Ноктюрн Шопена фа минор op.55 №1 (№15)




Ф.Шопен. Ноктюрны (20)

Шопеном написано 20 ноктюрнов. Само слово "ноктюрн" означает "ночной". Этот характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры, отличается своей оригинальной тематикой.

Образы ночи в разных аспектах - изобразительных и выразительных, описательных и психологических - частое явление в поэзии, живописи, музыке 19 века (ноктюрны ирландца Джона Фильда, польки Марии Шимановской)/

Джон Фильд, ирландский выдающийся пианист и педагог, считается создателем жанра фортепианного ноктюрна (у него - 18 ноктюрнов). Он наметил основные контуры ноктюрна. Н октюрн Фильда - это инструментальная песня мечтательного характера с фактурой, передающей ощущение широкого пространства - чуть вибрирующего воздуха, в котором тонут очертания различных предметов.

Приглушенная динамика, служащая непременным условием звучания этой фактуры в изложении главных тем, вызывает ассоциации с настороженной ночной тишиной, когда каждый звук чутко улавливается и действует с неотразимой силой.

Другие черты его ноктюрнов - небольшие размеры, один образ (часто простая 3-х частная форма с развивающей серединой).

 

Ноктюрны Шопена отличаются еще большей объемностью и воздушностью музыкального пространства

Ноктюрн - область созерцания, чему подчинен целый комплекс жанровой стилистики: и медленный темп, и преобладающий экспозиционный тип изложения, и обилие варьирования, и повышенная ритмическая регулярность.

В ноктюрнах более, чем в других жанрах, видны жанровые связи. Черты оперной арии, речитатива, хорала, баркаролы, колыбельной, серенады,

дуэта, песни, бытового романса, гимна, марша можно найти в ноктюрнах Шопена.

Ноктюрн Шопена фа минор op.55 №1 (№15)

Имеет темп Andante и размер 4/4. Основная тема ноктюрна с ее пунктиром и чеканной четырехдольностью, содержит черты траурного марша. Словно в ночной тишине звучат шаги человека, погруженного в скорбное раздумье.

В мелодии обращает на себя внимание опора на никнущий 4-х звучный мотив фа-ми-бемоль-ре-бемоль-до, видимо, имеющий значение трагической предрешенности.

В аккомпанементе гармония второй низкой ступени звучит зловеще.

Во второй теме (со второй половины 16 такта) слышны настойчивые страстные вопросы и как ответы на них - никнущие 4-х звучные мотивы из первой темы, видимо, имеющие значение трагической предрешенности, невозможности что-либо изменить.

Третья тема (с такта 48, piu mosso) имеет 2 элемента. Первый, триольный, налетает как порыв ветра, ему отвечает второй элемент - аккорды хорала, звучащие в ритме похоронного марша (пунктир и форшлаги). Словно это ветер, гуляющий между могилами.

Четвертая тема (со второй половины такта 56) начинается с щемящей интонации тритона, в ней слышится большое душевное волнение, призывы (восходящие квартовые интонации) одновременно с никнущими 4-х звучными мотивами, которые имеют все то же значение - невозможность что-либо изменить.

Волнение достигает кульминации в такте 65, на гармонии квартсекстаккорда второй низкой ступени, в такте 69 - остановка на диссонансе со звучностью доминантсептаккорда, за которой следует нисходящий пассаж из шестнадцатых, как бы теряющий жизненную энергию. Синкопы в тактах 71-72 напоминают быстрое затрудненное дыхание.

В такте 73 возвращается первая тема ноктюрна. Со второй фразы ее мелодия растворяется в триольных арабесках, словно бы стирающих в памяти все пережитое. Неустойчивые гармонии тактов 85,86,87,88, наконец, в 89 такте разрешаются в светлый Фа-мажорный аккорд, на гармонии которого построена кода с 89 по 101 такт.

Таким образом, ноктюрн заканчивается просветленной кодой. Значение ее, видимо, таково: не все еще потеряно, все еще может быть хорошо, жизнь продолжается дальше.

Форма ноктюрна - сложная 3-х частная. Средняя часть содержит темы третью и четвертую.

       
1 ч. – 1 и 2 темы 1Т. – пунктирный ритм с 4х-дольной чеканностью. Опора на никнущий 4х-звучный мотив: фа–ми бемоль–ре бемоль- до – «трагическая предрешенность» . (16т.)- настойчивые страстные вопросы. Им отвечают никнущие 4х-звучные мотивы 1й темы. 1т. – черты траурного марша. В аккомпанементе – вторая гизкая ступень – звучит зловеще 1т. - В ночной тишине звучат шаги человека, погруженного в скорбное раздумье.   - Предрешенность, невозможность что-то изменить.
2 ч. – 3 и 4 темы 3Т. (с 48 т.)- более подвижная. Имеет 2 элемента. 1-й - триольный   2-й - аккорды хорала.   4Т.(с 56т.) - большое душевное волнение, призывы - одновременно с никнущими 4-х звучными мотивами   Кульминация в 65т. За ней следует нисходящий пассаж 16х.     - налетает как порыв ветра, - ему отвечает, звучащие в ритме похоронного марша (пунктир, форшлаги). - восходящие квар- товые интонации, - Словно ветер, гуляющий между могилами   - невозможность что либо изменить   - как бы теряющий жизненную энергию.
3 ч. – 1 тема и кода 73т-т – возврат 1Т. Со 2й фразы – мелодия растворяется в триольных мотивах.     - кода - Неустойчивые гармонии разре- шаются в фа мажор, на котором построе- на кода. - музыка просветлен- ная - словно стирается в памяти пережитое.     - не все еще поте- ряно, все еще может быть хоро- шо, жизнь про- должается дальше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: