Задачи: формировать умение правильно и последовательно одевать и снимать одежду. Развивать навыки складывания одежды на место аккуратно.
3 раздел. «Я – человек!»
Задачи: формировать у ребенка осознание себя личностью с определенными чертами характера и поведения, развивать индивидуальность ребенка.
Все вышеперечисленные темы являются основополагающими в формировании привычек к элементарным навыкам самообслуживания и личной гигиены.
Программное содержание:
В разделе «Здоровье» входят следующие темы:
· «Ладушки – ладушки». Мытье рук перед едой.
· «Водичка, водичка, умой мое личико! » Навыки правильного умывания.
· «Зайка учит Мишку ухаживать за зубами». Формирование привычки ухода за полостью рта.
· «Мы едим». Учить правильно пользоваться ложкой.
· «В гостях у Кати». Режимные моменты.
· Утренняя гимнастика. Комплексы.
· Культурно – гигиенические навыки. Носовой платок.
· «Катя заболела». Воспитание привычки следить за своим здоровьем.
· Расчесывание волос. Формирование умения пользоваться расческой.
· Особенности внешнего строения. Назначение частей тела.
· Лицо. Назначение частей лица.
· Дыхательная гимнастика. Комплекс для разучивания.
· «Пропавший малыш». Навыки называния частей лица и тела.
· «С добрым утром! » Строение тела. Комплекс утренней разминки.
· «Мальчик Вова моется». Польза купания перед сном.
· Гимнастика после сна. Комплексы.
· Зеркало. Строение организма.
· «Салфетка». Учить правильно пользоваться салфеткой.
В раздел «Я учусь раздеваться и одеваться» входят следующие темы:
· «Кукла Маша – растеряша». Навык последовательности одевания куклы.
· Укладывание куклы спать. Навык умения складывания одежды.
|
· Одевание после сна. Формирование культуры одевания после сна.
· Кукла показывает свой наряд. Умение называть предметы одежды.
· Учимся ухаживать за одеждой. Формирование навыков ухода за одеждой.
· «Кукла Катя собирается на улицу». Воспитывать привычку одеваться самостоятельно.
· Одежда. Обувь. Формирование умения одеваться последовательно.
· «Оденем куклу после сна». Воспитание привычки использовать предметы по назначению.
· «Сказка про Машу – растеряшу». Закрепление навыков раздевания.
· «Кукла Маша ложится спать». Учить детей складывать одежду на место.
· «Вот как мы умеем». Закреплять умение одеваться и раздеваться самостоятельно.
В раздел «Я человек! » входят темы:
· «Я и кукла». Сходство и различие человека и куклы. Чем отличаются дети друг от друга.
Работа строиться на протяжении учебного года через такие формы как:
· Анкетирование, тестирование;
· конкурсы, выставки;
· совместные праздники;
· индивидуальные, групповые, подгрупповые консультации воспитателей, узких специалистов, родителей;
· информационные и тематические стенды, газеты, фотомонтажи;
· встречи за круглым столом;
· обмен опытом (с воспитателями);
· семинары - практикумы;
· родительские встречи в нетрадиционной форме;
· беседы;
· выставки;
· папки-передвижки;
· наблюдения с детьми;
· игры с детьми.
Работа по валеологии в первой младшей группе проводиться на протяжении всего рабочего дня (и в утренние приемы, на гимнастике, при умывании, при непосредственной образовательной деятельности, прогулке, после сна).
|
В плане отражена работа по валеологии: указаны игры, которые проводятся с детьми, беседы с детьми и родителями, консультации, рекомендации, наглядная информация, которая выставляется для родителей в раздевалке.
Дидактические игры по формированию ЗОЖ
Младшая группа
Подготовила:
Воспитатель Новик В.А.
Островцы
ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть.
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Проводится в разные сезоны.
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
СЛОЖИ КАРТИНКУ
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.
Ход игры: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
|
(Можно использовать цветные фотографии).
УГАДАЙ НА ВКУС
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами или фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами или фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща или фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты или только овощи) с ярко выраженным вкусом.
УГАДАЙКА
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Материал: изображения или муляжи плодов
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПОМОЖЕМ МОЙДОДЫРУ
Цель: уточнить представления детей опредметахличной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметовличнойгигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.
Ход игры: Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно.Воспитатель просит помочь Пете и выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
УГАДАЙ ПО ЗАПАХУ
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхатьбаночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
-что это за запах.
-Усложнение найти баночки с одинаковыми запахами
ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры: воспитатель или ребёнокпоказывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
ЧЕМ МЫСЛУШАЕМ
Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.
Материал: музыкальные инструменты
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их
- Что помогло вам услышать разные звуки?
Давайте проверим.
Можно проверить по очереди закрывать глаза, нос, рот и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ.
Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.
Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ
Ход игры: Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой