МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Музыка – это специфический язык и поэтому воспринимать ее – значит расшифровать ее язык, язык чувств, связанный с эмоциональными впечатлениями.

Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей, развивать их эстетические чувства, нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни.

Творчество детей – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее их индивидуальность и, как следствие, их естественное стремление к пению.

Данная программа составлена для вокального кружка, для детей, которые хотят научиться петь и свободно держаться на сцене.

Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал. Главное – это достижение высокого уровня мастерства, в которое включается совершенствование исполнительских навыков и развитие творческих способностей детей, стремление к духовному обогащению средствами и возможностями музыкального искусства посредством вокала.

Несмотря на многообразие приемов и взглядов на методику воспитания певца, общие закономерности развития поющего и его голоса едины. Как говорил Ж.Новерр: «Природа выше искусства!» Это действительно так, природу учить не надо, а только надо подчинить ее себе и восстанавливать, если она кем-то или чем-то нарушена. Актуальность данной программы заключается в следующем: детям нравится петь, они интересуются вокальным искусством, тем более, что сейчас это в духе времени: каждый хочет увидеть себя на месте «звезды» на Первом канале или стать народным артистом и здесь-то и появляется возможность реализовать себя, т.е. петь не только в кругу семьи, друзей, но и уже на сцене.

 

Целью данной программы является развитие вокально-исполнительских навыков, внутренней свободы, а также усвоение музыкально-теоретических знаний как основы музыкальной культуры. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно полноценной личности, требует выполнение конкретных

задач:

ü Учебных: познакомить детей с элементарными сведениями по теории музыки, развивать способность к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром (самоанализ)

ü Воспитательных: воспитать эмоциональную отзывчивость к музыке, способность понимать и переживать ее содержание

ü Развивающих: развить воображение, внимание, чувство уверенности и раскрепощенности

Занятия проходят в форме игры, творческой беседы, репетиции. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Ожидаемый результат:

ü В конце 2 года обучения дети смогут произвести услышанное, получат азы музыкальной терминологии и научаться свободно и уверенно держаться на сцене

Форма занятий:

ü Занятия проходят в форме репетиций, в том числе и генеральных, бесед, игр, учебных, творческих, философских занятий

Формы контроля:

ü Задание и собеседование

ü Контрольное упражнение, прослушивание

ü Прогон, концерт, исполнение

ü Отчетный концерт

 

Учебно-тематический план первого года обучения

Название разделов и тем Всего Теория Практика Форма контроля
1. Вводное занятие        
2. Музыкальная культура        
  2.1. Средства художественной выразительности        
  2.2. Исполнительские навыки        
3. Вокально-интонационные упражнения        
4. Работа над репертуаром        
  4.1. Репертуар        
  4.2. Сценическая хореография        
5. Заключительное занятие        
  Итого:        

 

Учебно-тематический план второго года обучения

Название разделов и тем Всего Теория Практика Форма контроля
5. Вводное занятие        
6. Музыкальная культура        
  6.1. Средства художественной выразительности        
  6.2. Исполнительские навыки        
7. Вокально-интонационные упражнения        
8. Работа над репертуаром        
  4.1. Репертуар        
  4.2. Сценическая хореография        
5. Заключительное занятие        
  Итого:        

 

 

Содержание

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Требования к учащимся. Организационные вопросы. Техника безопасности.

2. Музыкальная культура.

2.1. Средства художественной выразительности.

Ансамбль. «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…» (Н.В.Гоголь). С французского ensevble – вместе, в русском языке наиболее соответствует «согласие». Ансамбль – это средство, дающее возможность направить усилие многих к единой цели и добиться художественного результата такой впечатляющей силы, на которую не способен ни один участник ансамбля самостоятельно.

Работа над ансамблем сложна, т.к. чтобы его добиться нужно преодолеть все виды ансамбля:

ü Высотно-интонационный

ü Темпоритмический

ü Тембровой

ü Динамический

ü Артикуляционный

Важно добиться, как говорят в вокальной методике, «чувства локтя» поющих.

Динамика. Это средство выражения. Важно, чтобы дети знали грань между «p» и «f», но не формально, а затрагивая все ее грани: от diminuendo до crescendo. Область «p» (mp, pp, ppp и тд.) – это разные образы покоя, умиротворения, таинственности, нежности, страха и тд. Область «f» (mf, ff, fff и тд.) – выражение силы, мужества, угрозы, ужаса и тд.

Кульминация. Является главным узлом и вершиной развития музыкальных событий в произведении. Виды кульминации. Важно верно найти кульминацию, подготовить ее, а после достижения вершины – как бы вдохнуть полной грудью.

2.2. Исполнительские навыки.

Забота о голосовом аппарате. Дети узнают как правильно вести себя при пении: осанка, постановка при свободном владении телом (имеется в виду воздушный столб), как беречь свой голосовой аппарат (питание, сон, физическое состояние певца) и т.п.

Дыхание. Основа хорошего звука – певческое дыхание. Речь идет о вдохе, задержке и выдохе. Здесь дети узнают понятие зевка, типы и виды дыхания, диафрагмы. Чтобы овладеть искусством певческого дыхания помимо верно поставленных упражнений таких как «эхо», «лежа на спине», «пою в угол», нужно слышать и ощущать музыкально-поэтический образ и использовать дыхание как средства воплощения этого образа.

3. Вокально-интонационные упражнения. Используются в качестве распевки. Упражнения идут по нарастающей: от простого к сложному, начиная от попевок со словами на одном, двух звуках и заканчивая упражнениями с названием сольфеджио.

. Занятия вокальной гимнастикой по Емельянову. Упражнения дают расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания, яркости, большую певучесть звука, свободу, раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.

4. Работа над репертуаром.

4.1. Репертуар. Репертуар подбирается, опираясь на вокальные навыки детей и тематику праздников. Например:

ü 33 коровы. Сл. П.Онева. муз. М.Дунаевского

ü Дорога добра. Сл. Ю.Энтина. муз. М.Минкова

ü Новый год. Сл. Бойко. Муз. В.Цветкова

ü Дракончик Дракки. Муз. В.Цветкова

ü Алло, алло! Муз. Б.Киселева

ü Принцесса. Муз. Р.Гуцалюка

ü Снежная королева. В.Квин

ü Маленькая фея. Т.Морозова

4.2. Сценическая хореография. Постановка движений, отработка синхронности.

6. Заключительное занятие. Концерт для родителей, друзей, знакомых.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Приемы, методы обучения по программе в целом:

1.1. Мотивация:

ü творческие задания,

ü импровизационные игры

1.2. Организация учебно-познавательной деятельности:

ü словесные,

ü наглядные,

ü аудиовизуальные,

ü практические,

ü анализ в группах,

ü самоанализ

1.3. Контроль и коррекция:

ü учебный опрос,

ü взаимопроверка,

ü самопроверка,

ü прослушивание,

ü работа над ошибками

2. Техническое оснащение по программе в целом:

ü Инструмент (фортепиано)

ü Сценическая площадка

ü Аппаратура магнитофон

ü Аудио и СД записи

 

№ п/п Тема Форма занятия Форма контроля
1. Вводное занятие Учебное занятие Прослушивание, собеседование
2.  
  2.1. Средства художественной выразительности Учебное занятие Задание
  2.2. Исполнительские навыки Беседа, творческое занятие Собеседование
3. Вокально-интонационные упражнения Репетиции игра Показ
4. Работа над репертуаром Репетиции, философские занятия Исполнение, прогон, концерт
5. Заключительное занятие Творческое занятие Отчетный концерт

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

 

1. А.М.Борисовский. В.А.Сухомлинский. М, 1987 г.

2. Г.Дмитревский. Хороведение и управление хором. М, 1948 г.

3. С.А.Казачков. От урока к концерту. Казань, 1990 г.

4. Е.А.Ромашова. И.В.Захарова. Музыка – искусство. М, 1997 г.

5. Т.Е.Вендерева. И.Е.Пигарева. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г

6. И.Способин. Элементарная теория музыки. М, 1959 г.

7. В.А.Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. М, 1982 г.

8. П.Чесноков. Хор и управление им. М, 1952 г.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. И.П.Прянишников. Советы обучающимся пению

2. И.Н.Манахова. Первые шаги в мире звуков. М, Просвещение, 1977 г.

3. А.Н.Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. М, 2000 г.

4. Т.Е.Вендерова. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г.

 

РЕПЕРТУАР первого года обучения:

Песни:

1. Теперь мы первоклашки

2. Ёж

3. Дикобразы

4. Белые снежинки

5. Хомячок

6. Край, в котором ты живёшь

7. До свиданья, санки

8. Солнечная капель

9. Весна

10. Каникулы

 

Музыкально-пластические игры:

1. Буги-вуги

2. Мышонок

3. Если ты счастливей всех

4. Ёжики

5. Цирк

РЕПЕРТУАР второго года обучения:

1. Моя Россия

2. Желания

3. Новый годик (Откуда приходит Новый год)

4. Круглая песня

5. Бескозырка белая

6. Мамина песенка

7. Утренняя песенка

8. Облака

Музыкально-пластические игры:

1. Моряк

2. Дом

3. Рыбки

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: