Практическое занятие 3
Исторически сложились три формы организации обучения:
§ индивидуальная (дает возможность педагогу определять задачи, содержание, методы и средства обучения соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психофизических процессов и т.п.);
§ групповая форма организации обучения (предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 5 – 6 человек);
§ фронтальная (со всей группой) - музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, экскурсии и т.п.
Каждая из форм имеет свою специфику, которая выражается в дидактической цели, степени самостоятельности детей, соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Основной формой организации обучения детей является занятие, организуется и проводится педагогом, который определяет содержание, методику и технологию занятия с различными возрастными группами в соответствии с программой воспитания и обучения.
По дидактическим задачам занятия делятся на группы:
§ занятия усвоения новых знаний, умений;
§ занятия закрепления приобретенных знаний, умений
§ занятия применения умений и знаний (практические занятия)
§ комбинированные (комплексные) занятия.
В настоящее время в основном преобладают комбинированные занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач.
По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Н-р, после разучивания стихотворения о зиме дети участвуют в общей аппликационной работе – делают панно «Снежинки» (или под музыку выполняют имитационные движения «Летят снежинки»).
|
Занятия имеют определенную структуру, которое диктуется содержанием обучения и специальной деятельностью детей:
· организация детей;
· повторение изученного на предыдущих занятиях;
· актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подготовка к восприятию новых знаний;
· сообщение нового материала педагогом, восприятие и первичное осознание его детьми;
· повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством педагога и в самостоятельной деятельности;
· подведение итогов занятия;
· оценка.
В любом занятии выделяют три основные части:
§ вводная,
§ основная
§ заключительная.
Вводная часть предполагает организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
Основная часть занятия – это умственная и практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены поставленными задачами. На данном этапе занятия педагог использует приемы индивидуального обучения в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями психического развития каждого ребенка. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Максимальная – детям, которым требуются дополнительные объяснения, показ, помощь педагога. Процесс обучения должен быть оптимизирован, т.е. каждому ребенку создается ситуация успеха.
В заключительной части занятия подводятся итоги, и осуществляется оценка результатов учебной деятельности детей. Педагог одобряет детей, хвалит за усердие, выполненную работу, активизирует положительные эмоции. Оценка деятельности детей педагогом, а затем и самими детьми учит ребенка видеть свои успехи, ошибки, осознавать их причины.
|
Для обучения детей вне занятий используют дидактические и подвижные игры. Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями осуществляется в процессе подготовки к праздникам и развлечениям, чтения художественной литературы, наблюдения на прогулке.
Специфика обучения в специальных ДОУ заключается в организации учебного процесса.
Принципы построения занятий:
§ частая смена видов деятельности (при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается., что позволяет продуктивно вести занятие);
§ повторяемость программного материала (у.о. дошкольникам требуется большое количество повторений, но оно должно осуществляться в новых ситуациях и на новых предметах);
§ обеспечение переноса полученных знаний на другой материал (способствует возникновению обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира);
§ игровая форма занятий.
Экскурсия как форма обучения определена программой. Воспитатель знакомит детей с интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе.
В зависимости от поставленных задач экскурсии могут быть:
· ознакомительными,
· уточняющими ранее полученные представления,
· закрепляющими (итоговыми).
Желательно проводить их с небольшими группами детей, что обеспечит возможность оптимально взаимодействовать с каждым ребенком и способствовать познавательной деятельности детей. Возможны индивидуальные экскурсии, во время которых педагог создает наиболее комфортные условия для восприятия изучаемых объектов и явлений, учитывая познавательные возможности ребенка.
|
В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях (в магазине, на почте).
Эффективность экскурсии зависит от соблюдения ряда требований.
Ø каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую для ребенка цель (пойдем к врачу, чтобы врач осмотрел Машу и дал лекарство). При этом по пути к месту экскурсии необходимо многократно напоминать детям о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем познакомятся. Педагогу не рекомендуется отвлекаться на разговоры с детьми на посторонние темы, чтобы не отвлекать их внимания от основного содержания экскурсии;
Ø на экскурсии создаются условия для активной деятельности детей (покупают игрушки в магазине, отправляют письма на почте). Благодаря этому выполненные ребенком действия прочно входят в его жизненный опыт и будут воспроизведены в условиях игры;
Ø наблюдение детей за деятельностью взрослых организовывается таким образом, чтобы они имели возможность видеть все выполняемые действия. Наблюдение проводится при активном участии педагога, который обращает внимание детей, на действия людей, их последовательность, оборудование, орудия труда, возникающие между ними отношения (покупатель — продавец, покупатель — кассир и т. п.), фиксирует их в речи и требует от детей развернутых ответов. Желательно, чтобы взрослые, с чьей деятельностью знакомятся дети, включались в общение с ними: рассказывали о своей работе, отвечали на вопросы педагога, задавали вопросы детям. Участие взрослых, чей труд является предметом наблюдений детей с проблемами в развитии, должен быть подготовлен педагогом. Эта работа тщательно продумывается и проводится заранее перед экскурсией;
Ø экскурсия должна быть эмоционально насыщенной. Внимание детей сосредоточивается на гуманных поступках, на проявлениях нравственных качеств, свойственных людям той профессии или возникающих в отношениях людей друг с другом (мама — дочь, мама — папа и др.). Следует вызвать у детей положительный настрой, который способствует тому, что все увиденное и услышанное легче и прочнее запомнится ребенку и у него возникнет желание отобразить все это в своих играх.
Во время экскурсий могут быть сделаны фотографии, которые позволят сохранить в памяти детей увиденное. Эти фотографии затем многократно рассматриваются взрослыми вместе с детьми в группе, вывешиваются в удобном для обозрения детей месте и используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
9.Планирование и учёт индивидуальной коррекционной работы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Всем обучающимся свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинскОГО работника, педагогов и психолога, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).