IV. Экспериментальная часть




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №6

Тема: Слово как единица лексики. Лексическое значение слова. Типы лексических значений слов.Смысловая структура многозначных слов. Омонимия и омонимы. Паронимия и паронимы. Синонимы и синонимия. Типы синонимов.

I. Теоретическая часть

· Понятие о лексике и лексикологии.

· Слово как единица лексики. Основные признаки слова.

· Лексическое значение слова. Понятие и слово.

· Понятие о семантической структуре слова. Толковые словари русского языка как отражение семантической структуры слова.

· Слова однозначные и многозначные.

· Пути развития многозначности слова (расширение и сужение значения слов).

· Метафора как вид переносного значения слова. Типы метафор по способу образования и по степени выразительности.

· Метонимия и синекдоха как виды полисемии.

· Использование многозначных слов в речи. Ошибки при использовании многозначности.

· Понятие об омонимах и омонимии.

· Типы омонимов.

· Отличие омонимии от многозначности.

· Возникновение омонимов в русском языке. Использование омонимов в публицистических текстах.

· Паронимы и паронимия. Использование паронимов в публицистических текстах.

· Синонимы и синонимия. Основные признаки синонимов.

· Разновидности синонимов в современном русском языке.

· Пути возникновения синонимических рядов в русском языке.

· Взаимосвязь синонимии и полисемии.

· Стилистические функции слов-синонимов.

· Антонимы и антонимия. Основные признаки антонимов.

· Связь антонимов с явлением полисемии и синонимии.

· Стилистическое использование антонимов в публицистических текстах. Контекстуальные антонимы.

II. Лабораторная часть

Упражнение 1. Определите, что объединяет и что отличает выделенные слова с точки зрения содержательных понятий. Значение слов проверьте по толковым словарям. Установите различия между понятием и значением.

Дом на берегу реки. Дом обуви. Хлопотать по дому. Дом кино. Белый дом в США. Весь дом вышел на субботник. Дом отдыха. Во дворе сумасшедший дом. Он держит в руках весь дом. «Наш дом – Россия» (название партии).

 

Упражнение 2. Укажите значение и оценочную характеристику выделенных слов в следующих словосочетаниях. При выполнении задания используйте толковые словари.

Оболванить своих граждан, полезть в депутаты, тонкие методы, прорва кандидатов в депутаты, жесткая статья, наивное пожелание читателя, карательные санкции, грязные деньги, оптимистичные оценки, удачливый предприниматель, незримая элита, эффективные средства, отсталый округ, уникальные возможности, твердая уверенность, моральная усталость, материальная обеспеченность, интересная работа.

 

Упражнение 3. Оценочность – основной стилеобразующий фактор публицистических материалов. Слова, несущие в себе оценку (положительную или отрицательную), широко используются в публицистических текстах.

Укажите в примерах из газетных текстов слова со значением оценки. Используйте толковые словари.

1) Теперь, через неделю после начала трагедии в США, можно подвести первые итоги. Они совсем неутешительны. Как только с улиц исчезают полицейские, постиндустриальное общество тут же превращается в обезьянье стадо («АиФ». 2005. № 36). 2) Свою конференцию российские оппозиционеры объявили началом нового политсезона после летнего подготовительного периода. За прошедшие три месяца партии вели бурную работу как публичную, так и подковерную, готовясь к «осенним баталиям». («АиФ». 2005. № 36). 3) Беспрецедентная по жестокости драка «группы неизвестных» с «красной молодежью», похоже, не случайная премьера нового политического сезона в России. Молодежь – с ее эмоциями, нетерпимостью и нежеланием играть по правилам политических перестарков – все решительнее пробует свои мускулы. («АиФ». 2005. № 36). 4) Несмотря на негативную реакцию населения на монетизацию льгот, В. Путин остается очень популярен. («АиФ». 2005. № 33). 5) Самое поразительнее, что в последнее время неудобные вопросы власти (а по сути дела, самим себе) стали задавать не только «униженные и оскорбленные», но и те, у кого «все в шоколаде» и «все схвачено». Затревожилась элита, опасаясь «левого» поворота. («АиФ». 2005. № 33).

Упражнение 4. Вопрос о разграничении омонимии и полисемии имеет важное теоретическое и практическое значение. Он связан и с проблемой семантического тождества, и с возникновением новых лексических единиц, которые фиксируются в толковых словарях. При распаде многозначности формируются новые слова, которые приобретают новые семантические связи.

Найдите примеры лексических омонимов в Кратком этимологическом словаре русского языка (авторы Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская), которые появились в результате распада многозначных слов.

Упражнение 5. «Необходимо провести четкое разграничение понятий таких языковых явлений, как паронимия и омонимия.

… омонимами, в отличие от паронимов, являются совершенно одинаково звучащие разнокорневые слова (иногда даже происходящие из разных языков), имеющие одинаковое написание.

Паронимы – только подобно, сходно звучащие (но не одинаково) однокорневые слова (даже если они заимствованы из какого-то другого языка, но не из двух разных» (О. В. Вишнякова. Паронимы в русском языке. М., 1974. С. 29).

Выпишите один пример словарной статьи паронимов из «Словаря паронимов русского языка», составленного О. В. Вишняковой (М., 1984), или из «Словаря паронимов современного русского языка» Бельчикова Ю. А., Панюшевой М. С. (М., 1994). Обратите внимание на построение словарной статьи (на грамматические, словообразовательные и другие сведения, подчеркивающие особенности слов-паронимов).

Упражнение 6. Прочитайте положение: «У членов синонимического ряда к основному значению (денотату), выраженному доминантой, присоединяются различные оттенки смысла, экспрессии, стилевой принадлежности (т. е. различные коннотативные значения).

По характеру коннотативных значений, соотносимых с денотатом (значением доминанты), выделяются различные типы синонимических отношений между членами синонимического ряда» (А. В. Дудников. Современный русский язык. М., 1990. С. 69).

Назовите различные типы отношений в синонимических рядах. Приведите примеры синонимических рядов с каждым типом отношений.

III. Развивающая часть

Задание 1. Назовите метафоры в словосочетаниях из газетных текстов, характеризующих международные события на разных этапах истории.

60–80 гг. 20 в.: тузы империализма; лакеи империализма; американские ястребы; грызня на задворках американской кухни; болезнь доллара; проповеди одичавших натовских генералов; политические повара; колониальный разбой; латиноамериканские гориллы; империалистические хищники.

80–90 гг. 20 в.: метастазы беззакония; трясина вселенского произвола; анатомия дефицита; идеологическая диверсия; политический тупик; западная чума; холодная война.

Постсоветское время: валютный голод; удушение налогами; нарушение финансового кровообращения; долларовые инъекции; шоковая терапия; бациллы экстремизма.

Задание 2. Назовите основные приемы использования синонимов в речи. Для ответа используйте учебное пособие Голуб И. Б. «Стилистика русского языка». М., 1997. С. 28–33. Материал законспектируйте.

Обратите внимание на стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

Задание 3. Назовите основные приемы использования антонимов в речи (См.: И. Б. Голуб. Стилистика русского языка М., 1997. С. 33–39; Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. С. 102–105).

IV. Экспериментальная часть

Задание 1. Лексическое значение слова непосредственно связано с явлениями денотации и коннотации (См.: Дудников А.В. Современный русский язык. М., 1990. С. 620.).

Назовите основные способы создания коннотативного значения слова. Подтвердите ответ примерами (Примеры можно использовать из учебного пособия А. В. Дудникова, из справочной литературы, а также из периодической печати).

Задание 2. В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате расширения или сужения основного значения. Появление новых значений приводит к расширению семантического объема слов, способствует развитию лексико-семантической системы языка в целом.

Приведите примеры сужения и расширения значения слов. Можно использовать примеры из учебных пособий по лексикологии.

Задание 3. Антонимы, так же как синонимы и омонимы, тесно связаны с явлением многозначности. Выражается это в том, что, выступая в разных значениях, одно и то же слово может составить разные антонимичные пары.

Назовите антонимичные пары к разным значениям слов пустой, глубокий. При выполнении задания используйте толковые словари и словари антонимов.

 

V. Научная часть

Задание 1. Выпишите из газет заголовки, построенные на метафоризации. Соответствуют ли заголовки-метафоры содержанию материала?

Задание 2. Проанализируйте печатное издание (один номер) на наличие метафоричных заголовков и соответствие их содержанию материала. Определите количество (в процентном соотношении) заголовков-метафор на страницах издания. Сделайте вывод.

При выполнении задания используйте толковые словари.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 21–39.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. Л. Современный русский язык. М., 1991. С. 7–25.

Дополнительная литература

1. Дудников А. В. Современный русский язык. М., 1990. С. 56–64.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Ярцева. М., 1990.

3. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. М., 1979. С. 89, 302.

4. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001. С. 9–44.

5. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. С. 9–41.

6. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С. 49–58.

Справочная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Автор и руководитель проекта, составитель, главный редактор С. А. Кузнецов. СПб., 1998.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.

3. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1934.

4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М., 1999.

5. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения / Под ред. Скляревской. СПб, 1998.

6. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

7. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

8. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

9. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

10. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М., 2001.

11. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством академика Ю. Д. Апресяна: Выпуск ІІ. М., 2000.

12. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А. П. Егеньевой. Л., 1971 (или: М., 2001 г.).

13. Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. Л., 1976.

14. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. М., 1984.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: