Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом.




Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок — от 0 до 3 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки   Контакт полностью отсутствует
  Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
  Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
  Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность  
Оценки   Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
  Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)
  Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
  Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки   Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
  Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
  Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
  Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение  
Оценки   Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
  Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
  На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
  Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки   Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
  Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
  Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
  Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки   Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
  Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
  Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
  Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки   Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
  Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
  Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
  Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки   Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
  Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
  Развернутая речь, но практически недоступен диалог
  Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки   Отсутствуют
  Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
  Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
  Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Представленная схема наблюдений позволяет дифференцированно подходить к оценке степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка.

Обучение восприятию величины предметов, так же как и формы, проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе многочисленных проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Занятия состоят из трех этапов.

1. Практическое выделение величины
Цель занятий Развитие у детей умения ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, составлять сериационный ряд
Психотехнические игры «Составление двух и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы»
Оборудование Матрешки (двух-, трех и четырехместные). Бруски разной величины. Куклы и машинки разной величины. Игрушечная мебель разной величины
2. Зрительное восприятие величию
Цель занятий Обучение зрительному различению предметов различной величины, соотнесению зрительного образа со словом
Психотехнические игры «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
Оборудование Карточки с изображением предметов разной величины. Большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры. Фломастеры. Трафареты с изображением предметов и животных разной величины
3. Запоминание предметов с учетом их величины
Цель занятий Развитие умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины предметов
Психотехнические игры «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле»
Оборудование Карточки-лото с изображением предметов разной величины. Предметы разной величины. Картонные геометрические фигуры трех величин

Одной из задач психологической коррекции детей с аутизмом выступает формирование у них константного и целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху: все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен сформировать представление о том, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, пространственное расположение и к тому же занимает определенное место внутри целого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: