По формированию ранней профориентации у детей
Выполнил: Соколова Н.В. воспитатель
СП детский сад «Светлячок»
ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова
с. Большая Черниговка
Профориентация в настоящее время является одним из важных направлений работы дошкольных образовательных организаций.
Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно в дошкольный период развития ребенка полезно дать базовые знания о профессиях, ведь именно в этом возрасте они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Поэтому главная цель ранней профориентации детей – постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития, воспитания у детей эмоционального отношения к профессиональному миру.
В рамках плана работы дошкольной организации по ранней профориентации дошкольников была проделана следующая работа:
В детском саду процесс ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети через сказки, потешки, песенки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях.
Родители младшей группы стали активными участниками в изготовлении книжек – малышек из цикла мир профессий: «Водитель», «Тракторист», «Врач», «Учитель», «Продавец».
Развитие социального партнерства детей и родителей - одна из актуальных задач при взаимодействии с родителями дошкольников.
Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей, привлечь их к совместной работе с детьми, вовлечь в образовательный процесс, а у детей сформировать положительное отношение к труду взрослых разных профессий, педагогами были разработаны образовательные маршруты: профессия «Кинолог», «Педиатр», «Детский стоматолог».
Образовательный маршрут – это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет – ресурсы.
Образовательный маршрут дает возможность, поэтапно познакомить с какой – либо профессией. Родители могут пройти его в один из вечеров дома, сидя за компьютером с ребенком. Это полезное, интересное совместное занятие, а главное качественное времяпрепровождение с собственным ребенком.
Например, профессия кинолог.
На первом этапе педагог предлагает познакомиться с обязанностями кинолога, посмотрев видео. После просмотра нужно обязательно побеседовать с ребёнком об увиденном.
На втором этапе - посмотреть видео «Один день в профессии», ведь далеко не каждый знает о работе кинолога.Обязательны рекомендации родителям: Прокомментируйте непонятные детям моменты. Не следует воспринимать даже детские обучающие мультфильмы, как средство самостоятельного изучения материала детьми.
На третьем этапе: познакомить с профессией (перейдя по ссылке) с помощью художественных произведений, викторины, мультфильма.
Дети и воспитатели подготовительной группы подготовили развлечение с участием родителей «В мире профессий». На праздник к воспитанникам пришла девочка – Пеппи – Длинный чулок. Она была огорчена, что ничего не знает о профессиях. Ребята рассказали ей стихи о современных профессиях (менеджера, спасателя, визажиста), показали сценку, спели частушки и песню. Затем родители познакомили детей со своими профессиями: педиатр, стоматолог, бухгалтер, учитель иностранных языков, педагог – психолог, полицейский. У ребят была возможность задать и получить ответы на интересующие их вопросы. В результате данного мероприятия у детей конкретизировалось представление о профессиях.
В детском саду была организована акция «Один день у мамы на работе», в ходе которой многие воспитанники познакомились с профессиями и рабочими местами своих родителей, а затем полученной информацией делились со сверстниками. Так изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию у детей интереса, представлений об их значимости.
Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
Проведенная работа по ранней профориентации показала свои первые результаты. Воспитанники подготовительной группы приняли участие в I Региональном Чемпионате «Будущие профессионалы 5+» (Worldskills Russia). Команда с красивым названием «Сладкий – Я» вступили в борьбу за звание лучшие в регионе в номинации «Маленький повар – кондитер». Юные кулинары, по условиям конкурса, за тридцать минут должны были приготовить замысловатые блюда – бисквитное пирожное и банановое смузи. Затем творчески презентовать свой кондитерский шедевр экспертам и членам жюри. Результат выступления ребят – это слагаемые усилия самих участников и их наставников, поддержка родителей и огромное желание победить. Команда «Сладкий – Я» стала серебряным призёром Чемпионата. Кто знает, может маленькие поварята выра стут в юных мастеров кулинарного искусства или станут настоящими профессионалами своего дела, шеф поварами или кондитерами широкого профиля.
Данная работа сформировала у детей представление о мире профессий, позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.