Билет
25.Институты общественного мнения в условиях международных вызовов. Объект исследования – институты
Субъект – деятельность институтов
На сегодняшний день любой вопрос гос значения предполагает изучение общ мнения. Сформированы институты изучения общ мнения.Привязка к роли государства в решении тех или иных проблем, где необходимо умело управлять общ мнением. НиколоМаккиавели (для государства необходимо сильное войско и поддержка народа). Велика значимость общ мнения в поддержании функционирования государства. ИОМ это институт гражданского общества. общ мнение работает на поддержание стабильности, целостности структуры общества.
Но все ИОМ выполняют различные заказы (госзаказ, коммерческий заказ и т. д.). В совр условиях (угроз, вызовов и рисков) на ИОМ накладывается дополнит нагрузка, т к мнения меняются, всё нестабильно. И функции ИОМ трансформируются, изменяются, расширяются в связи с глобализацией. Участвуют в сохранении целостности государства.
Во все времена ИОМ важность и значительный вклад в развитие государства он был всегда. (ПОЧЕПЦОВ – управление общественным мнением).Но надо различать ИОМ в условиях стабильности и нестабильности, где идут новые приоритетные направления, цели, риски и задачи.ИОМ в условиях междунар. вызовов стараются адаптировать свою деятельность – все больше возникает тех исследований, которые имеют политизированный характер (заказчиком является государство). Несмотря на состояние турбулентности и нестабильности, центры не отстают от международных, придумывают новые технологии, методы социологических исследований.
Обществ.мнение (ОМ) — состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
|
Его основные признаки:
· ОМвключает не все точки зрения, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; совокупность индивидов выступает как общность;
· ОМ по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от ОМ в другой ситуации;
· общественным мнение становится в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения;
· общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Духовные основы современного общества: специфика межличностных коммуникаций в век информационных технологий.
Духовн.Культ. - особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества. Важнейшими компонентами духовной жизни общества являются наука, культура и образование.
Вопрос актуален, так как любое общество имеет свои духовные основы, особенно этот вопрос остро ставится на рубеже веков, в период переломный. Для россиижто всегда было характерным явлением
Характеристики современной духовной жизни россиян:
1. духовная жизнь современного российского общества начинает выходить из шокового состояния.
2. на содержание духовной жизни поколений ныне серьезное воздействие оказывают процессы глобализации.
3. в межпоколенной передаче жизненного опыта ныне наблюдается устойчивый разрыв.
|
4. духовному разрыву поколений способствуют методологические ошибки, допускаемые в истолковании исторических фактов 20 века.
5. в духовной жизни наблюдается экспансия конфессий.
6. ведущим институтом, призванным содействовать росту творческого начала, устойчивости и безопасности развития духовной жизни общества, является современная система образования.
7. вторым по значимости социальным институтом в сфере духовно жизни общества является телевидение.
8. весьма действенным фактором, оказывающим воздействие негативное на состояние духовной жизни общества, является постепенное, но неуклонное падение общественного спроса на всесторонние дарования людей.
Виды и уровни коммуникации:
1.Внешние - коммуникации между организациями и средой (например, с потребителями – через рекламу; с государственными органами – письменные отчёты, информация по финансовым вопросам и другие сведения).
2. Формальные – определяются политикой, правилами, должностными
инструкциями и осуществляются по формальным каналам. Делятся на:
• Вертикальные. Информация передается с одного уровня на другой. В свою очередь вертикальные коммуникации подразделяются на восходящие и нисходящие.
• Горизонтальные. Осуществляются между подразделениями. Предназначаются для координации их деятельности.
3. Неформальные. Не следуют общим правилам организации и осуществляются по неформальным каналам, существующим в силу личных отношений между членами организации. Канал распространения слухов.
4. Вербальные (с использованием слов) и невербальные (без использования слов).
5. Межличностные. Осуществляются путем передачи идей, фактов, намеков, ощущений, восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому с целью получить в ответ желаемую реакцию.
|
27.Методы сбора, обработки и интерпретации социальной информации.
Социологическое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в различных общественных системах.
Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:
анализ документов;
социологическое наблюдение;
опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
социальный эксперимент;
некоторые социально психологические методики (групповые тесты).
Методы обработки: ручной ( при малом количестве информации ), с помощью техники (компы, SPSS, различные программы).
Первичная обработка - сходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.п. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, классификация и др.
Вторичная обработка (вторичный анализ) - о тносятся методы графического представления данных, исходной информацией для которых обычно служат проценты.
Интерпретация включает в себя также понимание и разъяснение терминологии, толкование дополнительно привлеченной информации, т.е. является своеобразным качественным анализом полученных данных. К ней относятся такие формы анализа, как типологизация, ранжирование, моделирование
Интерпретируя факты, мы предполагаем, что устанавливаем причинно-следственные связи, существующие в реальности. Однако интерпретация может уходить от реальности, поскольку каждый исследователь, трактуя факты и события, привносит в них собственные оценки, суждения и знания, а это иногда мешает отличить главное от второстепенного.
Ошибки в интерпретации часто являются ошибками (или умышленным ходом) лица, принимающего решение, для которого презентация факта оказывается важнее самого факта.
В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки.
В каждом из нюансов интерпретации и в итоговых объяснениях данных проявляется целостная личность исследователя. Он выступает не в роли узкого профессионала, функционирующей электронно-вычислительной машины, но как теоретик и практик, как ученый и гражданин, общекультурный кругозор которого сочетается с богатством ассоциаций и активной гражданской позицией
О сновные этапы проведения любого исследования:
• цели, задачи, актуальность,
• разработка концепции исследования
• выборка, инструменты, способы сбора данных
• поиск и сбор информации;
• обработка данных;
• Анализ результатов
• подготовка итоговой аналитической справки (отчета). Рекомендации, - решения, действия - контроль
Виды исследований
В зависимости от используемых источников информации(кабинетные; полевые).
В зависимости от используемых инструментов: (количественные; качественные).
Зачастую, практическая реализация маркетинговых исследований требует комплексного подхода - совместного использования количественных и качественных методик.