формулы коэффициента автономии и рентабельности собственного капитала.

и

При увеличении собственного капитала возрастает финансовая устойчивость организации и снижается рентабельность собственных средств. В связи с этим утверждение, что для предприятия всегда целесообразно увеличение собственного капитала является неоднозначным. Собственных средств должно быть достаточно для обеспечения финансовой устойчивости. Задача финансового менеджмента на предприятии – обеспечив финансовую устойчивость, способствовать росту рентабельности собственного капитала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: