Тесты и ситуационные задачи конечного уровня




Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра патологической анатомии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, профессор

___________ / Мустафин Т.И. /

«31 » августа 2018 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Воспаление: хроническое (продуктивное) воспаление.

Иммунопатологические процессы»

 

Дисциплина: патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Специальность (код, название): 31.05.01. Лечебное дело

Курс: 3

Семестр: 5

Количество часов: 4

 

 

Уфа

Тема «Воспаление: хроническое (продуктивное) воспаление. Иммунопатологические процессы» на основании рабочей программы дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» по специальности 31.05.01. Лечебное дело, утвержденной ректором ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России В.Н.Павловым «31» августа 2018 года.

 

 

Рецензенты:

Федорина Т.А. – д.м.н., профессор, зав.кафедрой общей и клинической патологии ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Кирьянов Н.А. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России

 

 

Авторы: к.м.н., доцент Куклин Д.С., к.м.н., доцент Двинских А.В.,

к.м.н., доцент Шарифгалиев И.А.

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры патологической анатомии

от «31 » августа 2018 года

 


ТЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ

Знание общей характеристики и основных форм хронического (продуктивного) воспаления и иммунопатологических процессов необходимо для усвоения других тем общего и частного курса патологической анатомии, необходимо при изучении клинических дисциплин и в практической работе врача для клинико-анатомического анализа.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Овладение навыками морфологической диагностики ведущих проявлений и форм хронического (продуктивного) воспаления и иммунопатологических процессов, умением оценить их исходы и клиническое значение.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни;

· анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

· функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

· структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

· правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

· давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

· описать морфологические изменения изучаемых макроскопических и микроскопических препаратов и электронограмм;

· анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;

· объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

· и овладеть следующими компетенциями:

· способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

· готовностью к сбору и анализу результатов патологоанатомических исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).

МАТЕРИАЛЫДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

К ОСВОЕНИЮ ДАННОЙ ТЕМЫ

Вопросы для самоподготовки:

· Определение продуктивного воспаления.

· Причины и механизм развития продуктивного воспаления, макро- и микроскопическая характеристика его видов.

· Макро- и микроскопическая характеристика воспаления, вызванного возбудителями туберкулеза, сифилиса, проказы, склеромы.

· Виды, патогенез и морфология реакций гиперчувствительности.

· Определение аутоиммуниации и аутоиммунных заболеваний.

· Виды и морфологическая характеристика аутоиммунных заболеваний.

· Виды и патогенез, морфология иммунодефицитных синдромов.

4. ВИД ЗАНЯТИЯ – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ – 4 ЧАСА

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

6.1. Дидактический материал:

· контролирующие компьютерные программы (тесты);

· мультимедийные атласы;

· ситуационные задачи, индивидуальные наборы тестов (16 вариантов);

· таблицы: межуточный миокардит, гранулемы при специфических воспалительных процессах (туберкулез, сифилис, проказа), актиномикоз шеи, почек, печени.

· слайды со схемами, таблицами, фотоснимками гистологических, гистохимических, иммуногистохимических, цитологических микропрепаратов, макропрепаратов, инструментальных методов исследования: фазы воспаления (схема), фаза пролиферации и дифференцировки клеток (схема), межуточный миокардит, милиарный туберкулез (макро-, микроскопия), аутоиммунный тиреоидит Хашимото;

· макропрепараты: эхинококкоз печени, милиарный туберкулез легких, остроконечная кондилома, полип кишечника, полип матки.

· микропрепараты: межуточный миокардит, гранулема при туберкулезе легкого, аутоиммунный тиреоидит;

· электронограммы: гигантская клетка Пирогова-Ланханса.

6.2. ТСО (компьютер, мультимедийный видеопроектор, кодоскоп, светооптические микроскопы и др.)

 

7. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений с применением индивидуальных наборов тестов и ситуационных задач:

Задания для самоконтроля:

Тестовые задания - выберите один правильный ответ:

1. Продуктивным воспаление является процесс

а) С образованием фибринозного экссудата

б) С распадом ткани

в) С безудержанным размножением клеток

г) С атрофией тканевых элементов

д) С размножением клеток гистиогенного и гематогенного происхождения

Ответ: д.

2. Исходом межуточного воспаления может быть

а) Некроз

б) Нагноение

в) Обызвествление

г) Склероз

д) Мумификация

Ответ: г.

3. Гранулемы являются проявлением следующей тканевой реакции

а) Гиперэргической

б) Анергической

в) Гиперчувствительности немедленного типа

г) Гиперчувствительности замедленного типа

д) Нормэргической

Ответ: г.

4. Туберкулезную гранулему составляют все вышеперечисленные клетки, кроме:

а) Эпителиоидных клеток

б) Лимфоцитов

в) Лейкоцитов

г) Гигантских клеток Пирогова-Ланганса

д) Верно А,Б

Ответ: в

5. Назовите механизмы реакций гиперчувствительности немедленнного типа.

а) Реакции токсических иммунных комплексов.

б) Реакции клеточной цитотоксичности.

в) Гранулематоз.

г) Реакция трансплантационного иммунитета.

д) Реакции истощения лимфоидной ткани.

Ответ: а

6. Кожная сыпь, диарея и желтуха выявлены у больного лейкозом, леченного облучением и пересадками костного мозга. Заключение:

а) дерматомиозит

б) Болезнь «трансплантат против хозяина»

в) вирусный гепатит С

г) Системная красная волчанка

Ответ: б

Типовые ситуационные задачи:

Задача 1. На вскрытии умершего больного от туберкулеза – в легких и в печени обнаружено множество бело-желтых бугорков величиной с просяное зерно.

Вопросы: 1. Как называется такой туберкулез в легких, печени? 2. Какую тканевую реакцию отражают такие бугорки? 3. Каково строение этих бугорков?

Ответы: 1. милиарный туберкулез. 2. отражает продуктивную тканевую реакцию. 3. в центре бугорка казеозный некроз, вокруг него скопление эпителиоидных клеток, лимфоцитов, клеток Пирогова - Лангханса.

Задача 2. У мальчика 4 мес. в течение всей жизни наблюдаются частые, плохо поддающиеся лечению пневмонии. При обследовании обнаружена агаммаглобулинемия, уменьшение число лимфоцитов в крови, тимус и лимфатические узлы при клиническом исследования не определяются.

Вопросы: 1.Как называется синдром, выявленный у ребенка. 2. Нарушение, какого иммунитета имеет место в данном случае? 3.Тип наследования? 4.Наиболее частые причины смерти больных при этом патологическом процессе.

Ответы: 1. Наследственный иммунодефицитный синдром - лимфоцитофтиз Гланцманна-Риникера. 2.Дефект клеточного и гуморального иммунитета. 3.Аутосомно-рецессивный. 4.Инфекционные заболевания (сепсис).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

· определение, причины и механизм развития продуктивного воспаления

· макро- и микроскопическая характеристика, осложнения, исходы и значение видов продуктивного воспаления

· иммунопатологические процессы, их сущность, значение, виды;

· реакции гиперчувствительности, их виды, патогенез, морфология.

· аутоиммунизация, ее сущность, морфологическая характеристика аутоиммунных болезней.

· иммунодефицитные синдромы, их сущность, виды, патогенез, морфология.

· определение понятия «приспособление» и «компенсация», их морфологические признаки.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

- разбор слайдов – диагностика основных проявлений острого и хронического воспаления:

1) фазы воспаления (схема)

2) фаза пролиферации и дифференцировки клеток (схема)

3) межуточный миокардит

4) милиарный туберкулез (макро-, микроскопия)

5) аутоиммунный тиреоидит Хашимото;

- разбор и демонстрация таблиц по ходу разбора темы

- разбор макропрепаратов диагностика основных проявлений острого и хронического воспаления:

Разбор макропрепаратов диагностика основных проявлений хронического воспаления:

1) эхинококкоз печени – размеры печени увеличены. Эхинококк занимает значительную часть печени и представлен плотным узлом без четких границ, напоминающим опухоль, на разрезе мелкоячеистостого вида.

2) милиарный туберкулез легких – в ткани легкого видны многочисленные бело-желтые бугорки величиной с просяное зернышко.

3) мозговидное набухание пейровых бляшек при брюшном тифе – групповые лимфатические фолликулы подвздошной кишки увеличены, выступает над поверхностью слизистой оболочки, на их поверхности видны борозды и извилины, что напоминает поверхность мозга, на разрезе серо-красные, сочные.

4) остроконечная кондилома – округлое серовато-белое образование с гладкой блестящей заостренной с одного конца поверхностью, выступающее над поверхностью.

5) полипы кишечника и матки – округлые серовато-белые образования с гладкой блестящей поверхностью, выступающие над поверхностью слизистой оболочки.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - диагностика, зарисовка, обозначение микропрепаратов:

1. Межуточный миокардит № 82 (окраска гематоксилином и эозином).

В строме миокарда определяется инфильтрат, состоящий из макрофагов, лимфоцитов, плазматических клеток, единичных полиморфно-ядерных лейкоцитов, фибробластов. В отдельных кардиомиоцитах дистрофические и некротические изменения. В участках инфильтрации – новообразование коллагеновых волокон.

Обозначить:

1) Элементы ткани миокарда:

а) набухшие кардиомиоциты со стертой поперечнополосатой исчерченностью и пикнотичными ядрами,

2) Признаки воспаления:

а) полнокровные сосуды,

б) расширение и отек стромы,

в) диффузный лимфомакрофагальный инфильтрат.

2. Гранулематозное воспаление легких при туберкулезе № 40 (окраска гематоксилином и эозином).

Уже невооруженным глазом в препарате легкого можно видеть очаги, формой и величиной напоминающие булавочную головку. В центре очагов небольшой участок казеозного некроза, вокруг - вал из эпителиоидных клеток, среди которых видны гигантские многоядерные клетки Пирогова-Лангханса с характерным частоколом ядер по периферии цитоплазмы в виде подковы. По периферии гранулемы виден вал из лимфоцитов и единичных фибробластов. Фибробласты, располагаются вокруг некроза, образуя капсулу, либо прорастают в некроз, организуя его. Передвигая препарат можно обнаружить различные стадии развития бугорков. Бугорки местами сливаются друг с другом.

Обозначить:

1) Элементы ткани легкого:

а) альвеолы,

б) бронхи,

в) мелкие сосуды;

2) Туберкулезная гранулема:

а) участок казеозного некроза,

б) вал эпителиоидных клеток,

в) Клетки Пирогова-Ланхганса

г) лимфоциты,

д) фибробласты.

3. Аутоиммунный тиреоидит Хашимото (№ 33) – окраска гематоксилином и эозином.

Паренхиматозные элементы железы повреждены, лизированы, остались лишь единицы уменьшенных фолликулов, строма щитовидной железы инфильтрирована диффузно и очагово лимфоцитами с образованием лимфоидных фолликул с зародышевыми центрами.

Обозначить:

1) Элементы сохранной ткани щитовидной железы:

а) Округлые фолликулы,

б) уплощенные тиреоциты;

2) Клеточный воспалительный инфильтрат:

а) диффузный лимфо-, плазмоцитарный, макрофагальный,

б) очаговый в виде лимфоидных фолликул.

Тесты и ситуационные задачи конечного уровня

Выберите несколько правильных ответов:

3. Больному произведена резекция печени по поводу альвеококкоза. Через некоторое время при исследовании нарушений функции печени обнаружено: Выберите положения верные в данной ситуации.

а. Процесс в печени следует расценивать как полную регенерацию.

б. Дефект на месте удаления паразита заместился рубцом.

в. В сохранившейся ткани возникла гипертрофия гепатоцитов.

г. В сохранившейся ткани возникла гиперплазия гепатоцитов.

Ответ: б,в,г.

Ответы: 1а, 2г, 3в, 4д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: