Психологические корни драматургии




Колдунья-драматургия хитра, как лиса. С одной стороны, она любит

выделять себя из числа других выразительных средств экрана и гулять сама по

себе, как кошка, а с другой—тихо-тихо пользуется всеобщими «механизмами»

мышления человека и создания им сообщений и произведений. В основе этого

«механизма» лежит уже упомянутый нами принципсопоставления.

Л. Кулешов в 1917 году написал, что фильм создается путем сопоставления

различных кадров, точно так же, как ребенк из кубиков с буквами собирает

слово. Это грандиозное теоретическое открытие произошло за шесть лет до

публикации С. Эйзенштейном «Монтажа аттракционов». Он тогда еще работал

милиционером, а потом и прапорщиком инженерных войск. Приписывать это

открытие С. Эйзенштейну — большая ошибка.

«Кубики», взятые для сопоставления, могут быть разными. И размером в

один кадрик (1/24 - 1/25 сек.), и в один кадр (0,5 сек. - 10 мин.), и размером в

одно слово, и как целая сцена, и даже — размером в эпизод. Играют же дети в

телепередачах в кубики размером в их рост!

И куда ни кинь — везде клин! Какое выразительное средство ни возьми —

в основе каждого лежит сопоставление его элементов. И в маленькие, и в

большие «кубики» дети-драматурги и дети-режиссеры играют, сопоставляя

большие и маленькие куски произведения. Отсюда и вывод: драматургия

насквозь, вдоль и поперек соткана с помощью монтажа.

Секрет драматургии заключается в сложности поиска что


 

 

с чем и как сопоставить. В общих словах это выглядит убедительно. А

конкретно?

М. Ромм, прочитав множество книг, так и не нашел ясного определения сути

драматургии. Театральный драматург А. Штейн писал в статье «Что такое

драматургия»: «Иной раз просто чувствуешь себя беспомощным, когда тебя

спрашивают об этом».' У драматурга Н. Погодина драматургия начинается с

непонятного. Ю. Слеша считал, что драматургия присутствует там, где спорят

чувства человека. Вс. Вишневский видел драматургию там, где есть гимн и

патетика.

Но А. Штейн пошел дальше в своих размышлениях. Он усмотрел общность

театра, кино и телевидения в том, что у них у всех есть зритель, который

соотносит, сопоставляет события на сцене или на экране со своим личным

жизненным опытом, сопоставляет и делает выводы.

Зритель! В нем нужно искать корни драматургии. А. Штейн написал об этом

в 1974 г. А в 2000 А. Митта в книге «Кино между адом и раем» частично

объясняет через особенности зрительской психики драматургические приемы

игрового кино, но ничего не говорит о драматургии в документалистике,

публицистике, в информации и просветительском кино и телевидении. Но это не

умаляет достоинства его труда.

В литературе описан феноменальный случай, когда одна женщина,

приговоренная к смертной казни, умудрилась так заговорить своего судью, что

он, слушая ее, откладывал ее казнь два года и девять месяцев. Звали эту мудрую

женщину Шахразада. Она владела волшебным секретом, особым способом

рассказа, который заставлял великого царя Шахрияра откладывать из ночи в

ночь исполнение своего твердого намерения—лишить ее жизни.

Секрет ее волшебства как раз представляет собой секрет драматургии. Ей

удавалось так заинтересовать царя своим рассказом, что тот каждое утро с

нетерпением ждал наступления ночи и продолжения истории. Хоть Шахрияр

был и царь, но тоже человек, как и мы, — рядовые зрители.

Кто-то может воскликнуть: как это так — мы все разные, каждый из нас

неповторим! Да, действительно, мы — все разные.Сэтойистинойнеследует

спорить.Однакополучается

А. П. [JJiciiH. Ч ю есть драма ivpi и я? В сб.; Драматургия и время. М.: Искус-


 

 

неразбериха: с одной стороны, мы все — люди (не кошки, не слоны, не рыбы),

т. е. одинаковые, а с другой — все разные! Как тут быть? Как ухватиться за

общий корень, как схватить всех за руку и усадить перед экраном, когда рук

тьма миллионов'? Существует ли в принципе нечто общее во всем

разнообразии людей? Почему все восхищаются Пушкиным и Чеховым, Гете и

Шекспиром, если мы все беспредельно разные?

Начнем с самого простого. Человек, во-первых, — животное, а во-вторых,

— социальное животное. Причем, социальное — только во-вторых. Не хочу

никого принижать (и себя в том числе), но из этого вытекают три важных

постулата.

Первый. Как животным одного роду-племени, нам даны единообразные

«механизмы» мышления на всех уровнях, хотя при этом все мы разные.

Сколько существует на свете марок автомобилей, а принцип работы двигателя

внутреннего сгорания у всех один: поршень, шатун, коленвал, вспышка

топлива. Грубо говоря, точно так и у нас одинаково «устроены» мозги.

Второй. Прохождение и обработка информации от момента «увидел-

услышал» и до момента «понял» включительно тоже протекает абсолютно

одинаково, потому что работа органов восприятия и первичных отделов мозга

по своей конструкции и своим «механизмам» тоже ничем не отличается у

самых разных людей. Это имеет очень важное значение для понимания

некоторых секретов драматургии. Речь идет о психофизиологических

особенностях человека и об общепсихологических принципах работы сознания.

Третий. Там, где мы проявляем нашу социальную сущность. совсем

одинаковых практически нет — все разные. Это — высший уровень

деятельности интеллекта, личностный. Но и здесь все не так плохо. Разные, да

не совсем!

В народе говорят: «Кому нравится поп, кому — попадья, а кому — свиной

хрящик». Подразумевается, что вкусы у людей существуют различные. Но при

этом обязательно найдутся люди. у которых и вкусы совпадают. Любителей

закусить свиным хрящиком с хреном — далеко не единицы.

Возьмем и рассмотрим простейшую ситуацию. Вы сидите дома, пьете чай и

смотрите телевизор. В новостях вам соосша-ют: «Хороший ученик Петя Иванов

получил двойку в четвер-

 

Tii». Всем ясно, что получать неудовлетворительную оценку по какому-то

предмету, да еще в четверти, — это плохо. Так рассуждаете и вы, но не

принимаете сообщение близко к сердцу. Пьете чай дальше.

И в такой оценке события мы все будем единодушны, похожи друг на друга.

Реакция на такое сообщение у подавляющего числа зрителей будет совершенно

одинаковой.

Вы пьете чай дальше. Звонок в дверь. Открываете. На пороге женщина,

учительница. Она вам сообщает:

- Ваш Петя получил двой-


 

ку в четверти!

- Мой сын?

-Да.

- По какому предмету?

— По русскому!

После такого


 

 

сообщения


равнодушным не останешься. Это -

не просто вообще плохо, а почти

личная драма. Сообщение с

общепсихологического уровня

 

 

понимания и оценки перешло на уровень личности, вашего ин- Рис. 1

дивидуального осмысления.

Для всех соседей вашего дома оно останется в общем смысле плохим, но не

трогающим за сердце. А для вас — жестокий удар по самолюбию, переживание за

сына и т.д.

Но все-таки, вы не единственный человек, кто так воспримет новость. Есть

небольшой круг людей, для которых слова учительницы окажутся болезненными

—это ваша семья: ваша вторая половина, две бабушки и два дедушки. Возможно,

к вам еще присоединится друг, который переживает события вашей семьи как

свои собственные.

При этом, вы любите современный рок, ваши родители —

джаз, а другие бабушка и дедушка — классическую музыку. И в

этом вы опять разные.

На простейшем примере продемонстрирована модель общества, модель

зрительских интересов (рис /).

На общепсихологическом уровне оценки и понимания -



 

 

получать двойки в четверти плохо с позиций любого человека.

На индивидуальном уровне уже другая картина (даже внутри одной семьи) —

музыкальные пристрастия уже расходятся полностью, но, когда событие коснулось

вашего чада, все сошлись в оценке, все посчитали, что это очень, очень плохо и

нужно что-то делать.

На рис. 1 большой круг под цифрой «1» (самый светлый) подразумевает все

наше человеческое сообщество. В него входят и два эллипса, отмеченные более

темным. Эллипс с цифрой «2» — это папа с мамой, которые любят рок. Эллипс с

цифрой «3» — это бабушка и дедушка, которые предпочитают классическую

музыку. Но на рисунке есть самая темная зона, где пересекаются эллипсы. Там

сходятся взгляды и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки. Они одинаково оценивают

результат учебы своего школьника.

Большой круг — это то, в чем мы с вами все одинаковые и практически не

отличаемся друг от друга.

Что же это за качества, которые сделали нас похожими друг на друга не только в

строении тела?

Однажды ученые решили поставить дерзкий и сложный опыт: лишить человека

возможности получать все виды информации через все его органы чувств. Для этого

его поместили в ванну с жидкостью, накрытую мягкой неощутимой тканью, в

которой он не тонул, но и не мог определить свое положение. Ванну поставили в

совершенно темную комнату со звукопоглощающими стенами. Таким образом,

испытуемый не мог ничего видеть, слышать и ощущать. Для контроля на голову

надели датчики, чтобы снимать энцефалограмму, и над сердцем тоже укрепили

датчики.

Всего через десять минут у человека, лишенного инфор-

мации, начались галлюцинации. Через пятнадцать минут-

•угрожающие симптомы полного и безвозвратного расстрой-

ства психики. А сердце готово было выскочить из груди. На

этом роковом пороге испытание прекратили.

Что доказал опыт?

Человек не может существовать не только без воздуха, воды

и еды. Ему еще позарез нужна информация. Его мозг требует

информационной пищи куда более интенсивно, чем желудок


 

 

воды и хлеба. Он, как выяснилось, не может жить без постоянной подпитки

совершенно определенными сведениями.

Главный и ненасытный возбудитель потребности информации — инстинкт

самосохранения! Именно он потребовал ее поступления в мозг на первых этапах

становления человека. Но в моменты, когда жизни индивида ничто не угрожает,

мозг продолжает требовать информацию из окружающего мира, чтобы работать

не останавливаясь.

В других экспериментах выяснилось, что информация требуется еще в

определенных количествах. Мало — ее голод не будет удовлетворен. Много —

мозг начнет защищаться и не сможет ее «переварить».

Уже в каменном веке люди обрели потребность в духовной пище. В периоды,

когда их жизни ничто не грозило, они устраивали праздники, создавали

украшения, шили изящные костюмы из выделанных шкур, рисовали на стенах

пещер и на камнях, писали первые знаки-иероглифы. Духовное общение и

потребность в нем стали неотъемлемой составляющей первобытного общества.

Мы унаследовали от них и постоянную физиологическую потребность в

обеспечении мозга информацией, и потребность в чисто духовной информации,

когда безопасность гарантирована. При этих же условиях, если информация из

внешних источников к нам не поступает, мозг сам начинает генерировать

информацию — для себя. Мы о чем-то думаем, что-то вспоминаем, что-то

сочиняем. Но при этом наши уши и глаза продолжают контролировать

окружающую обстановку и в любую секунду готовы подать сигнал об угрозе.

В современном мире не только слуховая информация о треске кустов под

лапами разъяренного медведя, не только зрительная информация о несущемся

прямо на нас автомобиле может быть отнесена к категории информации об

опасности. Сообщения об экономическом кризисе, о закрытии завода, на

котором мы работаем, о вынужденной посадке самолета, на котором мы летим, и

т. п. — все это необходимая для нас информация о нашей безопасности.

В чем же мы сегодня похожи друг на друга и чем отличаемся как личности,

как индивидуальности?


 

 

Все наши интересы и потребности можно разделить на гри

группы: всеобщие, групповые и индивидуальные.

1. Ко всеобщим нужно отнести:

а) отребность информации о безопасности;

б) такое понимание хода событий или ситуаций, как «лучше

быть сытым, чем голодным», «лучше быть любимым, чем изго-

ем»;

в) потребность узнать, угадать, что случится завтра или пос-

лезавтра;

г) потребность в общении между людьми. Даже отшельник

в уединенном ските, уйдя от общения со смертными, удовлет-

воряет свою потребность в общении, общаясь с Богом.

Таких всеобщих качеств, потребностей и критериев ценностей у нас много.

Обладая ими. мы все одинаковые, похожие друг на друга, как две капли воды.

Здесь в одну «кучу» свалены и чисто физиологические, и общепсихологические

особенности человека (патологические отклонения в расчет не принимаются). Но

общие качества совсем не мешают нам быть индивидуальными в другом.

2. Групповые интересы, потребности и взгляды представ-

ляют собой исключительно характеристику личности, являют-

ся областью социальной психологической составляющей каж-

дого из нас. Принадлежность к определенной нации, культуре,

религии объединяет взгляды и потребности огромных групп

людей. Но тут же и начинаются различия.

Если в футбол играют две славянские команды, украинцы и русские, то

болельщики разделятся на две группы по национальному признаку. Если сразятся

две хоккейные команды из Самары и Екатеринбурга, то группы образуются по

признаку проживания в том или другом городе.

Но существуют и другие деления на группы. Например, по уровню образования

и культуры. Покажите фильм Ф. Феллини «Восемь с половиной» жителям деревни

с образованием в восемь классов — они его не поймут, посчитают неинтересным,

уйдут с просмотра или переключатся на другую программу.

По интересам и взглядам отдельно нетрудно выделить возрастные группы:

дети, подростки, взрослые, старики.

Группы могут быть мелкие и крупные. Любители джчи


 

 

разуют крупную группу, а любители органной музыки — совсем небольшую. Но

есть люди, которые любят и ту, и другую музыку. А таких — совсем мало.

Подавляющее большинство считает фашизм и его идеологию

античеловеческой. Но есть и такие, которые с фанатичной уверенностью в своей

убогой правоте готовы драться за идеалы фашизма.

Больших и малых групп — великое множество. Есть люди, исповедующие

идеалы семьи, и есть их отвергающие.

Но как бы ни делились люди на группы, именно групповые интересы и

критерии являются главными, определяющими качествами для выбора адреса

произведения, будущей зрительской аудитории.

Все групповые интересы и критерии ценностей приобретаются человеком в

длительном процессе взросления и формирования личности. Они складываются в

сознании человека под воздействием семьи, школы, общественного мнения,

телевидения, кинематографа, литературы, окружающей социальной среды, в

процессе образования и жизнедеятельности.

Они последовательно закладываются в голову ребенка, взрослеющего

подростка, а дальше — юноши или девушки, а потом почти всегда остаются

неизменными до конца дней. Те люди, которым удается пересмотреть свои

взгляды на жизнь в зрелом возрасте, составляют исключительное меньшинство в

сообществе.

За потребностями и интересами, если говорить строгим научным языком,

скрываются жизненные цели, мотивы поведения, установки на восприятие

окружающей действительности. Есть люди, которые, кроме денег и богатства, ни

о чем не мечтают. У них и в глазах, и в голове, и в ушах - только доллары. Ни о

чем другом всерьез они думать просто не могут. Увы, но и они составляют

определенную группу.

3. Индивидуальные потребности и интересы представляют собой сочетание

отдельных групповых интересов. Но так как больших и малых групповых

интересов — великое множество, то их различные сочетания представляют собой

невообразимо большое число. Наша индивидуальность, уникальность возникает

как раз в результате малой вероятности повторения конкретных сочетаний. К

этому добавляются генетически унас-


 

 

ледованные черты характера. Все вместе дает нам неповтори

мость личности.

Но для одного человека из шести миллиардов, проживающих на Земле, никто

произведения еще не пытался создавать-глупо и неразумно, если это — не ваш

лучший друг, не возлюбленная или любимый, или ближайший родственник, у

которого день рождения. Наоборот, подавляющее большинство авторов стремится

к тому, чтобы плоды его творчества стали достоянием множества людей и

зрителей.

К этому же толкает нас экономика — создавать произведения для наибольшего

количества людей, чтобы окупить деньги. вложенные в их создание. А кому-то еще

принести дополнительный доход.

А теперь попробуем решить «ребус».

Подберем характеристику самой широкой группы зрителей. Составим ее

коллективный психологический портрет. Возьмем предполагаемую аудиторию в

европейском сообществе, к которому принадлежим и мы.

Абсолютное большинство исповедует христианство или принимает его как

норму, а потому признает как ценности поведения в обществе библейские 10

заповедей: «не убий», «не укради» и т.д. Кстати, такие же ценности исповедует

ислам и буддизм.

Практически для всех понятны и близки извечные человеческие проблемы:

любви, ненависти, добра и зла, жизни и смерти.

Абсолютное большинство получает среднее школьное образование.

По статистике известно, что наибольшее количество посещений кинотеатров

приходится на людей в возрасте от 12 до 50 лет.

Теперь приступим к выделению из всеобщей массы небольших групп, которые

настолько невелики, что ими можно пренебречь. Из активных зрителей самыми

активными являются зрители от 12 до 25 лет. Это — первое определение явной

границы группы. Тех, кому стукнуло 26 и больше, можно в расчет не принимать.

Они — меньшинство.

Высшее образование получает примерно 10-20"о населения. Их тоже можно

выкинуть из определения характеристики интересов.

Те, кто регулярно читает полноценную литературу, х


 

 

в музеи, смотрит спектакли в театрах, слушает настоящую музыку, тоже

составляют 10-20 %. У них повышенные требования к искусству — такие нам не

нужны. Их явное меньшинство.

Зато тех, кого высшее образование не «испортило» воспитанием высоких

вкусов, вернем обратно в нашу самую массовую группу. Но одновременно

исключим тех детей и подростков, культурным воспитанием которых усиленно

занимаются родители. Их тоже совсем немного.

Большинство детей школьного возраста да и дошкольного тоже,

предоставлено само себе. Родители заняты на работе весь день. Вечером

уставшим папе с мамой успеть бы управиться с домашними заботами.

Ненаглядные чада смотрят, что покажут по телевидению или в кино, слушают,

что говорят вокруг взрослые, подражают этим взрослым с неукротимым

желанием быстрее стать такими же взрослыми. Но еще они хотят стать более

удачливыми, чем их родители, а потому ищут и впитывают в себя все самое

новое — по большей части весьма сомнительное по нравственным и

художественным достоинствам,—что предстает перед их глазами и ушами. А все

самое «новое» показывают по телевидению.

Телевидение — законодатель моды! «Оно показывает все новейшее! Оно

рассказывает о самом интересном! Оно учит всему самому ценному!» — такова

психологическая установка десятков миллионов детей и подростков. Под

прессом электронного экрана сегодня у безнадзорных детей формируются

уродливые и низкопробные вкусы, а подчас — низменные потребности и

установки на форму и образ жизни.

Их психика и мозг требуют заполнения пока еще пустых страниц

долговременной памяти. И они вписывают на жесткие диски своих извилин то,

что еще не видели, не знают, не попробовали.

Какая же информация укореняется на винчестерах формирующейся памяти?

В новостях — убийства и нарушения закона. В фильмах —

мордобой, убийства, насилие, культ грубой силы. И все это дети

и подростки сохраняют на сложном переплетении нейронное.

2 утра и до вечера говорят о сексе, его привлекательности и необходимости,

показывают легко распознаваемые «намеки» на то, как это делается. И они

впитывают это своим серым веществом навсегда и тут же пытаются все

попробовать.


 

 

Им рассказывают о «запретном плоде» наркотиков, и поэтому они

стремятся во что бы то ни стало его отведать.

Махровое хамство, глупость и невоспитанность с ножом у горла

навязывает реклама. И они принимают это за норму поведения. Жуют жвачку

на уроках и лекциях. Надувают жвачные пузыри в лицо пассажирам,

переполнивших трамвай. Пьют из горла пиво в вагоне метро, сидя, не уступая

место, стоящими над ними старикам, и тут же, рядом, бросают пустую

бутылку.

И не может быть иначе. Им вдалбливают, что без пива жизни нет, что не

пьющий пиво мальчик не станет мужчиной. И они пьют и пьют пиво.

Им навязывают мерзкий образ жизни. И они его воссоздают по образу и

подобию в своей реальной жизни.

Им беспрерывно вбивают в голову превосходство богатой жизни. И они

начинают к ней стремиться всеми недозволенными путями, становясь

преступниками, потому что им твердят о полной свободе. О какой свободе

идет речь — им не разъясняют.

Можно было бы назвать конкретные примеры на конкретных каналах и в

конкретных передачах, но тогда в учебнике не хватит места для разговора о

драматургии.

Таков психологический портрет современного подрастающего поколения,

его установок на жизнь, его мотивов поведения, его критериев ценностей и

предпочтений.

Возможно, если кто-нибудь прочитает эти строки через пятьдесят лет, то

содрогнется от ужаса: неужели такое могло быть9

Но, увы, сегодня это так! Таков психологический портрет самого массового

зрителя — того, которого Пушкин называл толпой. И таков психологический

портрет самого телевидения.

Если бы не было запрета на порнографию, она бы пользовалась огромным

спросом у этой социальной группы зрителей и давала бы бешеный рейтинг.

Цивилизованному человечеству потребовалось несколько тысячелетий, чтобы

выработать нормы социальной морали, определить границы дозволенного,

правила общения друг с другом, сотворить культуру в узком и широком

смыслах этого понятия, создать и заложить в сознание многих поколений

национальные традиции и обычаи. Сегодня мы на пороге полного падения

нравов -того самого, которое пережила Великая Римская империя. Пе-


 

 

решагнув через этот порог, она не смогла никому противостоять и канула в

небытие.

Информационные предложения современного телевидения воздействуют на

инстинкты, а не на сознание. Это телевидение потакает отступлению от норм

здравого социального поведения и национальных традиций, потакает толпе и ее

сниженным, если ни сказать низменным, потребностям и вкусам, в которых

верховодят инстинкты. Все это оправдывается сверхциничным аргументом: «А

они (зрители) хотят это видеть!» Более чудовищного оправдания с нравственной

точки зрения невозможно придумать.

На протяжении всей человеческой истории от первобытно-о общества до

третьего тысячелетия, 600-800 веков, люди пу-гем самоорганизации боролись с

пагубными проявлениями инстинктов, чтобы выжить, не погибнуть, чтобы

совершенствовать цивилизацию, развивать технику, чтобы дети жили лучше

отцов. Целям прогресса и выживания служило формирование высоких духовных

потребностей и нравственных устоев.

В сообществах всех видов животных существуют жесткие законы природы

сожительства, обеспечивающие существование вида. Даже крокодилы не

пожирают друг друга.

Так или иначе, со сбоями и отклонениями искусство всегда служило тем же

целям. Первые произведения живописи в Каповой пещере на Урале и в

Альтамире на Пиренеях, лучшие произведения литературы от Гомера до

Толстого.

Всем известный и знаменитый реформатор театра режиссер В. Мейерхольд в

1901 году писал в дневнике: «Самое опасное для театра - служить буржуазным

вкусам толпы. Не надо прислушиваться к ее голосу. Иначе можно свалиться с

«горы» в «долину». Театр тогда велик, когда поднимает толпу до себя и, если не

поднимает, так, по крайней мере, тащит ее на высоты»1.

Кого-кого, а В. Мейерхольда никак нельзя заподозрить ни в косности, ни в

консерватизме. Очень было бы хорошо зарубить себе на носу этот постулат

руководителям и заправилам телевидения.

Раскрывая дальше психологические механизмы «управления» интересом

зрителей, хочу напомнить о нравственной ответственности перед своим отечеством

тех, кто принимает решенияотом,чтовыйдетвэфир «сейчасизавтра»: думать 1

К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М: Наука, 1969, стр. 18.


 

 

опоследствиях (правда, для этого требуется высокая внутрен-

няя и художественная культура и просто умение думать).

Чем же характеризуется психологический портрет массовой аудитории, какими

чертами?

1.Нравственнойнеустойчивостью. Представители этой

группы, как правило, не проявляют твердо повторяющихся крите-

риев оценки в различных ситуациях. Они могут легко сбиться на

смакование пошлости, подражать безвкусице, принять за образцы

примеры низкого уровня культуры. Уже давно правоохранитель-

ные органы твердят о том, что подростки, совершая преступле-

ния, копируют примеры с экрана. Грабеж — по схеме, как в извес-

тном фильме, насилие — как показали в новостях, жестокость и

бесчеловечность - как в последнем сериале, убийство — как в по-

казанной месяц назад по телевидению криминальной трагедии.

С великой грустью приходится констатировать, что так называемые высокие

рейтинги низкопробным фильмам и таким же передачам приносит именно эта

многочисленная зрительская группа.

Но, вместе с тем, эта группа готова воспринять и полноценные произведения

искусства с высоким нравственным потенциалом, но не очень сложные по своему

содержанию и форме. Потому данная группа и получила характеристику

Неустойчивой.

Отсюда и возникает ответственность того, кто берет на себя право вступать в

общение со зрителями посредством массовых коммуникаций.

2.Низкимуровнемвоспитания. Можно только сожалеть.

что основная масса населения не может получить достойное

воспитание ни в школе, ни в семье. Такова действительность, и

в ближайшее время существенных изменений в деле воспита-

ния ждать нельзя. Когда-то важную роль здесь играли религия и

церковь. Позже — школа. Но сегодня — не то и не другое.

3.Недостаткомобразования, — образования в области

культуры, искусства и национальных традиций. Конечно, и сре-

ди образованных людей встречаются циники, пошляки и пре-

ступники. Но в массе образованному человеку в процессе ста-

новления личности удается сформировать устойчивые взгляды

на жизнь и критерии нравственности.

4.Самоеглавное — у?тойгруппынесформированапо-

требность,установканаприобретение,освоениевсегопо-


 

 

ложителъного,позитивного. Единицам из этой среды удается осознать

необходимость постижения могучего культурного багажа предшественников.

История общества рассказывает, что исконно в культурной российской

национальной традиции, как и во многих других, лежали высоко нравственные

начала. В эпоху, когда еще не было театров, а тем более, телевидения, по земле

нашей бродили скоморохи. Они затевали на площадях представления для всего

честного люда. По тем временам - самую массовую коммуникацию. Они

осмеивали зло и жадность, ненависть и измену, осуждали человеческие пороки.

Они несли людям истины добра.

Потом появились бродячие театры, в том числе — ив России. Своими

спектаклями полуголодные артисты-подвижники приобщали публику к высокой

литературе, побуждали к чтению книг, служили верой и правдой высоким

идеалам искусства, просветительству, утверждению культуры. Вспомните

бродячих артистов в «Гамлете» В. Шекспира или почитайте свидетельства В.

Гиляровского.

Вам предоставляется возможность порассуждать на тему, как соотносятся

позиции и установки на общение с массами в прошлом и сегодня, кто и куда

ведет массового зрителя, чьими поступками руководит совесть, а кто

подчиняется только зову кармана.

До сего момента мы говорили о содержательной стороне драматургии: что

показывать, что предлагать увидеть и услышать зрителю с экрана, как это

выбрать. Но есть и другая, не мене важная задача: задачауправления

интересомивниманиемзрителей.

А возможно ли такое вообще, позволяет ли психика человека управлять ею со

стороны, есть ли в нашей психике такие «щели», через которые можно

подобраться к ней незаметно и навязать чужое мнение?

Оказывается, есть — и не одна.

Для простоты понимания устроим попутно прогулку в мир животных.

Почти все начинается с безобидного, самого простого, умилительного и

забавного. Окрепшие котята впервые вылезают из корзинки, чтобы разведать

окружающую обстановку. Дети вылезают из манежей и кроваток, чтобы

обследовать манящий


 

 

мир комнаты. Подросшие тигрята пускаются в игры межд\

бой, слегка покусывая друг друга. А мы умиляемся детству во

всех проявлениях.

За всем этим стоят могучие силы природы, которые руководят поведением

животных. И нашим поведением тоже. И я, и вы, уважаемый читатель, без нашего

согласия входим в общую когорту.

Для начала можно перечислить те «щели», которыми можно пользоваться

драматургу, режиссеру и журналисту, чтобы тайно проникнуть к рычагам

управления интересом зрителей.

1). Интерес ко всему новому, неизведанному, стремление познать

окружающий мир.

2). Стремление каждого человека так или иначе прогнозировать будущее.

3). Обучение через подражание — делать так же, как взрослые, как другие, как

модно.

4). Извечный интерес к играм, в которых определяется сильнейший,

умнейший, хитрейший — победитель.

5). Борьба за лидерство. Жажда быть первым.

6). Неиссякаемая потребность в общении.

7). Сочувствие себе подобному, такому же, как я.

Не играет роли, в каком порядке они перечислены, от перемены мест

слагаемых сумма не меняется. Можно добавить еще несколько, но от этого суть

останется той же. Но, несомненно, в нашей психике существуют такие прорехи,

которые дозволяют нащупать «слабые» места.

Наверно, не нужно доказывать, что когда мы выходим из детства и на

протяжении жизни постепенно теряем присущие нам порывы юности или

разными способами пытаемся их скрыть. У одних такие «потери» случаются

годам к 20-ти, а другие сохраняют юшошеские стремления до глубокой старости

почти в полном наборе. Однако некоторые врожденные психические потребности

надежно сопровождают нас до гробовой доски.

Младенец рождается с почти чистым мозгом. В нем еще не

записаны всякие глупости и пороки. У него срабатывает ин-

стинкт, требующий заполнения пустых извилин. Возможно.

к этому толкает его инстинкт самосохранения, — ему нее

димы знания для выживания, для будущей безопасности. А N


 

 

как известно, требует бесперебойной подачи «пищи» и «топли-

ва» для работы на протяжении всей жизни.

Мозг ребенка — это только что построенная библиотека с пустыми полками.

С рождения они беспрерывно заполняются нужными и ненужными книгами,

пока они не упрутся в последнюю стенку.

Компьютер сохраняет все, что в него заложено, а человеческий мозг, наша

память, без нашего согласия, к тому же постоянно, что-то выбрасывает. И как

бы мы ни старались все сохранять, там всегда находятся пустые места для

нового. Очищается он как от совсем ненужного, так, подчас, и от очень важного.

Освободить место для новых поступлений — его неотступная задача.

Мы знаем, как любопытны дети. Но не менее любопытны бывают и старики.

Только интересы у них разные — потребности в содержании информации не

совпадают.

Из сказанного нетрудно сделать вывод о прямой связи названных

человеческих свойств с просветительским кино и телевидением. Нужно только

точно вычислить социальную группу, которая станет потребителем вашего

произведения, определить, что для нее будет новым, а что может оказаться

перепевом уже пройденного. Да еще подобрать форму, соответствующую

потребителю информации.

Здесь же, рядом, соседствует вся документалистика. «Новости», «Вести»,


«Известия»,


информационно-публицистические


программы


служат


удовлетворению потребности в новизне сведений и одновременно —

информационными «дровами» для ненасытной мозговой «печки». Таким

образом, обнаруживаются сразу два «отверстия» для проникновения в наше

сознание со стороны: всеобщая потребность в информации и интерес ко всему

новому.

А когда мы смотрим прогноз погоды, к двум первым при-

бавляется еще и третье: стремление заглянуть в будущее -

брать или не брать завтра зонтик.

Надо сказать, что с равным успехом все способы проникновения в сознание

применяются и в игровом кино.

Знакомый вам учитель математики, представленный в начале главы,

безусловно, пользовался этими приемами. Но еще он точно знал, с какой

социальной группой он вступит в обще-



 

 

ние. Ему были заранее известны ее интересы, уровень знании

вкусы, темперамент, пристрастия, а также мера наивности и лк>

бопытства. В соответствии с ними он выбрал форму и содержа-

ние вопросов, чтобы затеять игру про бассейн и две трубы.

Попробовал бы наш учитель разговаривать так, как он общался со своим

классом, с учителями, проходящими повышение квалификации. Они бы сочли такое

содержание и такую форму за оскорбление.

Получается, что форма соответствует не столько содержанию, сколько

потребителю произведения, социальной группе, ее взглядам, вкусам, мотивам,

установкам и т. д.

Потребность в подражании у человека тоже в крови. Особенно у молодого. Она

у него почти такая же, как у медведей. бобров и обезьян. Показали два раза по

телевидению как «вкусно» пить пиво «из горла», и на следующий день вся молодая

страна присосалась к бутылкам прямо на улице. Про дурные примеры вы и сами все

знаете.

Когда в 1949 году вышел на экран трофейный фильм «Три мушкетера»,

вынутый из архивов третьего рейха, вся мальчишеская Москва вступила в

непрерывную дуэль на палках. А после премьеры «Тарзана» в 1950-м истошные

вопли путали прохожих даже днем.

Кому из мальчишек не хочется быть героем, кому из девчонок — моделью!

Кому не хочется стать самым сильным или самой красив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: