Методические указания к выполнению контрольной работы




После изучения курса студенты выполняют контрольную работу, цель которой — показать знание основных понятий и категорий социологии. Номер темы контрольной работы студент выбирает по первой букве фамилии и в зависимости от факультета выполняет одну или две работы из предложенных в таблице.

Первая буква фамилии студента Номер темы контрольной работы Первая буква фамилии студента Номер темы контрольной работы
А, Р, Ц, Я ], 12, 15,24,30 Ж, Н, Щ, Е 3, 14, 19,22,34
Б, П, X, У 5,8, 18,26,34 3, Л, О, С 7, 10, 17,27,31
В, М, Ф, Ш 2, 11,20,23,29 К, Ч, Э. Ю 4, 13,21,25,33
Г, Д, Т, И 6,9, 16,28,32    

 

Студент может предложить и свою тему контрольной работы, но в этом случае ее необходимо согласовать с преподавателем. К каждой теме предлагается план и список литературы, который по желанию можно дополнить источниками, не указанными в данном списке.

При написании контрольной работы необходимо использовать справочную литературу, приведенную в методических указаниях, но при этом следует критически относиться к материалу, изложенному в том или ином источнике, и избегать списывания, поскольку журнальная статья, глава монографического исследования или учебного пособия имеет другую логику изложения материала. Желательно приводить разные точки зрения на анализируемую проблему.

По согласованию с преподавателем вместо написания контрольной работы и собеседования по ней студент-заочник может сдавать устный зачет по выбранной теме.

Все вопросы, касающиеся выбора темы контрольной работы, под готовки к устному зачету и экзамену, решаются преподавателями кафедры (телефон кафедры истории и социологии МГТУ 45-87-54).

Объем контрольной работы должен составлять 15 страниц машинописного текста через полтора интервала или соответствующий объем при рукописном исполнении. При наличии приложений объем работы может быть и большим.

Примерная структура контрольной работы:

- титульный лист в соответствии с приложением 1;

- содержание в соответствии с приложением 2;

- введение (объемом 1-2 страницы);

- содержание работы, состоящей из 2-5 вопросов, каждый из которых имеет заголовок и может состоять из подвопросов;

- заключение объемом 1-2 страницы;

- список литературы;

- приложения (если они имеются).

Во введении студент должен обосновать актуальность избранной темы, кратко осветить состояние ее научной разработки, сформулировать цель и конкретные задачи исследования, раскрыть методы и приемы работы.

В контрольной работе подробно раскрывается содержание вопросов избранной темы. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности, связи теории с практикой. Анализ каждого вопроса темы должен заканчиваться убедительными краткими выводами.

При использовании в работе источников в виде прямого и косвенного цитирования на них должны делаться ссылки.

Заключение представляет собой краткое обобщение рассмотренных вопросов темы, общие выводы и предложения. Оно может включать краткую характеристику перспективы изучения и научной разработки проблемы.

В список литературы студент включает только те источники, которые непосредственно он использовал при написании работы.

В приложения выносятся таблицы, графики, схемы, образцы опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных вопросов темы.


Приложение 1

(образец оформления 1-ой страницы)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра истории и социологии

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «социология»

на тему

 

"Объект и предмет социологии"

Выполнил: А.В. Сергеев, ЗуОп-2

Проверил: д.с.н., проф. В.В. Рябев

 

 

Мурманск

Приложение 2

(образец оформления 2-ой страницы)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. (заголовок)…………………………………………………………………..5

1.1...…………………………………………………………………………………5

1.2. …..………………………………………………………………………………6

2. (заголовок) ………………………………………………………………….7

2.1. ……………………………………………………………………...7

2.2. …..………………………………………………………………….8

3. (заголовок) ………………………………………………………………...10

и т.д.

Заключение……………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………...15

Приложения (если они имеются)...………………………………………….16

 


Приложение 3

(образец оформления содержания контрольной работы)

 

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

 

Х. ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХ

 

Х.Х. Хххххххххххх ххх ххххххххххх ххххххххххххх хххххххххх

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх. "Хххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх".[1]

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

и т.д.

 

 


Верхнее поле – 20-25 мм

Нижнее поле – 20-25 мм

Левое поле – 25 мм

Правое поле – 10 мм


Межстрочный интервал – 1,5

Число строк на листе – 28-32

Абзац – 1,25


Темы контрольных работ

Тема 1. Специфика объекта и предмета социологии: категории "социальное" и "социальная реальность" (объективная и субъективная реальность). Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа (М. Вебер), модельные, аналитические и операционнальные понятия, статистические категории. Структура социологического знания: общая социология, специальные социологические теории ("теории среднего уровня" Р.Мертон). Содержание функций социологии.

Тема 2. Социология О. Конта. Объект и предмет социологии по Конту. Общество как особая реальность. Социальная статика и динамика. Закон "трех стадий".

Тема 3. Социальный органицизм Г. Спенсера. Концепция эволюции. Факторы и процесс социальной эволюции. Модель общества: аналогия между обществом и организмом. Учение о социальных институтах.

Тема 4. Социологический реализм Э. Дюркгейма. Концепции "социального факта и социологизма". Разделение общественного труда и концепция" солидарности». Концепция "аномии".

Тема 5. Социологическая концепция марксизма. Экономический детерминизм К. Маркса. Учение об общественно-экономических формациях. Теории "классов" и социальной революции".

Тема 6. Развитие социологической науки в России в конце XIX — начале XX века. Основные научные школы в российской социологии (краткая характеристика).

Тема 7. Интегральная социология П. Сорокина. Предмет и структура социологии. Концепция «взаимодействия». Концепции социальной стратификации и мобильности.

Тема 8. "Понимающая социология" М. Вебера. Понятие "идеальный тип". Категория "понимания" и "социального действия".Типология социального действия. Учение о типах господства.

Тема 9. Современная западная социология. Концепция парадигм социологии Дж. Ритцера. Функциональная парадигма Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта. Теория символического интеракционизма. Концепция социального обмена.

Тема 10. Анализ социальных систем в социологии. Понятие, содержание, виды "социальных взаимодействий, связей и отношений". Понятие "социальная система" и "социальная структура" в социологии. Взаимосвязь факторов интеграции социальных систем: социальный статус и роли социальные нормы и ценности.

Тема 11. Понятие общества в социологии. Теории общества (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К.Маркс, Т. Парсонс, К. Поппер, Э. Шилз).

Тема 12. Общество как социальная система. Общество как социетальная и социокультурная система. Типология обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное, массовое и массового потребления.

Тема 13. Социальные организации. Понятие, структура социальной организации. Формализация структуры организации, организационная иерархия. Социальные атрибуты и взаимосвязь организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Типология организаций.

Тема 14. Социальные институты. Понятие и структура социального института. Понятие "институция" и "институциализации", "деинституциализация". Функции социальных институтов. Виды социальных институтов.

Тема 15. Семья как универсальный социальный институт. Атрибуты семьи как социального института. Общие и специфические функции семьи как социального института. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи.

Тема 16. Социальные группы и общности. Понятие, типология статусов. Понятие и типология социальных групп: реальные и номинальные, малые, статусные группы, социальные классы, страты.

Тема 17. Социальные общности. Социальные общности: социально-профессиональные, территориальные, этнические. Социальная дифференциация и социальное неравенство.

Тема 18. Классовая структура общества. Классовая структура: понятие и классификация классов К. Маркса, М.Вебера, У. Уорнера, Э.Райта. Характеристики "традиционного" и "нового" среднего классов.

Тема 19. Социальная стратификация. Социальная стратификация: основные понятия, критерии, одномерная и многомерная стратификация. Типы стратификационных систем. Стратификационная модель современного общества российского общества.

Тема 20. Процессы дезинтеграции социальных общностей. Сущность, типы и формы, факторы и социальные барьеры социальной мобильности. Факторы и социальные последствия процессов маргинализации. Виды, факторы и социальные последствия миграционных процессов в современном российском обществе.

Тема 21. Понятие и структура личности. Соотношение понятий "индивид" и "личность" в социологии. Социологические концепции личности (Ч. Кули, Р. Мертон, Г. Мид, Т. Парсонс). Ролевая и статусная концепции личности.

Тема 22. Понятие, факторы социализации. Социализация личности: виды, факторы. Стадии и этапы социализации (социальная адаптация и интериоризация). Институты и агенты социализации

Тема 23. Социология поведения. Понятие "поведение" в социологии. Факторы (социальные потребности (иерархия потребностей А. Маслоу), интересы, цели, ценностные ориентации, социальные установки, стереотипы, традиции. Типология поведения.

Тема 24. Поведение и социальный контроль. Конформное и девиантное поведение: виды, факторы. Теории социальной девиации. Концепция стигматизации. Причины роста социальных девиаций в современном российском обществе. Социальный контроль: содержание, типы, функции.

Тема 25. Социология гражданского общества. Понятие, атрибуты гражданского общества: экономическая свобода индивида, естественные и неотъемлемые права человека, суверенитет народа, политический плюрализм, гражданская культура и гражданский менталитет. Социальные основы гражданского общества.

Тема 26. Социальный конфликт как форма социального взаимодействия. Понятие "конфликт" в социологии. Содержание и факторы конфликта в концепциях конфликта (К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера). Структура конфликта: субъекты и объект конфликта, конфликтная ситуация и проблема, инцидент. Типология социальных конфликтов.

Тема 27. Социология общественного мнения. Соотношение понятий "общественное ", "личное", "групповое", "коллективное" и "мнение толпы". Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная. Формы институционализации и выражения общественного мнения современном российском обществе.

Тема 28. Социология социальных изменений. Характеристика и соотношение понятий "социальный прогресс", "социальное развитие", "социальное изменение". Виды социальных изменений. Эволюционные изменения. Социальные реформы. Критерии социального прогресса. Революция как форма социальных изменений. Эволюционные изменения. Социальные реформы.

Тема 29. Типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений. Социальные движения и социальные изменения. Основные социальные движения современного мира.

Тема 30 Социология модернизации российского общества. Современное российское общество: массовые слои и проблемы преодоления социального неравенства и бедности. Проблемы формирования "среднего класса".

Тема 31 Социологическое исследование. Понятие и виды социологического исследования: пилотажные, полевые, сравнительные, повторные, панельные, лонгитюдные, трендовые, когортные.

Тема 32. Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный (или этап разработки программы социологического исследования), полевой (или этап сбора эмпирических данных), этап подготовки к обработке и обработка информации. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Тема 33. Понятие метода социологического исследования. Методы социологического исследования: включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью и формализованный опрос, метод экспертных оценок, анализ содержания документов: неформализованный и формализованный (контент-анализ).

Тема 34. Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода (генеральная и выборочная совокупность). Виды выборки: территориальная и производственная, одно- и многоступенчатая, случайная, районированная, квотная; метод типичных представителей.

 


Вопросы к зачету

1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания. Понятийный аппарат социологии. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.

2. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.

3. Органическая теория Г. Спенсера.

4. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

5. «Понимающая» социология М. Вебера.

6. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.

7. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).

8. Социология П. Сорокина.

9. Социология в XX веке: особенности развития, основные парадигмы.

10. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Социальные связи и отношения: формы и виды.

11. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

12. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

13. Понятие общество в классической и современной социологической теории.

14. Основные типы современных обществ.

15. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса.

16. Основные понятия социологического анализа культуры:артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.

19. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

20. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.

21. Типология организаций. Трудовая организация и трудовой коллектив.

22. Понятие «социальный институт». Виды социальных институтов, их взаимосвязь.

23. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.

24. Брак как социальный институт. Формы брака.

25. Социологический анализ семьи как социального института. Исторические и современные формы семьи.

26. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.

27. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.

28. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов.

29. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

30. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.

31. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера.

32. Классовые теории У. Уорнера, Э. Райта.

33. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).

34. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.

35. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, территориальные.

36.,Этнические общности.

37. Этнические процессы, факторы, социальные последствия.

38. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия.

39. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

40. Социологический анализ структуры личности.

41. Социологические теории личности.

42. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

43. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.

44. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.

45. Социальный контроль и его формы.

46. Конформное и нонконформное поведение.

47. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.

48. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.

49. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.

50. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.

51. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.

52. Современное российское общество и проблемы преодоления социального неравенства и бедности.

53. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.

54. Этапы прикладного социологического исследования.

55. Выборочный метод в социологических исследованиях.

56. Метод наблюдения.

57. Социологический эксперимент.

58. Опросные методы.

59. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.

60. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.

 

Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.

2. Специфика социологических понятий. Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа, модельные и аналитические понятия, статистические категории.

3. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.

4. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.

5. Органическая теория Г. Спенсера.

6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

7. «Понимающая» социология М. Вебера.

8. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.

9. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).

10. Социология П. Сорокина.

11. Социология в XX веке: особенности развития, основные течения и школы.

12. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Сорокин П. концепция взаимодействия. Социальные связи и отношения. Формы и виды социальных связей и отношений.

13. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

14. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

15. Понятие общество в классической и современной социологической теории. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса. Основные типы современных обществ.

16. Основные понятия социологического анализа культуры:артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе. Факторы, социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

19. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.

20. Типология организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Трудовая организация и трудовой коллектив.

21. Понятие «социальный институт». Общество как совокупность социальных институтов. Виды социальных институтов, их взаимосвязь.

22. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.

23. Брак как социальный институт, его институциональные атрибуты. Формы брака: моногамия, полигамия, экзо - и эндогамия. Гражданский брак и сожительство.

24. Социологический анализ семьи как социального института: институциональные атрибуты. Универсальные и специфические институциональные функции семьи. Исторические и современные формы семьи.

25. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.

26. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.

27. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

28. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.

29. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта.

30. Понятие социального класса. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).

31. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.

32. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, коллективные, религиозные, территориальные, этнические.

33. Этнические процессы, факторы, социальные последствия: этническая идентификация и консолидация, этническая миксация и аккомодация, аккультурация и ассимиляция, билингвизм, мультикультурализм, этническая сегрегация и этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид.

34. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия, специфика в российском обществе.

35. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологический анализ структуры личности.

36. Социологические теории личности (Ч. Кули, Р. Мертон, Г. Мид, Т. Парсонс).

37. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

38. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.

39. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.

40. Социальный контроль и его формы. Конформное и нонконформное поведение.

41. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.

42. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.

43. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.

44. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.

45. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.

46. Современное российское общество и проблемы преодоления социального неравенства и бедности.

47. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.

48. Этапы прикладного социологического исследования.

49. Выборочный метод в социологических исследованиях.

50. Метод наблюдения.

51. Опросные методы (анкетирование, интервьюирование).

52. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.

53. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.

54. Социологический эксперимент.

 


[1] Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс. – М.: Феникс, 2005. – С. 48.

(сноски печатаются через полтора интервала).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: