Субъекты таможенного права




Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных основ перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государств – участников таможенного союза, активизацию связей национальных экономик участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.

В Республике Беларусь общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ (ч.3 ст. 2 ТК). Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства таможенного союза всеми таможенными органами на территории РБ (ч.3 ст.2 ТК).

Следовательно, таможенное дело относится исключительно к ведению органов государственного управления и непосредственно осуществляется таможенными органами РБ, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входит республиканский орган исполнительной власти (ГТК РБ) и региональные таможни (ст.312 ТК).

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

- таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;

- принципы перемещения товаров через таможенную границу;

- таможенное оформление как разновидность таможенных процедур;

- таможенные режимы как разновидность таможенных процедур;

- специальные таможенные процедуры;

- таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

- таможенный контроль;

- валютный контроль;

-ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- информирование и консультирование, принятие предварительных решений.

-правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

В этой части следует указать, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, хотя в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного таможенного дела РБ. При этом каждую из вышеперечисленных частей таможенного дела очевидно необходимо рассматривать сквозь призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Однако, каким бы ни был набор компонентов современного белорусского таможенного дела, различные по своему содержанию и характеру, все они в совокупности направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

1. Экономические достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.

2. Регулятивные достигаются посредством установления согласованных участниками таможенного союза ставок прежде всего импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств как РБ, так и иными участниками таможенного союза, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие недружелюбные действия иностранных государств и их союзов.

3. Правоохранительные цели - заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества, в охране животных, растений и окружающей природной среды, в обеспечении интересов потребителей РБ ввозимых товаров, в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительноеправогосударства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции по управлению таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена, хотя подобное вмешательство государства в хозяйственную деятельность не характерно для развитых экономик.

Монополия таможенного дела решает две задачи:

1) всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны;

2) ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов.

Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между РБ, правительством, ГТК РБ с зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе в рамках созданного на территории трех государств – Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан таможенного союза и единого таможенного пространства.

Республика Беларусь также имеет ряд определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики, что нашло свое закрепление в ч. 4 ст.2 ТК, в которой определено, что «Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой».

Отдельное место занимают вопросы правового регулирования международного сотрудничества РБ в рамках таможенного союза, особенности которых будут рассматриваться в лекционных материалах настоящей учебной дисциплины.

 

1.2 Таможенная политика Республики Беларусь

Таможенная политика Республики Беларусь это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широко­масштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направ­ленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономи­ческих интересов. Это самое общее определение таможенной политики.

Таможенная политика является составной частью внутрен­ней и внешней политики Республики Беларусь, что прямо подтверждается закрепленной в п.1 ст. 1 ТК РБ формулировкой следующего содержания. «В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Ее "причаст­ность" к внутренней политике оче­видна и обоснованна. Таможенная политика как продолжение внутренней политики, инструмент и средство решения внутриэкономических задач приобрела в условиях приватизации, формирования и развития рыночных отношений большую зна­чимость. Во-первых, она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, придать ей новые импуль­сы. Во-вторых, ее цель – ограждать эту экономику от проник­новения деструктивных элементов.

Как составная часть внутренней политики, таможенная по­литика является по своему характеру правоохранительной, сто­ящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан. При­чем ее правоохранительная направленность все более возраста­ет, особенно в условиях таможенного союза. Не случайно в п.2 ст. 312 ТК таможенные органы отнесены к числу правоохранительных и составляют единую систему.

Не будет преувеличением утверждать: таможенная поли­тика служит обеспечению и реализации внешнеэкономических задач и интересов Беларуси. Причем продуманная и сбалансиро­ванная таможенная политика призвана, во-первых, создать условия для оздоровления и подъема национальной экономики, а во-вторых, активно способствовать ее интегрированию в ми­ровое хозяйство.

Один из основополагающих принципов – единство тамо­женной политики, осуществляемой в РБ. Принцип единства таможенной политики обусловливает отнесение таможенного регулирования к ведению только государства. Данное условие приобретает особо принципиальное значение в рамках участия РБ в таможенном союзе, на единой таможенной территории и при наличии единого экономического пространства которого не допускается установление в одностороннем порядке таможенных гра­ниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Основные цели таможенной политики Республики Беларусь в соответствии с условиями п. 2 ст. 1 ТК являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь.

Конечно, это далеко не полный перечень. Но он дает до­статочно ясное представление об основных контурах и пара­метрах таможенной политики, а также позволяет (в какой-то мере) выявить ее соотношение с таможенным законодатель­ством.

 

II.Основные понятия таможенного права

2 .1 Понятие таможенного права таможенного союза

Таможенное право – это относительно молодая отрасль белорусской правовой системы, существование которой именно как отрасли права до настоящего времени является спорным вопросом среди ученых-правоведов. В частности, наряду с признанием таможенного права в качестве самостоятельной отрасли права, отдельными учеными высказывается мнение, что таможенное право является подотраслью административного права или же является всего лишь институтом административного права.

Аргументация подобных суждений основывается на том, что в таможенном праве якобы господствует только административно-правовой метод регулирования общественных отношений.

По нашему мнению, все же приоритет необходимо отдать позиции тех ученых, которые полагают, что таможенное право является самостоятельной отраслью белорусского права, что подтверждается следующими аргументами:

- таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

- у таможенного права есть свой круг субъектов, действия которых связаны с вопросами перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза – это таможенные органы государств – членов таможенного союза и служащие этих органов, с одной стороны, и лица, перемещающие това­ры, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, дек­ларанты, владельцы складов вре­менного хранения, перевозчики и др., т.е. физические и юридические лица, - с другой стороны;

- таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – это товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза;

- для таможенного права характерен комплексный метод правового регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;

- у таможенного права имеются свои источники правового регулирования, крупнейшими (главными) из которых являются Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТКТС), международные договоры по таможенным вопросам между Беларусью, Россией и Казахстаном.

Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует множество правовых норм различной правовой при­надлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласо­ванную систему норм таможенного права.

Таким образом, Таможенный кодекс таможенного союза выступает в ка­честве важнейшего фактора, обусловливающего выделе­ние таможенного права в самостоятельную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежнос­ти, будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность - таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодек­са одновременно входят в состав других отраслей права, не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать поня­тие таможенного права как комплексной отрасли пра­ва в следующей формулировке

Таможенное право таможенного союза - это комплексная отрасль пра­ва, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавли­ваются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2.2 Предмет таможенного права таможенного союза

Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части – административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части - и нормами международного права.

Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак – они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельных общественных отношений – таможенных отношений.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом таможенного союза и в части, ему не противоречащей, Таможенным кодексом РБ, нормативными правовыми актами Президента РБ и др. В них обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможен­ного права.

Новизна, сложность и обширность регулируемых отно­шений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.

В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права. Это общественные отношения, связанные:

а) с организацией таможенного дела в таможенном союзе, Республике Беларусь, в том числе с организацией государственной таможенной службы;

б) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

в) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

г) с взиманием таможенных платежей;

д) с проведением таможенных операций (таможенным оформлением);

е) с проведением таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза;

ж) с временным хранением товаров;

з) с ведением таможенной статистики;

и) с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам о преступлениях в сфере таможенного дела;

к) с совершением административных правонарушений;

л) с информированием и консультированием;

м) с обжалованием и ли опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

н) с участием Республики Беларусь в таможенном союзе и ином международно - правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

 

2.3 Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает при­менение имеющихся в действующей системе права спо­собов воздействия на субъектов - административно-пра­вового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно вы­ражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой (императивный или властный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и свободе их действий в пределах, установленных конкретной правовой нормой.

Третий вариант основан на сочетании обоих этих правовых методов правового воздействия на субъектов таможенных правоотношений.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государств –членов таможенного союза по регулированию внешнеэкономической деятельности путем установления порядка и условий перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Именно по этим признакам в таможенно-правовом регулировании преобладает властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в тамо­женном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного регулирования, требующего властных указаний, предписаний к совер­шению определенных действий и т.п.

Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установ­ленного порядка. При этом они не имеют права укло­няться от принятия решений. Любое лицо вправе обжа­ловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, необходимо­стью защиты общественного порядка, нравственности на­селения, жизни и здоровья человека, интересов потребите­лей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.

Запреты - это предписания, возлагающие юридичес­кую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством государств-членов таможенного союза, запрет совершать таможенные пре­ступления, запрет совершать администра­тивные таможенные правонарушения и др.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего пе­речня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление доку­ментов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и по­средством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, реги­страции и учета таможенных деклараций и на этапе кон­троля за правильностью определения кода товара в со­ответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

Метод запретов в таможенном праве тесно соприкаса­ется с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наи­более перспективным.

Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и граж­данско-правовой метод - диспозитивный подход к ус­тановлению правомочий субъектов таможенных отноше­ний. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или огра­ничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключе­нием случаев, установленных Таможенным кодексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза.

Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещаю­щим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.

Диспозитивный подход в таможенном праве выража­ется и в предоставлении субъектам возможности согла­сования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и вре­мя пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами-членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления.

2.4 Понятие и система норм таможенного права

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.

Таможенно-правовую норму можно определить как установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспеченную государством.

Как и любые правовые нормы, нормы таможенного права имеют следующие признаки:

- всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников общественных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

- общеобязательность – это значит, нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;

- юридическая ответственнос ть, т.е. за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РБ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза определяет, при каких условиях применяется конкретное таможенное правило. Так, например, в п. 1 ст. 55 ТК установлено положение, что «При прибытии товаров на таможенную территорию перевозчик в течение тридцати минут после размещения товаров в зоне таможенного контроля пункта ввоза обязан уведомить таможенный орган о прибытии путем предоставления таможенному органу документов…».

Диспозиция – это «сердцевина» таможенно-правовой нормы, где содержится указание на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастными к условиям, перечисленным в гипотезе. Так, в вышеуказанном примере диспозицией будет обязанность перевозчика представить таможенному органу соответствующие документы и сведения.

Санкция – это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила поведения. Следует отметить, что в отличие от прежней редакции законодатель не включил составы административных правонарушений в содержание нового ТК РБ, сосредоточив их в Кодексе РБ об АП и УК РБ.

Ранее отмечалось, что правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности – нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного и ряда других отраслей. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т.е. на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся или прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу. В этом и проявляется системность норм таможенного права.

Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы по своей предметной направленности или по характеру правил поведения участников таможенных правоотношений можно подразделить на:

а) материальные нормы (их большинство) – регулируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства РБ, права и обязанности физических и юридических лиц, а также их ответственность в области таможенного дела;

б) процессуальные нормы таможенного права регламентируют порядок и действие норм материального права, т.е. определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, закрепленных в материальных нормах.

По направленности поведения участников таможенных отношений нормы таможенного права можно классифицировать на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Нормы таможенного права можно классифицировать по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных отношений. По этому основанию нормы делятся на:

а) определенные – в них точно формулируется правила поведения. Следует отметить, что в новом ТК таких норм подавляющее большинство, что позволяет разрешать возникающие вопросы в сфере таможенного дела на основании норм прямого действия.

б) неопределенные нормы (их еще называют бланкетные нормы), в которых для разрешения вопросов конкретных правоотношений необходимо обращаться к нормам других отраслей права. В определенной степени такое положение, которое нередко негативно воспринимается участниками правоотношений, объясняется тем, что таможенное право является комплексной правовой отраслью.

2.5 Понятие таможенных правоотношений

Таможенно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и по кругу участников этих отношений. Они носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования.

Таможенно-правовые отношения – это урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. В таможенной сфере между субъектами могут возникать самые разнообразные отношения. Однако не все они становятся таможенными правоотношениями. То есть, к таможенно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенного права и регулируются ими.

Особенности таможенных правоотношений связаны с тем, что они имеют свою специфику. Эта специфика предопределяется:

1) особенностью объекта регулирования – общественными отношениями, возникающими в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

2) специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный особыми полномочиями в области таможенного дела.

3) особенность таможенных правоотношений еще состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно для гражданско-правовых отношений. Именно это условие относит таможенные правоотношения к разновидности управленческих отношений, основывающихся на известном принципе «власть-подчинение».

Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют определенное содержание, т.е. составные части. Таковыми являются:

а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений);

б) объекты таможенно-правовых отношений.

Под субъектами таможенного права следует понимать лиц (как физических, так и юридических), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела. Более подробнее признаки субъекта таможенных правоотношений рассматривался ранее в рамках вопроса

Объектом таможенно-правовых отношений являются те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары за пределы таможенной территории таможенного союза, вступает в таможенные правоотношения с целью реализации своей продукции за пределами таможенного союза и получения соответствующего дохода.

Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению целей товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить их в установленном порядке в бюджеты государств – членов таможенного союза, обеспечивая таким образом экономическую безопасность участников таможенного союза в рамках предоставленных им совместными нормативными правовыми актами полномочий.

Для изменения, возникновения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие его третьего элемента – юридического факта. Под ним понимается такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения. Из теории права известно, что юридические факты делятся на события и действия. В таможенных правоотношениях в подавляющем числе случаев мы имеем дело с действиями. В этом заключается специфика таможенных правоотношений. Все, что связано с возникновением таможенного правоотношения по перемещению товаров через таможенную границу таможенного союза, это, прежде всего, действия лица, которое намеревается это сделать.

Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, например, нахождение товаров под определенным видом таможенной процедуры прекращается по истечении того времени, которое отведено для данного вида таможенной процедуры ТК ТС. События являются неволевыми юридическими фактами, а действия – всегда результат активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования.

Субъекты таможенного права

Субъект таможенного права - лицо, наделенное правами и обязанностями в таможенной сфере. Как вытекает из содержания норм ТК ТС, субъектами таможенного права являются:

v таможенные органы государств-членов таможенного союза;

v служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза;

v юридические лица;

v физические лица;

v в некоторых случаях – государства и международные организации.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного пра­ва охватываются таможенные органы и служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза. Их специфика определя­ется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокуп­ностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей служащего того или иного таможенного органа.

Понятием иные субъекты таможенного права охва­тываются:

1) юридические лица - предпр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: