Различные аспекты содержания




На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью, нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу. Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой эстетическую и художественную ценность. Требует определённого уточнения понятие объективного и субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это с одной стороны.

С другой - зависимость содержания искусства от творческого субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и объективного характера, так как воззрение, идеалы вкусы художника принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции, художник их познаёт и объективизирует с помощью материально – выразительных средств искусства. Созданное художественное произведение становится фактом объективного эстетического воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно переживает своего творца, включается в культурно – исторический процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая личность как «источник» содержания искусства отражается в акте субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе объективного социально – исторического бытия произведения искусства.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к действительности выражается ценность предмета или является для индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной их значительностью для целостной личности. В художественном содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской, социально – психологической позиции человека.

Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а в тесном взаимодействии внутри художественных смыслов с теми значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и культурно – художественной традиции, объекта воспроизведения, предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими законами мира художественного произведения.

Сфера содержания

Остановимся на такой сфере содержания, как Тема. Круг явлений действительности, изображенный в произведении искусства, принято называть его темой. Но понятие темы не однозначно. Можно выделить три группы значений, исторически оформившееся в эстетике и теории искусства.

Первая из них восходит в теме объектной. Взятое в этом смысле понятие темы характеризует не компонент художественного содержания как такового, а его реальные истоки, находящиеся в действительности. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям объективного мира, выделенным общественным сознанием из потока исторического развития, природных процессов или же к объектам воспроизведения, отобранным художником, но рассматриваемым абстрактно – понятийно, вне конкретной художественной структуры произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще оснований квалифицировать её как художественную.

Вторая группа значений темы относится уже к определённому содержательному единству самого произведения. Художественно – конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству, находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной из основных категорий, с помощью которых исследуется «Внутреннее» содержание искусства, возникающее в результате отбора явлений действительности, их эмоционально – эстетической оценки и воплощения в определенной структуре с помощью материально – выразительных средств.

В изобразительном искусстве непосредственно выражаемое содержание – пространственно – предметный мир, визуальная среда, опосредованное содержание – область эмоционально смысловых ценностей и оценок, тогда в искусстве слова мыслительно – эмоциональная сфера выражается непосредственно, а картинно – изобразительная – опосредованно.

Какое содержание важнее: представленное непосредственно или более опосредованно? Одни считают, что главное в музыке – не слышимое, в пластических искусствах - не видимое, в скульптуре – движение и время. Другие высказываются прямо противоположно.

В действительности конкретно – художественная тема тесно сращена с непосредственно представленным содержанием, а тем самым и с формой воплощения. Конкретно художественная тема не может быть адекватно пересказана, она должна быть увидена, услышана, впрочем, как и все другие компоненты содержания произведения искусства. В произведении могут развиваться одна большая тема или несколько тем при доминировании одной из них или ряд относительно равноправных тем – все зависит от вида, жанра, творческой индивидуальности, в системе которых оно создано.

Тему в третьем значении назовём «культурно – типологической» – в ней зафиксирована содержательная связь произведения искусства с социально – эстетической традицией. В этом смысле тема характеризует содержательную общность многих произведений искусства. Это неоднократное воспроизведение аналогичных социально – психологических коллизий, воплотившихся в произведениях художников, получивших развитие в определённом стиле и направлении искусства, ставших принадлежностью жанра. Это как бы синтез образных ценностей, созданных искусством под влиянием реальности, затем закрепленных ходом социально – культурного развития и снова возвратившихся в художественную сферу в контексте других явлений культуры.

В изобразительных искусствах под «сюжетом» обычно как раз и подразумевают конкретную тему произведения «конкретное событие», в отличие от «темы» как отражение более широкого предмета изображения (более широкой сферы явлений, откуда заимствовано изображаемое событие).

Идея в содержании.

Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тематическую ткань. Идея художественного произведения может быть сформулировано в абстрактных понятиях, но в реальном произведении она не абстрактна, а чувственно конкретна, образна.

Необходимо учитывать, что содержание художественного произведения социально и индивидуально значимо не только для его творца, но и для каждого человека, воспринимающего искусство. Восприятие художественного произведения не пассивный, а активный процесс. В этом процессе содержание, объективно присущее произведению всегда преломляется сквозь призму сознания воспринимающего. Оно осознаётся в связи со всем его социальным и личным опытом. Это содержание словно дополняется многочисленными ассоциациями и представлениями, вызывает различные мысли, непосредственно незаключенные в самом произведении, а черпаемые из современной воспринимающему человеку общественной и его личной жизни.

Художественное произведение, будучи активным, творчески переживаемо воспринимающими его людьми, как бы входит в их индивидуальную жизнь, приобретает в ней особое значение. Поэтому восприятие содержания одного и того же произведения людьми разных эпох, стран, индивидуальностей не одинаково, имеет разные оттенки.

Форма в искусстве

В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Категория художественной формы не менее сложна, чем категория содержания.

Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся характеристике сложного объекта, о форме же – как о варианте, разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе восприятия уже законченного произведения. Художественная форма является процессом объективации конкретного художественного содержания. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.

Внутренняя и внешняя форма.

В соответствии с философской традицией различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма – способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы, иначе говоря, структурно – композиционный аспект художественного произведения. Внутренней формой является структура – характеры, персонажи, сюжеты, с определенной стороны – композиция. Находящаяся еще в сознании художника внутренняя форма – образ, руководит его исканиями подходящей внешней формы, так и его работой с материалом и «Языком» искусства.

Внешняя форма – материально изобразительные средства, определённым образом организованные для воплощения содержания, внутренней формы. Между процессами создания внутренней и внешней формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую, только ему присущую внутреннюю форму.

Художественный язык произведения искусства.

В широком философском, эстетическом смысле «Форма в искусстве» охватывает и «Художественный язык» и конкретно неповторимую форму и соотносится с содержанием искусства в целом, отдельного его вида, направления.

Художественная форма непосредственно и более опосредовано, через язык искусства, испытывает также влияние материала и его особенности.

В любом искусстве художественные образы создаются при помощи специфических, различных в каждом виде искусства материальных средств, выработанных в процессе исторического развития художественной практики. Форма художественного образа, выражающая его содержание, образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих средств.

В искусстве образное, художественное «Видение», «слышание» действительности, включающие и отношения художника к этой действительности, запечатлевается, более того, формируется в вещественном материале, получающем специфическую обработку. Этот материал тем самым включается в форму художественного образа и, воздействуя на наши органы чувств, даёт нам непосредственное знание самого отражения действительности, как оно существует в голове художника. Эстетическое содержание можно передать только средствами, воздействующими эстетически, то есть выражающими через чувственно – конкретную сферу «Очеловеченную» сущность явлений. На чувственную же сферу непосредственно могут воздействовать только материальные чувства.

Скульптура и живопись заимствуют свой язык преимущественно из сферы человеческой жизни. Употребляемые в их языке простейшие выразительные элементы – объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень, и другое – необходимо приобретают точное предметное значение, соотносятся с определенными чувственно – конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал, на полотне – составная часть объекта- носителя. В рисунке от руки бумага – и материал и «Носитель» готового произведения искусства.

Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их акцентрировать и «обыграть». Особенности материала сказываются на форме, а через нее – на содержание.

Жанр – компонент художественной формы.

Одним из важнейших компонентов художественной формы – является жанр. Жанровая «прикрепленность» произведения, действительно есть необходимое условие соблюдения определённых содержательных и формальных норм и правил. Но это условие вырабатывается на основании общего культурного опыта в процессе сложного развития самого жанра.

Художественные жанры являются порождением всей совокупности художественной реальности, они представляют собой типичную сферу приложения усилий искусства, так и потому, что в них воплощается определенный культурный смысл. Три условия делают возможным выделение натюрморта из целостной художественной композиции и превращение его в особый художественный жанр. Все они связаны с завоеванием автономии эстетической проблематики, со становлением искусства как мира самого по себе со своими собственными потребностями.

1. Искусство снова обращается к действительности и оставляет традиционные истолкования природы, основанного на принципе идеализации действительности, согласно которому последняя имеет значение лишь в том случае, если она способна приобретать духовную ценность.

2. В конце 16 го века искусство, обретшее полную свободу, занимается совершенно независимой проблематикой, обращается к тем сюжетам, которые представляют больше возможностей для удовлетворения новых интересов.

3. В соответствии с обособлением и увеличением значения некоторых особых общественных функций стремление к украшению жизни начинает оказывать воздействие и на искусство.

Вывод: соотношение между содержанием и формой произведения искусства не сводится не к дуализму, не к абстрактному единству, а является сложным выражением внутренней диалектики, где противоположные полюсы выступают в качестве носителей потенциально независимого развития собственной проблематики, собственных ценностей м вместе с тем сближаются и объединяются в художественной действительности, как два пучка света, исходящие из разных источников, накладываются друг на друга в едином изображении и тут же расходятся в противоположные стороны.

Жанр в полной мере мы можем назвать определёнными нормами создания содержания и формы произведений искусства, которые будут неоднократно повторёнными, закрепились в сознании художников и публики.

Единство формы и содержания.

В искусстве нет готового содержания и готовой формы в их разъединённости, а есть взаимное процессуальное составление в акте творчества и не раздельное существование в произведении как результате творческого процесса.

Содержание искусства первично по отношению к форме. Во - первых, определяющая роль содержания отчетливо выявляется в процессе исторического развития искусства, становление нового метода, направления, стиля, жанра.

Во – вторых, зависимость формы художественного языка от содержания прослеживается на уровне процесса творчества, целью которого является воплощение содержательного, густо - эмоционального замысла с помощью тех или иных выразительных средств.

В – третьих, в законченном художественном произведении форма существует для того, что бы выражать содержание, смыслы и значения.

В искусстве нет «чистой» формы, без относительной содержанию. Там, где форма не подчинена содержанию, не выражает его, она разрушается как таковая. Естественен вопрос о взаимоотношении проблемы единства содержания и формы и проблемы целостности такого сложноорганизованного объекта, каким является произведение искусства. Эти проблемы близки, но не идентичны. В какой – то мере, рассматривая проблему целостности мы рассматриваем и проблему единства содержания и формы, но при этом внимание концентрируем на нераздельности взаимообратности, взаимопереходе содержания и формы, а так же на их соответствии друг другу, тогда как единства содержания и формы подразумевает так же их внутренние напряжение, противоречия, которые наблюдаются в отдельных художественных произведениях.

Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и образна уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее соответствующей замыслу.

Наибольшая активность формы, как внутренней, так и внешней, проявляется в композиции. Композиция произведения искусства – это художественная гармонизация сюжетно – тематических, пластических (а для живописи и свето - цветовых) элементов в целостное произведение.
Композиция как характеристика и средство художественной формы имеет особенности на уровнях внутренней и внешней формы. Почему же композиции принадлежит ведущая роль в объединении содержании и формы наряду с осуществлением выразительности и изобретательности произведений изоискусства? Это вытекает из фундаментальной роли структур отображаемых объектов, то есть из структурной характеристике содержания образа, знания.

Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в первом смысловом уровне внутренней формы – в общей композиции и произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на плоскости холста, бумаги «композиционной доменанты», организующего ядра, определяет основных «героев» и предметы окружающей обстановки; вместе с тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных технических приёмов художника.

Далее оформление замысла переходит к идейно – психологическому уровню содержания, на котором происходит более глубокое и всестороннее выявление характеров, психических свойств действующих лиц, их состояний и переживаний, а так же субъективное отношение и оценка их самих художником. Вхождение в духовный мир своих героев помогает художнику конкретизировать общей замысел и композиционно произведения: проигрывать отдельные фрагменты, отношения героев, художник вносит коррективы и в саму композицию, а так же определяет выражения лиц, позы, движения героев. Этот идейно психологический уровень соответствует пластическому уровню композиции произведения. На этом уровне общие идеи произведения и психологические характеристики героев преобразуются в конкретно – чувственные модели – образа героев с изображением внешнего облика, стороения и выражения лица, пространственного расположения, фигуры, позы, движения. На пластическом уровне общая композиция конкретизируется структурами персонажей и предметов их действия, то есть мысли и чувства художник передает через пространственные структуры внешнего облика героев и предметов обстановки.

Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства, так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и чувства пластико – пространственными средствами композиции и передают их зрителю.

В пластический уровень композиции в живописи включаются так же светоцветовые отношения.

Заключение

Определить форму и содержание явления – значит исследовать его.

Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». У
Аристотеля она играет даже роль содержания. Идеализм всегда преувеличивал значение формы за счет содержания. Содержание объективного процесса и содержание идеи, отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания.

Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства.

К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести:

1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме.

2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения.

3. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной коммуникативноц функцией.

4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.

Литература:

1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.

М.:”Мысль”1981г.-247с.

2. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.:”Искусство” 1962г.

–271с.

3. Банфи А. Философия искусства. М.:”искусство”1989г. –384с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: