Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.




Лекция 1.2 Тема: Система образования Республики Беларусь

Образование есть не что иное, как культура индивида.

Образование по существу своему не может быть никогда завершено.

С. И. Гессен

Вопросы:

1. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь.

2. Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.

3. Структура системы образования Республики Беларусь.

4. Принципы национальной системы образования.

Литература:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — С. 29—31; 62—78.

2. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

3. Латыш, Н. И. Образование на рубеже веков / Н. И. Латыш. — Минск: НИО, 2000. — Гл. I, II, III.

4. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.- сост.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск: Изд-воБГПУ, 2005.—195 с.

5. Основы педагогики: учеб. пособие /А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. —I С. 47—50; 63—88; 99—120; 226—237.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Университетское, 2000. — С.505-516.

1. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси школы действовали при монастырях, церквях. По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализация образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной была начальная школа, в дальнейшем над ней стали надстраиваться средние и старшие классы общеобразовательной школы. В XIX в. стала развиваться сеть -детских садов и яслей. Кроме того, создавались и развивались специальные средние и высшие учебные заведения для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие производства, особенно в XX в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих и создания для этого профессионально-технических учебных заведений (училищ).

Создавались также общегосударственные и местные органы управления образовательными учреждениями. Все это привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.

 

Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.

Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Данное понятие характеризует систему образования в трех аспектах: в определенном социальном масштабе (система образования в отдельной стране, регионе); как ступени образования (дошкольное, начальное, среднее, высшее и т. п.); как различные типы учебно-воспитательных учреждений или профили образования.

Факторами развития системы образования являются:

¨ уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;

¨ политика государства и интересы разных слоев общества;

¨ исторический опыт и национальные особенности в области образования;

¨ собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

Влияние этих факторов на развитие систем образования в разных странах проявляется по-разному. Но выделяют и некоторые общие тенденции развития образования в современном мире (см. схему 3).

 

 

Реализации этих тенденций в Республике Беларусь способствует улучшение законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования. Начиная с 2002 года, помимо уже упоминавшегося Закона «Об образовании в Республике Беларусь», приняты следующие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). Приняты также «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006—2010 годы», «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007—2016 годы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: