ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – это специфический язык и поэтому воспринимать ее – значит расшифровать ее язык, язык чувств, связанный с эмоциональными впечатлениями.
Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей, развивать их эстетические чувства, нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни.
Творчество детей – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее их индивидуальность и, как следствие, их естественное стремление к пению.
Данная программа составлена для вокального кружка, для детей, которые хотят научиться петь и свободно держаться на сцене.
Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал. Главное – это достижение высокого уровня мастерства, в которое включается совершенствование исполнительских навыков и развитие творческих способностей детей, стремление к духовному обогащению средствами и возможностями музыкального искусства посредством вокала.
Несмотря на многообразие приемов и взглядов на методику воспитания певца, общие закономерности развития поющего и его голоса едины. Как говорил Ж.Новерр: «Природа выше искусства!» Это действительно так, природу учить не надо, а только надо подчинить ее себе и восстанавливать, если она кем-то или чем-то нарушена. Актуальность данной программы заключается в следующем: детям нравится петь, они интересуются вокальным искусством, тем более, что сейчас это в духе времени: каждый хочет увидеть себя на месте «звезды» на Первом канале или стать народным артистом и здесь-то и появляется возможность реализовать себя, т.е. петь не только в кругу семьи, друзей, но и уже на сцене.
Целью данной программы является развитие вокально-исполнительских навыков, внутренней свободы, а также усвоение музыкально-теоретических знаний как основы музыкальной культуры. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно полноценной личности, требует выполнение конкретных
задач:
ü Учебных: познакомить детей с элементарными сведениями по теории музыки, развивать способность к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром (самоанализ)
ü Воспитательных: воспитать эмоциональную отзывчивость к музыке, способность понимать и переживать ее содержание
ü Развивающих: развить воображение, внимание, чувство уверенности и раскрепощенности
Занятия проходят в форме игры, творческой беседы, репетиции. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Ожидаемый результат:
ü В конце 2 года обучения дети смогут произвести услышанное, получат азы музыкальной терминологии и научаться свободно и уверенно держаться на сцене
Форма занятий:
ü Занятия проходят в форме репетиций, в том числе и генеральных, бесед, игр, учебных, творческих, философских занятий
Формы контроля:
ü Задание и собеседование
ü Контрольное упражнение, прослушивание
ü Прогон, концерт, исполнение
ü Отчетный концерт
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
1. | Вводное занятие | ||||
2. | Музыкальная культура | ||||
2.1. Средства художественной выразительности | |||||
2.2. Исполнительские навыки | |||||
3. | Вокально-интонационные упражнения | ||||
4. | Работа над репертуаром | ||||
4.1. Репертуар | |||||
4.2. Сценическая хореография | |||||
5. | Заключительное занятие | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
5. | Вводное занятие | ||||
6. | Музыкальная культура | ||||
6.1. Средства художественной выразительности | |||||
6.2. Исполнительские навыки | |||||
7. | Вокально-интонационные упражнения | ||||
8. | Работа над репертуаром | ||||
4.1. Репертуар | |||||
4.2. Сценическая хореография | |||||
5. | Заключительное занятие | ||||
Итого: |
Содержание
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Требования к учащимся. Организационные вопросы. Техника безопасности.
2. Музыкальная культура.
2.1. Средства художественной выразительности.
Ансамбль. «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…» (Н.В.Гоголь). С французского ensevble – вместе, в русском языке наиболее соответствует «согласие». Ансамбль – это средство, дающее возможность направить усилие многих к единой цели и добиться художественного результата такой впечатляющей силы, на которую не способен ни один участник ансамбля самостоятельно.
Работа над ансамблем сложна, т.к. чтобы его добиться нужно преодолеть все виды ансамбля:
ü Высотно-интонационный
ü Темпоритмический
ü Тембровой
ü Динамический
ü Артикуляционный
Важно добиться, как говорят в вокальной методике, «чувства локтя» поющих.
Динамика. Это средство выражения. Важно, чтобы дети знали грань между «p» и «f», но не формально, а затрагивая все ее грани: от diminuendo до crescendo. Область «p» (mp, pp, ppp и тд.) – это разные образы покоя, умиротворения, таинственности, нежности, страха и тд. Область «f» (mf, ff, fff и тд.) – выражение силы, мужества, угрозы, ужаса и тд.
Кульминация. Является главным узлом и вершиной развития музыкальных событий в произведении. Виды кульминации. Важно верно найти кульминацию, подготовить ее, а после достижения вершины – как бы вдохнуть полной грудью.
2.2. Исполнительские навыки.
Забота о голосовом аппарате. Дети узнают как правильно вести себя при пении: осанка, постановка при свободном владении телом (имеется в виду воздушный столб), как беречь свой голосовой аппарат (питание, сон, физическое состояние певца) и т.п.
Дыхание. Основа хорошего звука – певческое дыхание. Речь идет о вдохе, задержке и выдохе. Здесь дети узнают понятие зевка, типы и виды дыхания, диафрагмы. Чтобы овладеть искусством певческого дыхания помимо верно поставленных упражнений таких как «эхо», «лежа на спине», «пою в угол», нужно слышать и ощущать музыкально-поэтический образ и использовать дыхание как средства воплощения этого образа.
3. Вокально-интонационные упражнения. Используются в качестве распевки. Упражнения идут по нарастающей: от простого к сложному, начиная от попевок со словами на одном, двух звуках и заканчивая упражнениями с названием сольфеджио.
. Занятия вокальной гимнастикой по Емельянову. Упражнения дают расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания, яркости, большую певучесть звука, свободу, раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.
4. Работа над репертуаром.
4.1. Репертуар. Репертуар подбирается, опираясь на вокальные навыки детей и тематику праздников. Например:
ü 33 коровы. Сл. П.Онева. муз. М.Дунаевского
ü Дорога добра. Сл. Ю.Энтина. муз. М.Минкова
ü Новый год. Сл. Бойко. Муз. В.Цветкова
ü Дракончик Дракки. Муз. В.Цветкова
ü Алло, алло! Муз. Б.Киселева
ü Принцесса. Муз. Р.Гуцалюка
ü Снежная королева. В.Квин
ü Маленькая фея. Т.Морозова
4.2. Сценическая хореография. Постановка движений, отработка синхронности.
6. Заключительное занятие. Концерт для родителей, друзей, знакомых.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Приемы, методы обучения по программе в целом:
1.1. Мотивация:
ü творческие задания,
ü импровизационные игры
1.2. Организация учебно-познавательной деятельности:
ü словесные,
ü наглядные,
ü аудиовизуальные,
ü практические,
ü анализ в группах,
ü самоанализ
1.3. Контроль и коррекция:
ü учебный опрос,
ü взаимопроверка,
ü самопроверка,
ü прослушивание,
ü работа над ошибками
2. Техническое оснащение по программе в целом:
ü Инструмент (фортепиано)
ü Сценическая площадка
ü Аппаратура магнитофон
ü Аудио и СД записи
№ п/п | Тема | Форма занятия | Форма контроля |
1. | Вводное занятие | Учебное занятие | Прослушивание, собеседование |
2. | |||
2.1. Средства художественной выразительности | Учебное занятие | Задание | |
2.2. Исполнительские навыки | Беседа, творческое занятие | Собеседование | |
3. | Вокально-интонационные упражнения | Репетиции игра | Показ |
4. | Работа над репертуаром | Репетиции, философские занятия | Исполнение, прогон, концерт |
5. | Заключительное занятие | Творческое занятие | Отчетный концерт |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. А.М.Борисовский. В.А.Сухомлинский. М, 1987 г.
2. Г.Дмитревский. Хороведение и управление хором. М, 1948 г.
3. С.А.Казачков. От урока к концерту. Казань, 1990 г.
4. Е.А.Ромашова. И.В.Захарова. Музыка – искусство. М, 1997 г.
5. Т.Е.Вендерева. И.Е.Пигарева. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г
6. И.Способин. Элементарная теория музыки. М, 1959 г.
7. В.А.Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. М, 1982 г.
8. П.Чесноков. Хор и управление им. М, 1952 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. И.П.Прянишников. Советы обучающимся пению
2. И.Н.Манахова. Первые шаги в мире звуков. М, Просвещение, 1977 г.
3. А.Н.Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. М, 2000 г.
4. Т.Е.Вендерова. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г.
РЕПЕРТУАР первого года обучения:
Песни:
1. Теперь мы первоклашки
2. Ёж
3. Дикобразы
4. Белые снежинки
5. Хомячок
6. Край, в котором ты живёшь
7. До свиданья, санки
8. Солнечная капель
9. Весна
10. Каникулы
Музыкально-пластические игры:
1. Буги-вуги
2. Мышонок
3. Если ты счастливей всех
4. Ёжики
5. Цирк
РЕПЕРТУАР второго года обучения:
1. Моя Россия
2. Желания
3. Новый годик (Откуда приходит Новый год)
4. Круглая песня
5. Бескозырка белая
6. Мамина песенка
7. Утренняя песенка
8. Облака
Музыкально-пластические игры:
1. Моряк
2. Дом
3. Рыбки