Экономические, социальные и культурные права ребенка.




ПРАВА РЕБЕНКА

 

Вопросы: 1. Понятие экономических, социальных и культурных прав.

Закрепление экономических, социальных и культурных прав

В международном и национальном законодательствах.

Экономические, социальные и культурные права ребенка.

 

Вопрос 1. Понятие экономических, социальных и культурных прав

 

 

Экономические, социальные и культурные права – это права человека, имеющие отношение к рабочему месту, социальному обеспечению, семейной жизни, участию в культурной жизни, а также доступу к жилищу, питанию, воде, здравоохранению и образованию.

Хотя формулирование экономических, социальных и культурных прав может различаться от страны к стране или от одного правового документа к другому, их основной перечень является следующим:

■ права трудящихся, включая свободу от принудительного труда, право свободно принимать решение в отношении согласия на труд или его выбора, права на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вступление в профсоюзы и их создание и на забастовку;

■ право на социальное обеспечение и социальную защиту, включая право не получать произвольный или необоснованный отказ в охвате социальным обеспечением, а также право на равное пользование адекватной защитой в случае безработицы, болезни, пожилого возраста или при ином отсутствии у лица средств к существованию в не зависящих от него обстоятельствах;

■ предоставление охраны и помощи семье, включая права на заключение брака по взаимному согласию, на охрану материнства и отцовства и на защиту детей от экономической и социальной эксплуатации;

■ право на достаточный жизненный уровень, включая права на питание и свободу от голода, на достаточное жилище, на воду и на одежду;

■ право на здоровье, включая право на доступ к медицинским учреждениям, товарам медицинского назначения и медицинским услугам, на гигиену труда и окружающей среды и защиту от эпидемических заболеваний, а также права, имеющие отношение к сексуальному и репродуктивному здоровью;

■ право на образование, включая права на бесплатное и обязательное начальное образование и на доступное на основе способностей каждого среднее и высшее образование с учетом постепенного введения бесплатного образования, а также на свободу родителей выбирать школы для своих детей;

■ культурные права, включая правона участие в культурной жизни и долевое участие в пользовании результатами научных достижений, а также на охрану моральных и материальных интересов авторов, возникающих в связи с их научными, литературными или художественными трудами.

Эти права являются правами человека. Они получают всё более четкое определение в национальных, региональных и глобальных правовых системах, в законах и предписаниях, в национальных конституциях и в международных договорах. Их признание в качестве прав человека возлагает на государства юридические обязательства по обеспечению каждому в стране возможности пользоваться этими правами и по предоставлению средств правовой защиты в случае их нарушения. Как и в отношении других прав человека, признание экономических, социальных и культурных прав наряду с принципом недискриминации заостряет внимание на наиболее отчуждаемых, дискриминируемых и маргинализованных группах в обществе.

 

 

Вопрос 2. Закрепление экономических, социальных и культурных прав в международном

и национальном законодательствах

 

 

Говоря о международном законодательстве, содержащем ссылки на экономические, социальные и культурные права, следует упомянуть следующие основные международные договоры:

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

 

2. Договоры в области прав человека Организации Объединенных Наций:

Международная конвенция оликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.)

Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их

семей (1990 г.)

Конвенция о правах инвалидов (2006 г.)

 

3. Региональные договоры:

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Первый

Протокол к ней (1952 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.) и Европейская

социальная хартия (пересмотренная) (1996 г.)

Американская конвенция о правах человека (1969 г.) и Дополнительный протокол к

Американской конвенции о правах человека, касающийся экономических, социальных и

культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988 г.)

Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), Африканская хартия прав и основ

благосостояния ребенка (1990 г.) и Протокол к Африканской хартии прав человека и

народов, касающийся прав женщин в Африке (2003 г.)

 

Целесообразно рассмотреть закрепление экономических, социальных и культурных прав на примере какого-то одного принципиально важного базового (применительно к данной группе прав) международного договора, имеющего обязательную силу для государств-участников, например – Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года.

В преамбуле данного Международного пакта говорится, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. В статье 1 данного Пакта закрепляется право всех народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В части второй этой статьи констатируется, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года названы следующие права:

право на труд (ст. 6);

● право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7);

● право на создание профсоюзов и вступление в них (ст. 8, п.1а);

● право профсоюзов образовывать национальные федерации, конфедерации, международные

профессиональные организации и присоединяться к ним (ст. 8, п.1b);

● право профсоюзов на беспрепятственное функционирование без ограничений (ст. 8, п.1с);

● право на забастовки (ст. 8, п.1d);

● право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9);

● право на свободное вступление в брак и образование семьи (ст. 10);

● право на оплачиваемый дородовый и послеродовый декретный отпуск матери, с выплатой достаточных пособий по социальному обеспечению (ст. 10, п.2);

● право на охрану и помощь детям и подросткам без какой бы то ни было дискриминации (ст.

10, п.3);

● право на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11);

● право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12);

● право на образование (ст. 13, ст. 14);

● право на участие в культурной жизни (ст. 15, п.1а);

● право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения (ст.

15, п.1b);

● право на защиту авторских прав (ст. 15, п.1с);

● право на свободу научных исследований и творческой деятельности (ст.15, п.3).

 

Что же касается национального закрепления экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство делает это в конституции страны, с последующей правовой детализацией в конкретных законах страны и иных нормативно-правовых актах.

Так, в Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) в статье второй закреплено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Полный перечень экономических, социальных и культурных прав (а также гражданских и политических прав) человека и гражданина содержится в разделе II Конституции «Личность, общество, государство». Поскольку Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, то вполне закономерно, что вышеперечисленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года права получили своё закрепление и в Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Среди наиболее принципиальных положений данного раздела следует отметить зафиксированную в статье 21 высшую цель государства: обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. В этой же статье государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Важный конституционный принцип содержит статья 22, а именно: все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Если же государство и допускает ограничение прав и свобод личности, то только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23).

 

 

Вопрос 3. Экономические, социальные и культурные права ребенка

 

Право на труд

 

В соответствии с Конституцией, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (ст.41). Это применимо ко всем гражданам страны, однако в отношении малолетних граждан страны существуют дополнительные правовые регламентации, учитывающие специфику данной возрастной категории.

В Законе Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII “О правах ребенка» в статье 24 «Право та труд» зафиксировано, что каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных и горных работах, список которых утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным органом.

Эти же регламентации относительно шестнадцатилетних и четырнадцатилетних детей дублируются в статье 186 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9.07.1999 г. № 278-З, а также в статье 21 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З.

В Трудовом кодексе Беларуси вопросам правового регулирования несовершеннолетних граждан посвящена отдельная 20-я глава, которая так и называется «Особенности регулирования труда молодежи» (ст.272 – ст. 282).

В частности, в статье 272 Трудового кодекса содержится более уточнение относительно труда лиц в возрасте от 14 до 16 лет:

«с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:

1) не является вредной для его здоровья и развития;

2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательного учреждения и учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования.

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом». Одновременно, в Трудовом кодексе содержится разъяснение относительно работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (ст. 274): запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список таких работ утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающую установленные для них предельные нормы, которые также устанавливаются Правительством РБ или уполномоченным им органом.

Статья 273 Трудового кодекса РБ определяет права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях: несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными Трудовым кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями.

Так, все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медосмотру, который проводится в рабочее время с сохранением среднего заработка (ст. 275).

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни (ст. 276).

Трудовые отпуска работника моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (ст. 277).

Для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре (ст. 278).

Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников. Оплата труда учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате (ст. 279).

Местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц, впервые ищущих работу, в возрасте до 21 года, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд (ст. 280).

Выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, гарантируется предоставление первого рабочего места. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Правительством РБ. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое: ● выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, направленным на работу по распределению в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение они не состояли в трудовых отношениях; ● лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, если они не состояли в трудовых отношениях; ● военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, если на момент призыва на срочную службу они не состояли в трудовых отношениях (ст. 281).

Расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 Трудового Кодекса РБ, допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7–9 статьи 42 и пунктами 1–3 статьи 44 Трудового Кодекса РБ, – после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Следует также отметить, что положения статьи 279 Трудового кодекса РБ о справедливом вознаграждении за труд являются конкретизацией конституционного положения о том, что женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конституции Республики Беларусь).

В Конституции Республики Беларусь закреплено право на благоприятные условия труда, об этом, в частности, говорит статья 41, согласно которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда.

Что же касается такого права как право на создание профсоюзов и вступление в них, то в Законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22.04.1992 г. № 1605-XII в статье 2 говорится, что граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов. Как видим, возрастного уточнения данный закон не содержит. Однако, такая возможность для несовершеннолетних вытекает: во-первых, из положенийвышеупомянутогоТрудового кодекса РБ, а, во-вторых, из статьи 11 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4.10.1994 г. № 3254-XII, где установлено, что членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

 

 

Право на имущество

 

Основополагающие регламентации данного права содержатся в статьях 13 и 44 Конституции Республики Беларусь. Установлено, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

В развитие данных конституционных положений, в Законе Республики Беларусь 1993 г. “О правах ребенка» в статье 19 «Право на имущество» закреплено, что каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими. В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В то же время, принимая во внимание незрелость и жизненную неопытность несовершеннолетних, в целях разумного и дальновидного пользования, владения и распоряжения ими своим имуществом (а также осуществления иных прав и свобод), Закон Республики Беларусь “О правах ребенка», в статье 13 предусматривает, что ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей). При этом, юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 г. № 218-3 дает определение дееспособности граждан: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ч.1. ст.20). В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак (ч.2 ст.20). Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством (ч.3 ст.20).

Содержание понятия «эмансипация» раскрывается в статье 26 Гражданского кодекса РБ: несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

 

 

Право на жилище

 

Право ребенка на жилище закреплено в ряде международно-правовых документов, например, в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также в статье 16 Конвенции о правах ребенка 1989 г.

В национальном законодательстве Республики Беларусь праву ребенка на жилище также уделено достаточное внимание. В Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) в статье 47 государство гарантирует гражданам РБ право на жилище. Социально незащищенным гражданам государством либо местным самоуправлением жилище может быть предоставлено бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. В этой же статье содержится конституционная гарантия, что никто не может быть произвольно лишен жилья.

Закон Республики Беларусь 1993 г. “О правах ребенка» в статье 18 закрепляет за каждым ребенком право на жилище, одновременно отмечая, что реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

В новом Жилищном кодексе Республики Беларусь от 28.08.2012 г. № 428-З содержится ряд положений, касающихся несовершеннолетних. Так, в соответствии со статей 111 Жилищного кодекса, право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:

граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак до достижения совершеннолетнего возраста, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

инвалиды с детства;

граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;

граждане, которые по состоянию на 8 апреля 2006 года обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста двадцати трех лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях этих учреждений образования;

многодетные семьи, а также матери, которым присвоено звание «Мать-героиня» или которые награждены орденом Матери, орденом «Материнская слава» либо медалью «Медаль материнства» (у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу принятия на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда на одного члена семьи);

граждане, взявшие на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу принятия на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда на одного члена семьи).

Статья 120 Жилищного кодекса РБ первоочередное право на получение жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии предоставляетвоспитанникам (кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) домов-интернатов для детей-инвалидов, детских интернатных учреждений, а также инвалидам с детства.

Статья 121 Жилищного кодекса РБ предусматривает такую категорию как «специальные жилые помещения», которые не подлежат приватизации, обмену, разделу и предоставлению по договору поднайма. К таким специальным помещениям относятся, в частности, жилые помещения в:

• стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов);

• в детских домах семейного типа;

• в детских интернатных учреждениях.

Глава 25 Жилищного кодекса РБ полностью посвящена регулированию жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статьи 148 – 150).

На действующее жилищное законодательство Республики Беларусь ссылается и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9.07.1999 г. № 278-З. Статья 192 данного Кодекса также закрепляет за каждым ребенком право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Данная статья структурно размещена в главе 17 Кодекса «Материальные права ребенка». Кроме нее, в данной главе содержится также статья 191 «Право на материальное обеспечение» следующего содержания: каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.

 

 

Право на отдых и досуг

 

Статья 31 Конвенции о правах ребенка 1989 г. предписывает государствам-участникам признать право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Право трудящихся нашей страны на отдых закреплено в статье 43 Конституции Республики Беларусь.

Применительно к ребенку право на отдых конкретизировано в статье 25 Закона Республики Беларусь 1993 г. “О правах ребенка», в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на отдых и выбор занятий во внеучебное время в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, других мест отдыха и укрепления здоровья детей, устанавливает для детей льготный порядок пользования услугами в сфере культуры и физкультурно-оздоровительными услугами. Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Право детей Беларуси на отдых и досуг предусмотрено также статьей 187 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9.07.1999 г. № 278-З, где записано, что каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития.

 

 

Право на охрану здоровья

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года это право формулирует как право «на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» (ст. 12). Меры, которые должны принять государства-участники для полного осуществления этого права, должны включать мероприятия для: обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни (п.2 ст. 12).

Праву ребенка на охрану здоровьяв Конвенции о правах ребенка 1989 г. посвящена статья 24.В пункте 1 данной статьи Конвенция обязывает государства-участники признать за ребенком право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. А пункт 2 статьи 24 разъясняет, что полное осуществление права ребенка на охрану здоровья необходимо для:

• снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

• обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

• борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

• предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

• обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

• развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

Пункты 3 и 4 статьи 24 Конвенции обязуют государства-участники принимать любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей, а также поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права ребенка на охрану здоровья. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

В национальном законодательстве Республики Беларусь вопросам охраны здоровья граждан также уделяется достаточное внимание. Данное право зафиксировано в статье 45 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями).

Конкретизация к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: