Participation of the state and business in the territorial accumulation of investments in the Far East




Участие государства и бизнеса в территориальной аккумуляции инвестиций на Дальнем Востоке

Аннотация. Анализируются условия территориальной аккумуляции инвестиций на Дальнем Востоке. Обосновываются ключевые факторы, определяющие инвестиционную привлекательность региона. Дается механизм адресной инфраструктурной поддержки инвесторов со стороны государства. Приводятся основные направления повышения эффективности вовлеченности бизнеса в партнерство с государством по развитию новых технологичных производств.

Ключевые слова. Инвестиционный климат, конкурентоспособность, территории опережающего развития, свободные экономические зоны, инфраструктурные проекты, прямые инвестиции, реинвестирование, субсидирование кредитов.

Participation of the state and business in the territorial accumulation of investments in the Far East

Abstract. The conditions of territorial accumulation of investments in the Far East are analyzed. The key factors determining the investment attractiveness of the region are evaluated. The mechanism of targeted infrastructure support of investors by the state is given. The efficiency of business involvement in partnership with the state for the development of new technological industries is evaluated.

Keywords. Investment climate, competitiveness, territories of advanced development, free economic zones, infrastructure projects, direct investment, reinvestment, credit subsidies.

 

Новая модель развития Дальнего Востока основана на создании здесь конкурентоспособного зарубежным странам Азиатско-Тихоокеанского региона (далее-АТР) инвестиционного климата и привлечении инвестиций; увеличении экспорта в страны АТР товаров, работ и услуг, производимых на территории Дальнего Востока. Ключевыми факторами, которые должны сформировать создание конкурентоспособного инвестиционного климата и условия для бизнеса на Дальнем Востоке более привлекательные, чем в странах-конкурентах являются: уровень налоговой и административной нагрузки на инвесторов; стоимость базовых издержек ведения бизнеса (в том числе энергоносителей, рабочей силы и заемного капитала), скорость и стоимость получения государственных и муниципальных услуг, безопасность ведения предпринимательской деятельности, скорость вывода продукции на рынок [1].

Под заявленную задачу была сформирована концепция ТОР - территорий опережающего развития и создана специальная структура - Свободный порт Владивосток (СПВ). Регистрация и осуществление деятельности компаний в ТОР и СПВ дает им фискальные и таможенные льготы, доступ к инвестициям и особым режимам хозяйствования. Так, например, из 92,5 млрд. руб., вложенных в 2017г. инвесторами Дальнего Востока (ДВ) 46 млрд. руб. пришлось на ТОР и 16,5 млрд. руб. на СПВ. Благодаря организации ТОР и СПВ региону удается поддерживать в последние пять лет индекс роста инвестиций в основной капитал выше среднероссийского, например в 2017г. это 110,3% против 104,7%. Рост экономики региона в 2016г. составил 3,9%, а в планах ВМР обеспечить среднегодовой рост на уровне 8%, в результате чего должно состояться удвоение среднедушевого ВВП к 2025г.

Поставленная цель отражает внешние проявления экономического успеха и требует качественной доработки с учетом характера технико-экономических изменений, однако на текущем этапе находится первоочередное инфраструктурное развитие.

Сегодня регион фактически является ресурсной провинцией страны, теряет население и отличается высокой капиталоемкостью. Условия инвестиционного развития осложняются и тем, что основными конкурентами дальневосточного региона (ДВР) являются такие динамично развивающиеся страны как Индия, Вьетнам и Китай. Также в регионе технологичные ниши занимают Япония и Южная Корея. В этой связи региону сложно привлекать инвестиции на мировом рынке, а для успешного развития иногда просто не хватает производимой в ДВР продукции. Так, например, имеющихся в регионе металлургических мощностей не хватает для нужд развития региона, поэтому металлургическую продукцию регион завозит из западной части страны и закупает за рубежом [2]. В рамках «Долговременной государственной программы комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года» (1987г.) была поставлена задача строительства горно-металлургического комплекса, однако с распадом СССР, изменения формы хозяйствования воспрепятствовали реализации соответствующих планов развития, а проблема дефицита собственного горно-металлургического производства осталась нерешенной.

Подобная ситуация наблюдается и в смежных отраслях экономики ДВР (рис), поэтому не удивительно, что среди ключевых проектов преобладают инфраструктурные проекты, а региональный валовой продукт (ВРП) на 3/4 обеспечивается сырьевыми производствами.

Рисунок. Основные отрасли экономики Дальнего Востока, % от ВРП.

 

В 2017г. объем введенных в регионе инвестиций составил 74 млрд. руб. В 2016г. для сравнения лидер по показателю в регионе Индия - привлекла 31,3 млрд. долл., Китай - 23,1 млрд. долл., Вьетнам - 23 млрд. долл., Малайзия - 12,8 млрд. долл. и т.д. Чистый отток капитала из России в том же году по данным ЦБ РФ составил 18,4 млрд. долл.

В 2017г. прямые инвестиции в Россию составили 27,9 млрд. долл. (ПИИ за рубеж 38,6 млрд. долл.), из которых 25 млрд. пришлись на прямое инвестирование в предприятия, т.е. в основном совместные проекты, а 15 млрд. из них на реинвестирование.

Долговое финансирование бизнеса не превысило 10%, примерно 2,6 млрд. долл., что подтверждает тезис о дороговизне заемных средств. ДВР занимает первое место в тихоокеанском регионе по дороговизне заемного капитала, поэтому значимое место в деятельности МВР занимает субсидирование кредитов в ТОР и СПВ.

Доступ к кредитам и их цена на денежном рынке сегодня являются ключевыми факторами конкурентоспособности в тихоокеанском регионе, но как показывают исследования, регион имеет значительный разрыв между объемом сбережений и размером капитального инвестирования, что свидетельствует о слабости механизма трансформации сбережений в инвестиции, и еще раз свидетельствует в пользу первоочередного значения развития финансовой инфраструктуры региона [3].

Завершение крупных инфраструктурных проектов, связанных с обеспечением доступа к энергетическим ресурсам, саммита АТЭС и др., привело к заметному спаду капитальных вложений и обнажило проблему низкой финансовой ликвидности региона. В связи с чем, создание и развитие специализированного регионального банка, представляется крайне важным и должно служить индикатором изменения одного из принципов новой региональной инфраструктурной системы, в соответствие с которой регион должен превратиться в реципиента финансов, направленных на инфраструктурное развитие.

Провести мощную инфраструктурную «расшивку» региона в противном случае будет затруднительно, а при сокращении целевого инвестирования со стороны государства регион останется без собственной инвестиционной базы.

При этом представляется целесообразным разделить новую финансовую структуру на сберегательную и инвестиционную части, подобно тому, как это сделано в США, где сберегательные банки решают проблему аккумуляции средств и имеют широкие страховые гарантии, а инвестиционные занимаются проектным финансированием, начиная с местного и завершая региональным уровнем.

Аналогом регионального банка, имеющего четкую проектную ориентацию, однако без деления на сберегательную и инвестиционную функцию, может послужить банк ЕАЭС, приоритетной задачей которого является финансирование проектов Союзного государства. Собственно банк выполняет в основном инвестиционную функцию, имея значительные поступления от государств - участников ЕАЭС.

Аналогичные схемы финансирования, особенно с учетом обозначенного выше фактора привлечения инвестиционных средств в совместные международные проекты и последующего реинвестирования могли бы оказать позитивное воздействие на формирование финансового рынка в ДВР и органично бы вписали новую финансовую структуру в устоявшуюся инвестиционную модель России, изменив развитие финансовой структуры за счет перенесения инфраструктурной инициативы на инвесторов.

Хотя резидентам ТОР и СПВ оказывается бюджетная помощь в субсидировании кредитов, однако объем этот недостаточен и в соответствие с заявленной целью должен стать масштабным. Вместе с тем инвестиции, получаемые регионом целевым образом под особо значимые проекты, ложатся тяжелым бременем на бюджет. На фоне неопределенности и в условиях санкционных ограничений, капитал становится дорогим, поэтому требует жесткого следования целевой функции и контроля. В таких условиях инвестирование становится чрезмерно консервативным.

Напротив, субсидирование кредитов со стороны новой финансовой структуры может, во-первых, сократить бремя финансирования правительством инвестиций в регионе, а во-вторых, предоставит возможность правительству направлять инвестиционные потоки, субсидируя их или нет, а бизнесу показывать в качестве обратной связи соответствуют ли планы правительства духу рыночных перемен. Проекты, инициируемые правительством, не получающие поддержку бизнеса можно будет считать не перспективными.

С этой точки зрения свободные экономические зоны (СЭЗ) могут послужить задачам территориальной аккумуляции инвестиций и обозначить территории для приоритетного развития, нарастить «экономическую плотность», позволяющую в современных условиях создать мультипликативные цепочки добавленной стоимости.

Создание СЭЗ сегодня является весьма популярной в мире мерой в отношении привлечения инвестиций. Как правило, конкуренты, будь то Индия, Китай или Вьетнам предлагают стимулы фискального и таможенного характера, вроде беспошлинного импорта оборудования, освобождения от обязательств по получению разрешений и лицензий на производственную деятельность в СЭЗ, фискальные льготы, например, освобождение от уплаты налогов с продаж и т.д.

Льготы подобного характера уже практикуются, однако, с учетом специфики соотношения уровня развития региона Дальнего Востока и АТР, его актуальных проблем, а также потенциала конкурентов и с учетом мнения авторитетных экспертов в обсуждаемой области, наиболее перспективным направлением развития СЭЗ может стать приоритетное развитие производств не потребительских, а производственных товаров. Направление инвестиций в соответствующие отрасли экономики ДВР путем бюджетного субсидирования, а также предоставления таможенных и фискальных льгот, снижением разрешительного бремени, связанного с лицензированием деятельности и т.д., создаст нарастающий эффект вовлеченности бизнеса в своего рода партнерство государства и бизнеса в развитии новых технологичных производств. В этом отношении существенно сократится неопределенность, связанная с необходимостью поиска перспективных для потребителя товаров нового поколения, в производстве которых таятся наибольшие риски невостребованности и технологического тупика. В этой связи развитие принципиально новых технологий в регионе может состояться при условии его экономического уплотнения и концентрации инвестиций, координируемых государством на направлениях развития производственного потенциала. Государством должен быть установлен приоритет инновациям производственной сферы традиционных отраслей экономики региона, в том числе промышленной цифровизации и внедрению мобильных средств коммуникации, облачным технологиям и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: