Методические разработки проведения лабораторных занятий. «Лесная селекция»




Методические разработки проведения лабораторных занятий

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

с элементами УИРС по дисциплине

«Лесная селекция»

 

Уровень подготовки – бакалавр

 

Занятие № 5

 

Тема: «Исследование эффективности вычисления коэффициента наследуемости в двухфакторном иерархическом дисперсионном анализе»

 

 

Ключевые слова: дисперсия, варианса, дисперсионное отношение, дисперсионный анализ, иерархия, иерархические комплексы.

 

Методические параметры лабораторного занятия

Бюджет рабочего времени – 4 часа.

Количество двухчасовых занятий – 2.

Распределение бюджета рабочего времени:

- 1 час на освоение методологических основ и принципов применения многофакторных схем дисперсионного анализа в вычислениях величин коэффициента наследуемости;

- 3 часа на расчеты оценок коэффициента наследуемости с помощью двухфакторного иерархического дисперсионного анализа в электронных таблицах Microsoft Excel.

 

Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Microsoft Excel – «Двухфакторный Шишки 3» (Приложение – 3.1).

 

 

Вводная часть

 

Основное назначение дисперсионного анализа – это разложение общей изменчивости признака на изменчивость частную, возникающую в совокупности объектов (у членов популяции или между раметами клонов на ЛСП) под влиянием многообразных факторов. Указанное свойство дисперсионного анализа имеет большое значение при анализе изменчивости, наблюдаемой у биологических объектов, в том числе и у древесных растений и кустарников.

 

Второе свойство дисперсионного анализа заключается в том, что он позволяет определить статистическую достоверность доли влияния изучаемых факторов. Важной особенностью дисперсионного метода является то, что его можно применять на разных типах выборок (больших и малых) и, что особенно важно, он позволяет обрабатывать совокупности, включающие в себя разнородный материал: разнополые особи у двудомных растений (тополя, ивы, облепиха и др.); совокупности, состоящие из групп особей растений разного генетического происхождения (особи из естественных насаждений, гибриды, сорта и т.п.). При этом дисперсионный анализ является методом анализа количественной информации (преимущественно).

При проведении дисперсионного анализа исходят из предположения о том, что некоторая совокупность объектов под действием какого либо фактора (или нескольких факторов) разделяется на несколько (две и более) групп. При этом каждая из групп объектов отличается от других групп величиной среднего группового значения признака и характером его изменчивости – дисперсией или вариансой (вариансный анализ) в пределах группы. Учитывается также и то, что изменчивость признака у объектов возможна как внутри таких групп, так и между ними.

 

Если в имеющейся совокупности объектов изменчивость (рассеянье, дисперсия) признака в любой из её частей одинакова, то совокупность не разделена на группы. Совокупность признается однородной. Это единая совокупность – одно и тоже. Если же разные части анализируемой совокупности характеризуются разными дисперсиями – разным характером рассеянья признака – то совокупность не рассматривается как единая, и в её составе признается наличие некоторых внутренних групп. Разделение совокупности на части происходит под действием какого-либо фактора.

 

Отношение факториальной дисперсии к остаточной дисперсии при условии, что факториальная дисперсия больше или равна остаточной, называется дисперсионным отношением или критерием Фишера. По его величине соотнесенной с табличным значением судят об эффективности действия фактора (например, фактора А). В случае, когда остаточная дисперсия больше факториальной, допускается расчет дисперсионного отношения как отношения остаточной дисперсии к факториальной дисперсии.

 

Порядок проведения занятия

 

1. Прочитать текст.

2. Скопировать исходный файл (Лист-1) на следующий лист (Лист-2).

3. Разделить исходную совокупность на 3 – 5 разных по размеру частей.

4. Отметить их разноцветной заливкой и более жирной линией окантовки.

5. Рассчитать «долю», взвешенную по численности объектов в каждой выделенной группе.

6. Проверить правильность расчетов, вычислив сумму долей: должна быть «1».

7. Рассчитать «частоту», взвешенную по численности объектов в каждой выделенной группе.

8. Проверить правильность расчетов, вычислив сумму частот: должна быть «n».

9. Рассчитать «долю», взвешенную по среднему значению диаметра ствола на высоте 1.3 м для каждой выделенной группе.

10. Проверить правильность расчетов, вычислив сумму долей: должна быть «1».

11. Рассчитать «частоту», взвешенную по среднему значению диаметра ствола на высоте 1,3 м для каждой выделенной группе.

12. Проверить правильность расчетов, вычислив сумму частот: должна быть «n».

13. Сравнить значения «долей» и «частот» при взвешивании по разным признакам».

14. Самостоятельно выбрать любой другой признак для «взвешивания» и осуществить определение «долей» и «частот», взвешенных по нему.

15. Выбрать два признака для «взвешивания» по их произведению.

16. Повторить работу с большим числом признаков.

17. Выбрать для взвешивания признаки, значимым эффектом взвешивания для которых выступает их сумма, затем их разность, затем их отношение и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: