ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ




План.

1. Понятие и значение развития. Теории развития личности.

 

2. Основные факторы, влияющие на формирование личности.

 

Литература.

 

1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. – Москва, Просвещение, 1985.

 

2. Дошкольная педагогика // под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. – Москва, Просвещение, 1978 (глава 2 «Развитие и воспитание »).

 

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва, Академия, 2000 (глава 4 «Факторы развития »).

- 1 –

 

Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

 

Природная сторона развития человека представлена сложной системой его организма, развивающегося и изменяющегося на протяжении жизни. Такое изменение происходит в единстве морфологических (строение, форма) и функциональных (деятельность, работа) особенностей. Это развитие носит возрастной характер. Важными составляющими природного развития являются физическое и психическое развитие. Когда мы говорим о физическом развитии, то имеем ввиду состояние здоровья отдельных тканей и органов, иммунитет (сильный или слабый), утомляемость (высокая или низкая) и т.п. Когда мы говорим о психическом развитии, то имеем ввиду уравновешенность человека (уравновешенный или вспыльчивый), его эмоциональность (эмоциональный или не эмоциональный), уровень развития познавательных психических процессов (внимания, мышления, памяти, речи).

Социальная сторона человека представлена взаимодействием его социальных сторон (порой противоречивых), взаимодействием личности и общества. Когда говорят о таких качествах личности, как коллективизм, правдивость, отзывчивость (положительные стороны), или эгоизм, лживость, равнодушие (отрицательные стороны), то имеют ввиду, прежде всего, социальное развитие человека. Социальное развитие также происходит на уровне физического и психического развития, но тогда, когда речь идет о воздействии одной личности на другую, прежде всего, о воздействии взрослого на ребенка, или о самовоспитании (самообразовании) личности. Например, закаленность (закаленный или не закаленный) выступает социальной стороной физического развития, так как этот показатель зависит от того, как взрослый занимался ребенком и от того, как человек работал над собой.

 

Таким образом, развитие можно представить следующим образом:

 

РАЗВИТИЕ

ПРИРОДНОЕСОЦИАЛЬНОЕ

 

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ

 

Значение развития в жизни человека переоценить нельзя, - оно огромно. Невозможно представить себе личность неразвивающейся. Это означало бы невозможность осуществления воспитательных воздействий, так как именно развитие является фундаментом для воспитания, его базой и основой. Например, если бы человек не развивался физически (укрепление мышц, костей, тканей и органов), его нельзя было бы обучить основным движениям (разные виды ходьбы, бега, лазания и т.п.); если бы отсутствовало умственное развитие (совершенствование процессов памяти, мышления, внимания и т.п.), человеку невозможно было бы давать знания и умения, так как он бы их не усваивал.

 

Таким образом, развитие ведет за собой воспитание и обучение, поэтому имеет большое значение.

 

В настоящее время есть три основных теории развития личности:

Ø биологизаторская;

Ø социологизаторская;

Ø наша отечественная теория, объединяющая в себе основные положения двух вышеназванных теорий.

 

Представители биологизаторской теории утверждают преобладание биологического (природного) начала в развитии личности. Они считают, что особенности человека, и ребенка в том числе, изначально предопределены природой. Процесс развития биологизаторы понимают как вызревание того, что дано человеку от рождения. Развитие характеризуется только количественными изменениями заложенных от рождения свойств, которые лишь проявляются в человеке под влиянием социальной среды. Воспитание рассматривается как процесс, благодаря которому можно либо ускорить, либозатормозить процесс этого проявления. Такая позиция характерна для многих направлений современной зарубежной педагогики.

Представители социологизаторской теории считают самым важным и определяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей социальной среды и воспитания. Многие из них убеждены, что все дети от рождения наделены абсолютно равными способностями и представляют собой «чистую доску», на которой можно «написать» все, что угодно. А поскольку все дети воспитываются в разных условиях, между ними возникают существенные различия. Человек, по мнению социологизаторов, является «продуктом» среды, в которой он рос и воспитывался.

Представители нашей отечественной теории отрицают эти две крайние точки зрения и исходят из того, что биологическое и социальноедва взаимодействующих фактора, влияющих на процесс формирования личности. Развитие – это целостный процесс, в котором играют роль и биологическое, и социальное начало. Признавая влияние и наследственности, и социальной среды (в том числе, воспитания), наша педагогика и психология изучает соотношение и характер этого влияния, чтобы правильно определить границы и возможности воспитания.

- 2 –

 

Исходя из того, что в развитии личности играют роль природное и социальное начало, ученые выделяют три рода факторов (движущих сил) такого развития. Их можно классифицировать двумя способами.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ №1

ФАКТОРЫРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ СРЕДА ВОСПИТАНИЕ

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: