Факты о жизни прифронтового и тылового Талдома




Приближается знаменательная дата – 75 лет Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война – самое великое и самое трагическое событие в истории российского государства, летопись беспримерного мужества и самоотверженности. Для каждого россиянина, пожалуй, одним из главных праздников в году является – День Победы. Победе в этой войне мы обязаны не только своей жизнью, но и тем, что сейчас остаёмся единым свободным народом, живущим на своей родной земле. Великая Отечественная война была событием колоссального масштаба, затронувшим все сферы жизни людей.

Талдомчане внесли свой весомый вклад в дело Победы.

Сразу после начала войны жизнь города и района перестроилась на военный лад. Артели переключились на изготовление обмундирования и военного снаряжения. Артель «Обувщик» начала выпускать меховые жилеты, «Скорняк» - полушубки, башмачная артель - валенки, райпромкомбинат - сани и тачанки, «Красный металлист» - запчасти для орудий. Фарфоровый завод в Вербилках перешёл на производство изоляторов для электропроводов.
Жители района активно участвовали в сборе средств на строительство танковых колонн, самолётов...

В 1942 году они внесли 1700 рублей на танковую колонну «Московский колхозник», комсомольцы перечислили в фонд обороны 100 тысяч рублей. Труженики направили бойцам Красной Армии полушубки, обувь, в том числе валенки, обмундирование, рукавицы.

Материалы о событиях тех лет бережно хранятся в Талдомском музее Боевой Славы и в Талдомском историко-литературном музее.

По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Но с воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

По мере приближения фронта к Москве росло значение подмосковных городов.

Линия обороны

Талдом служил перевалочным пунктом для военных грузов и войсковых соединений. Савеловская дорога соединяла Москву и Ленинград, работала с максимальной нагрузкой. Большой поток военных грузов шел по грунтовым дорогам через Талдом по древнему Кашинскому тракту.

К концу ноября 41- ого года фронт вплотную приблизился к западной границе Талдомского района.

Немецкие самолеты сбрасывали бомбы на город, вокзал, железную дорогу.

Наш земляк, поэт, участник боев под Москвой В.Ф.Морковников писал об этом времени:

Мы уходили в ополченье

Под взрывы слов: «Война! Война!»

Огнем высокого свеченья

Была душа озарена.

В Талдомском районе были расположены несколько военных аэродромов: в Юркино, в Гарях, в Борках и в Стариково.

Интересна история аэродрома в Юркино.

Здесь находились два авиаполка с заданием прикрытия Иваньковской плотины и канала Москва – Волга.

29 июля 1941 года на аэродром в Юркино перебазировался 176 – ой истребительный полк.

В это же время здесь дислоцировался 766 – ой штурмовой полк.

Самолет МиГ - 3

Полк имел 15 самолётов И-16, пять самолётов И-153, 1 сентября 1941 на вооружение поступили новые самолёты МиГ-3.

С момента организации с июня 1941 года и до 4 июля 1942 года полк вел боевые действия на Московском фронте противовоздушной обороны.

Самолёт И-153

С июля 1941 года по сентябрь 1943 года в батальон обслуживания аэродрома в Юркино было мобилизовано немало жителей района для проведения оборонных работ.

Аэродром «Гари» начал функционировать с октября 1941 года.

Самолет И -16

Гари – это микрорайон, Советская улица в составе поселка Запрудня. Этот аэродром сыграл немалую роль в обороне нашей столицы, отсюда наши летчики отправлялись на боевые задания на Калининский фронт. На поле между деревнями Танино, Васино и Гари располагалось несколько авиаполков, в том числе и штурмовые. С аэродрома совершались вылеты на Калининский, Брянский, Северо-Западный фронты. В течение войны полк неоднократно прибывал на аэродром "Гари".

На запрудненском кладбище расположена братская могила, где перезахоронены воины-летчики, служившие на аэродроме «Гари» и погибшие во время военных операций или умершие от болезней в годы Великой Отечественной войны

О своих земляках Владимир Федорович Морковников писал:

В боях под Крюковым, под Сходней

Рождались гвардии полки,

Не знали, что в бессмертье входим,

Примкнув бесстрашные штыки.

К концу ноября 1941 года фронт вплотную приблизился к западной границе Талдомского района. Был создан отряд МПВО, куда входило 260 человек. Из местного населения был организован истребительный батальон для выявления диверсантов, где была разведчицей и наша Зина Голицына. Батальон принимал непосредственное участие в создании линии обороны города, которая проходила по направлению Костино – совхоз «Талдом», Дубровки – Ахтимнеево. Личный состав батальона доходил до 300 человек, его штаб размещался в здании церкви, где в то время был клуб. Командиром был Иван Сергеевич Романов, присланный из Москвы по распределению, работник московской милиции, еще в финскую кампанию награжденный орденом Красной Звезды.

В глухих болотистых местах разместилось семь партизанских баз, которые должны были развернуть борьбу в тылу врага в случае оккупации. Было организовано три партизанских отряда.

В Талдоме, в поселках Вербилки и Запрудня, в деревне Стариково и Зятьково были развернуты военные госпитали.

Некоторые предприятия района были эвакуированы.

Талдом опоясался окопами. В сентябре - октябре 1941 года из деревень, поселков, с предприятий были мобилизованы люди для работы на оборонительных сооружениях. Более 600 человек направили на укрепление канала имени Москвы. В течение двух с половиной месяцев талдомчане рыли окопы, ставили проволочные заграждения, «ежи».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: