На подступах к драматургии




О том, что в документалистике драматургии нет, говорили много и давно. О

том, что ее использование игнорируют на телевидении и в кино, стоит подумать

и сегодня. А если кто-то с пеной у рта будет вас убеждать, что драматургия

документалистике просто не нужна, не верьте! Не поддавайтесь на обман

несведущих!

Почти о любом событии или человеке можно рассказать или показать его

так интересно и увлекательно, что заслушаешься или засмотришься. А можно

так скучно, что завянешь на первых кадрах и словах или сразу сбежишь.

Надеюсь, что эта истина ни у кого не вызывает сомнений. Она банальна, как

дважды два. Весь секрет скрывается всего лишь в двух сакраментальных

вопросах: о чем рассказывать и как рассказывать. И оказывается, что поиск

ответов на два внешне простых вопроса представляет собой нешуточную

задачу. Если бы знали, если бы владели этой истиной тележурналисты и их

начальники, то мы бы с великим и нескрываемым интересом смотрели не

только боевики и мелодрамы, а все новости и информационные передачи. Но

сейчас многие телезрители делают это в пол-уха и в полглаза, а некоторые —

игнорируют вовсе.

По этой проблеме защищаются диссертации, а воз обратно катится с горы

времени, ибо в шестидесятые и семидесятые годы кинорепортеры в

многочисленных киножурналах делали свое дело куда более ловко и умело, чем

современные тележурналисты. Слепое подражание западным и американским

канонам, вошедшее в моду на отечественном телевидении, особенно на

ведущих телеканалах Москвы, задушило в тележурналистах и их хозяевах

способность самостоятельно думать и творить.

Пример из телевизионных новостей. Может быть, через десять или двадцать

лет такое покажется невообразимым, в этот


 

 

факт весьма трудно будет поверить, но то, что это произошло, видел и слышал

своими глазами.

Ночные новости на ОРТ. Ведущий рассказывает о поездке президента

России во Францию с трехдневным визитом. А в этот момент внизу на экране

возникает красная полоса, а по ней движется так называемая «бегущая строка».

Строка сообщает зрителям о целом ряде мелких и крупных событиях,

произошедших в этот день. О совершенно других, не имеющих никакой связи

с визитом президента.

Перед зрителями возникла дилемма: что выбрать — слушать устный

рассказ ведущего или читать бегущую строку?

Психология давно и однозначно ответила на этот вопрос: человек не

способен одновременно воспринимать по слуховому и зрительному каналам

два самостоятельных и не связанных между собой словесных сообщения. Ибо

наш мозг обладает возможность распознавать и перерабатывать только одно,

логически связанное сообщение в каждый отдельно взятый момент. Легенда о

том, что Гай Юлий Цезарь был способен одновременно писать, слушать

сообщение и отдавать приказы, так и осталась легендой.

Зрители, смотревшие эти ночные новости, в лучшем случае смогли

выхватывать отдельные куски из устного рассказа ведущего и отдельные куски

из бегущей строки. А если бы их попросили рассказать, что они усвоили из

такой информационной передачи даже сразу после ее окончания, то полный

сумбур в головах был бы очевиден. Ни о том, ни о другом сообщении они бы

не смогли сказать ничего внятного и путного. Зато невольное раздражение

возникло тут же, при первой же попытке воспринять оба потока информации

одновременно. А раздражение и неудовольствие — наихудший спутник

восприятия.

Приведенный пример к драматургии не имеет никакого отношения. Но он

прямо подтверждает, что журналистам, редакторам и директорам телевидения

необходимо иметь полноценное образование. Нормальный студент-режиссер

получает подобные знания на первом курсе института. А кроме общего

образования и элементарных знаний в области психологии, каждому, кто

берется за экранное творчество, необходимо приобрести еще большую сумму

специальных знаний и научиться ими пользоваться. В том числе, и в области

драматургии.


 

 

Вопрос вопросов: как поступать творцу? Идти наперекор природе зрителя и

навязывать ему силой противоестественные коммуникативные структуры по своему

усмотрению или согласовать свои сообщения с природой восприятия и мышления

человека? Ответ ищите сами.

Попробуем перечислить некоторые основные природные качества психики

человека, на которых зиждутся принципы драматургической организации

документального материала, подходы к построению документальных произведений.

А потом с этих позиций проведем анализ.

7. Поведением человека во многом руководит инстинкт самосохранения. По

этой причине его интересует все, что может угрожать его существованию или

облегчить его существование. Это распространяется и на действия на улице, когда

автомобиль может угрожать его жизни, и на политические события, способные

привести к катастрофе или резкому ухудшению его бытия.

2. У человека существует постоянная потребность в по-

лучении информации для непрерывной работы мозга. Лучший

вариант, когда поступающая в сознание информация отвечает

потребностям и интересам личности. Принцип своей рубашки,

которая ближе к телу.

3. Все общество или все зрители делятся на социальные груп-

пы, у которых могут быть совпадающие, мало совпадающие и

противоположные потребности в информации. Одни группы чрез-

вычайно велики, другие - ничтожно малы. Конечно, есть и сред-

ние по численности группы с близкими интересами.

4. Согласно общей теории информации (об этом же го-

ворят психологические исследования), если человек полу-

чает сообщение, содержание которого ему уже известно (по-

втор), такое сообщение передает ему ноль информации

Оно для него лишено смысла. После получения сообщения

с повторным содержанием человек теряет интерес к источ-

нику информации. Это даже может вызвать у него неудо-

вольствие.

5. Когда человек уверен в своей безопасности, то наступает

потребность в получении другой информации, духовной в ши-

роком смысле этого слова — от науки и искусства до деятель-


 

 

ности соседей. В каждой социальной группе главенствуют при-

сущие только ей духовные интересы.

6. У подавляющего большинства людей существует потреб-

ностьвсамосовершенствовании для расширения перспектив

своей деятельности. Особенно ярко это проявляется в детском

и юношеском возрасте, в молодости.

7. Наибольший интерес и активней привлекают внимание

к получаемым сообщениям неожиданныесведения. Они со-

держат большее количество информации. А потому вызывают

наиболее яркую эмоциональную реакцию.

8. Человек так устроен, что постоянно находится в состоя-

нии ожидания новых сведений и даже пытаетсяпредугадать,

что ему предложат с экрана. Это слабо осознаваемая зрителем

потребность активно участвует в процессах восприятия.

9. Зритель (слушатель, читатель или собеседник) всегда хо-

чет получить не только голую констатацию факта, но и мне-

ние, оценку этого факта знающим человеком, чтобы вырабо-

тать собственное отношение и выбрать стратегию своего пове-

дения. И если же он не получает оценки, то его настигает чув-

ство неудовлетворенности в полученной информации, а иногда

и состояние растерянности.

Закономерно, что все перечисленные принципы действуют и «работают» в

нашем сознании, руководят нашим поведением не раздельно, каждый сам по

себе, а сложно переплетаясь, выступая группами, и даже, иногда, отрицая друг

друга.

Вооружась копьями знаний, двинемся дальше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: