О том, что в документалистике драматургии нет, говорили много и давно. О
том, что ее использование игнорируют на телевидении и в кино, стоит подумать
и сегодня. А если кто-то с пеной у рта будет вас убеждать, что драматургия
документалистике просто не нужна, не верьте! Не поддавайтесь на обман
несведущих!
Почти о любом событии или человеке можно рассказать или показать его
так интересно и увлекательно, что заслушаешься или засмотришься. А можно
так скучно, что завянешь на первых кадрах и словах или сразу сбежишь.
Надеюсь, что эта истина ни у кого не вызывает сомнений. Она банальна, как
дважды два. Весь секрет скрывается всего лишь в двух сакраментальных
вопросах: о чем рассказывать и как рассказывать. И оказывается, что поиск
ответов на два внешне простых вопроса представляет собой нешуточную
задачу. Если бы знали, если бы владели этой истиной тележурналисты и их
начальники, то мы бы с великим и нескрываемым интересом смотрели не
только боевики и мелодрамы, а все новости и информационные передачи. Но
сейчас многие телезрители делают это в пол-уха и в полглаза, а некоторые —
игнорируют вовсе.
По этой проблеме защищаются диссертации, а воз обратно катится с горы
времени, ибо в шестидесятые и семидесятые годы кинорепортеры в
многочисленных киножурналах делали свое дело куда более ловко и умело, чем
современные тележурналисты. Слепое подражание западным и американским
канонам, вошедшее в моду на отечественном телевидении, особенно на
ведущих телеканалах Москвы, задушило в тележурналистах и их хозяевах
способность самостоятельно думать и творить.
Пример из телевизионных новостей. Может быть, через десять или двадцать
|
лет такое покажется невообразимым, в этот
факт весьма трудно будет поверить, но то, что это произошло, видел и слышал
своими глазами.
Ночные новости на ОРТ. Ведущий рассказывает о поездке президента
России во Францию с трехдневным визитом. А в этот момент внизу на экране
возникает красная полоса, а по ней движется так называемая «бегущая строка».
Строка сообщает зрителям о целом ряде мелких и крупных событиях,
произошедших в этот день. О совершенно других, не имеющих никакой связи
с визитом президента.
Перед зрителями возникла дилемма: что выбрать — слушать устный
рассказ ведущего или читать бегущую строку?
Психология давно и однозначно ответила на этот вопрос: человек не
способен одновременно воспринимать по слуховому и зрительному каналам
два самостоятельных и не связанных между собой словесных сообщения. Ибо
наш мозг обладает возможность распознавать и перерабатывать только одно,
логически связанное сообщение в каждый отдельно взятый момент. Легенда о
том, что Гай Юлий Цезарь был способен одновременно писать, слушать
сообщение и отдавать приказы, так и осталась легендой.
Зрители, смотревшие эти ночные новости, в лучшем случае смогли
выхватывать отдельные куски из устного рассказа ведущего и отдельные куски
из бегущей строки. А если бы их попросили рассказать, что они усвоили из
такой информационной передачи даже сразу после ее окончания, то полный
сумбур в головах был бы очевиден. Ни о том, ни о другом сообщении они бы
не смогли сказать ничего внятного и путного. Зато невольное раздражение
|
возникло тут же, при первой же попытке воспринять оба потока информации
одновременно. А раздражение и неудовольствие — наихудший спутник
восприятия.
Приведенный пример к драматургии не имеет никакого отношения. Но он
прямо подтверждает, что журналистам, редакторам и директорам телевидения
необходимо иметь полноценное образование. Нормальный студент-режиссер
получает подобные знания на первом курсе института. А кроме общего
образования и элементарных знаний в области психологии, каждому, кто
берется за экранное творчество, необходимо приобрести еще большую сумму
специальных знаний и научиться ими пользоваться. В том числе, и в области
драматургии.
Вопрос вопросов: как поступать творцу? Идти наперекор природе зрителя и
навязывать ему силой противоестественные коммуникативные структуры по своему
усмотрению или согласовать свои сообщения с природой восприятия и мышления
человека? Ответ ищите сами.
Попробуем перечислить некоторые основные природные качества психики
человека, на которых зиждутся принципы драматургической организации
документального материала, подходы к построению документальных произведений.
А потом с этих позиций проведем анализ.
7. Поведением человека во многом руководит инстинкт самосохранения. По
этой причине его интересует все, что может угрожать его существованию или
облегчить его существование. Это распространяется и на действия на улице, когда
автомобиль может угрожать его жизни, и на политические события, способные
привести к катастрофе или резкому ухудшению его бытия.
|
2. У человека существует постоянная потребность в по-
лучении информации для непрерывной работы мозга. Лучший
вариант, когда поступающая в сознание информация отвечает
потребностям и интересам личности. Принцип своей рубашки,
которая ближе к телу.
3. Все общество или все зрители делятся на социальные груп-
пы, у которых могут быть совпадающие, мало совпадающие и
противоположные потребности в информации. Одни группы чрез-
вычайно велики, другие - ничтожно малы. Конечно, есть и сред-
ние по численности группы с близкими интересами.
4. Согласно общей теории информации (об этом же го-
ворят психологические исследования), если человек полу-
чает сообщение, содержание которого ему уже известно (по-
втор), такое сообщение передает ему ноль информации
Оно для него лишено смысла. После получения сообщения
с повторным содержанием человек теряет интерес к источ-
нику информации. Это даже может вызвать у него неудо-
вольствие.
5. Когда человек уверен в своей безопасности, то наступает
потребность в получении другой информации, духовной в ши-
роком смысле этого слова — от науки и искусства до деятель-
ности соседей. В каждой социальной группе главенствуют при-
сущие только ей духовные интересы.
6. У подавляющего большинства людей существует потреб-
ностьвсамосовершенствовании для расширения перспектив
своей деятельности. Особенно ярко это проявляется в детском
и юношеском возрасте, в молодости.
7. Наибольший интерес и активней привлекают внимание
к получаемым сообщениям неожиданныесведения. Они со-
держат большее количество информации. А потому вызывают
наиболее яркую эмоциональную реакцию.
8. Человек так устроен, что постоянно находится в состоя-
нии ожидания новых сведений и даже пытаетсяпредугадать,
что ему предложат с экрана. Это слабо осознаваемая зрителем
потребность активно участвует в процессах восприятия.
9. Зритель (слушатель, читатель или собеседник) всегда хо-
чет получить не только голую констатацию факта, но и мне-
ние, оценку этого факта знающим человеком, чтобы вырабо-
тать собственное отношение и выбрать стратегию своего пове-
дения. И если же он не получает оценки, то его настигает чув-
ство неудовлетворенности в полученной информации, а иногда
и состояние растерянности.
Закономерно, что все перечисленные принципы действуют и «работают» в
нашем сознании, руководят нашим поведением не раздельно, каждый сам по
себе, а сложно переплетаясь, выступая группами, и даже, иногда, отрицая друг
друга.
Вооружась копьями знаний, двинемся дальше.