Правовой режим населённых пунктов (поселений и земель городов).




 

К землям населенных пунктов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах (ст.6 КоЗ РБ).

Таким образом, земли этой категории имеют общий признак – территориальное расположение внутри границ населенных пунктов, для размещения и развития которых они используются.

Поэтому надо разграничивать земли населенных пунктов как самостоятельную категорию земель и территорию населенных пунктов как административно-территориальных и территориальных единиц, которая включает в себя земли разных категорий. Такой подход фактически разрушает целостное правовое регулирование данной категории земель. Не все земли в границах населенных пунктов будут относится к этой категории, хотя их функциональное назначение обладает определенным единством, связанным с обеспечением территориального развития населенных пунктов.

Общее целевое назначение этой категории земель в законодательстве не определено, но оно может быть выведено из градостроительного значения населенных пунктов, которые являются центрами территориального расселения [6, с.152].

Населенные пункты являются составной частью систем расселения, создаваемых в процессе градостроительной деятельности, которая регулируется Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004г. №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Поэтому размещение и развитие населенных пунктов всех видов, в том числе потребности в земельной территории, определяются долгосрочными градостроительными проектами общего планирования, к которым относятся:

1) на республиканском уровне – государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь;

2) на региональном уровне – схемы комплексной территориальной организации областей и иных административно-территориальных и территориальных единиц;

3) на местном уровне – генеральные планы городов и других населенных пунктов.

Земли населенных пунктов входят в состав их территории и являются территориальным ресурсом для их размещения и развития.

Классификацию земель населенных пунктов по составу можно проводить в соответствии с:

– административным статусом населенных пунктов;

– функциональным назначением этих земель в градостроительной деятельности.

Юридическое понятие населенных пунктов и их классификация дается в административном законодательстве.

Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы (Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»).

Классификация населенных пунктов проводится по административно-территориальному признаку на городские и сельские с учетом численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

С учетом этой классификации в земельном законодательстве выделяются земли городов, земли поселков городского типа и земли сельских населенных пунктов, для которых имеются особенности государственного регулирования в области использования и охраны земель.

По функциональному назначению состав земель населенных пунктов может быть определен с учетом того, что эти земли имеют многоцелевое назначение и используются для различных потребностей жителей населенных пунктов.

В земельном законодательстве разграничение земель населенных пунктов на виды по целевому назначению не закреплено, однако с учетом правового режима земель можно выделить некоторые специфические виды, существующие только в населенных пунктах:

· земли под застройки – земли, занятые капитальными строениями (здания, сооружения), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания;

· земли общего пользования – земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами;

· земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Функциональное значение земель, находящихся в пределах границ населенных пунктов, независимо от того, к какой категории они относятся, определяется с учетом функционального зонирования территории населенных пунктов, которая не совпадает с разделением земель на виды.

Земли а пределах черты населенных пунктов находятся в ведении соответствующих исполкомов в соответствии с административным статусом населенного пункта:

– Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполкомы ведают землями в границах г.Минска, городов областного подчинения;

– районные исполкомы – землями в границах городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением тех, решения по которым принимаются сельскими (поселковыми) исполкомами;

– сельские, поселковые исполкомы – принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей; ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Земли населенных пунктов используются в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительными проектами, которые имеют обязательный характер, и представляют собой систему взаимоувязанных проектных документов градостроительного планирования, определяющую направления и условия градостроительного развития и использования межселенных территорий, населенных пунктов и их частей (ст.1 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).

Для населенных пунктов разрабатываются следующие градостроительные проекты:

o общего планирования – генеральные планы городов и других населенных пунктов;

o специального планирования – проекты границ пригородных зон; проекты и схемы социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

o детального планирования – проекты планировки отдельных частей территории населенного пункта.

Градостроительные проекты разрабатываются государственными органами архитектуры и строительства и утверждаются органами, которые осуществляют государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Президентом Республики Беларусь; Советом Министров Республики Беларусь; местными исполнительными и распорядительными органами).

До утверждения градостроительные проекты проходят обязательную государственную экспертизу градостроительных проектов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008г. №1476), а также государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном экологическим законодательством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010г. №755).

Градостроительные проекты, утвержденные в установленном порядке, становятся обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, а также учитываются при изъятии и предоставлении земельных участков из земель населенных пунктов [6, с.156].

Земельные участки на территории населенных пунктов могут предоставляться любым юридическим и физическим лицам для любых целей и на любых правах: в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование, частную собственность, аренду и др.

Для тех земель, которые входят непосредственно в эту категорию, существуют специальные ограничения по предоставлению земель в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций (ст.13 КоЗ), которые касаются:

а) земель общего пользования;

б) земель, целевое назначение которых в соответствии генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность;

в) земли населенных пунктов на площадях залегания месторождений полезных ископаемых.

Земельные участки предоставляются органами, в ведении которых находятся земли населенных пунктов, в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта, которое устанавливается градостроительными проектами.

Функциональные зоны на территории населенного пункта установлены Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и включают:

§ жилые зоны;

§ общественно-деловые зоны;

§ производственные зоны;

§ зоны транспортной, инженерной инфраструктуры;

§ рекреационные зоны;

§ сельскохозяйственные зоны;

§ зоны специального назначения;

§ иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Эти зоны разделяются по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и могут включать земельные участки, которые будут относиться к землям различных категорий.

Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны.

Территориальные зоны в населенных пунктах могут включать в себя территории общественного пользования (площади, дороги, скверы и иные объекты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: