Важно отметить и характер связи частных и публичных интересов, их взаимосвязь между собой. По оценке Д.Н. Горшунова, общественный (публичный) интерес - это не просто совокупность частных интересов, а значимая связь между совпадающими и одинаково важными элементами правомерных интересов множества частных лиц, исключающая иные элементы, не являющиеся значимыми для всех субъектов.
Итак, на трудность разграничения частного и публичного права обращается внимание во многих трудах ученых[9]. Тем не менее обнаружить точную грань такого разграничения и установить ее необходимо как для теоретического, так и для практического применения. Нормы публичного права сформулированы таким образом, что они фактически защищают интересы публичные (интересы государства в целом) и посредством этого обеспечивают защиту интересов отдельных лиц, как участвующих, так и не участвующих в общественных отношениях, регулируемых этими нормами права. Нормы же частного права направлены прежде всего на защиту интересов частных лиц, участвующих в регулируемых этими нормами общественных отношениях, и тем самым обеспечивают защиту интересов всего общества в целом, заинтересованного в нормальном функционировании этих общественных отношений.
Вопрос о разграничении частных и публичных интересов в предпринимательской деятельности также остается нерешенным.
Основную часть регулирования частноправовых отношений законодатель по-прежнему возлагает на властные структуры в виде издания соответствующих актов.
Далее попробуем найти точки соприкосновения частных и публичных интересов в предпринимательской деятельности на основании работ, в которых авторами уже были сделаны попытки отыскать оптимальный баланс между такими интересами.
|
Очевидно, что гражданское право не может быть только частным, так как политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не систематическое получение прибыли и доходов, как это закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В свою очередь, М.И. Брагинский отмечал, что деление на публичное и частное право возможно только по той причине, что оно построено на дихотомии: либо власть и подчинение, либо равенство[10]. По этой причине многие юристы отмечают совпадения понятий «гражданского права» и «частного права», так как нормы права частного регулируют на началах юридического равенства сторон частные отношения, входящие в предмет гражданского права.
С указанным заключением не могу согласиться по следующей причине. Понятие предпринимательской деятельности законодатель сформулировал весьма нечетко. При этом отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, презюмируются как равнозначные имущественным и личным неимущественным отношениям, которые входят в предмет гражданского права, то есть они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В свою очередь, О.Н. Садиков замечает, что основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве и литературе именуются предпринимательскими и хозяйственными[11].
|
Однако известно, что предпринимательские отношения отделены законодателем от имущественных и личных неимущественных отношений, о чем гласит абзац третий п. 1 ст. 2 ГК РФ. Кроме того, как верно замечает В.К. Андреев[12], другие нормы ГК РФ называют субъектами гражданского права (лицами) индивидуальных предпринимателей, которые не указываются в абзаце втором п. 1 ст. 2 ГК РФ.
В свою очередь, правоспособность индивидуального предпринимателя, как вытекает из п. 3 ст. 23 ГК РФ, может быть ограничена указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, в то время как юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Таким образом, используемый в ГК РФ юридико-технический прием, распространяющий на индивидуального предпринимателя правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, приводит к сужению его прав, подвергая более жесткой правовой регламентации со стороны государственных органов.
Включение в содержание правоспособности гражданина заниматься предпринимательской деятельностью и выделение особой статьи о предпринимательской деятельности также не могут заменить полноценного правового регулирования статуса и деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, который даже не назван среди участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Известно, что гражданин, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если с согласия родителей, попечителя или усыновителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация в таком случае производится по решению органа исполнительной власти - органа опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. При отсутствии такого согласия - на основании судебного решения.
|
Таким образом, мы видим, что нормы и частного права и права публичного теоретически применимы к любой сфере общественных отношений. Например, отношения, связанные с воинской службой, можно регулировать как нормами публичного права (всеобщий призыв, обязанность перед государством), так и частноправовыми нормами в случаях, когда речь идет о контрактной системе. Данная теоретическая возможность нашла воплощение в нашей стране, отразившись на действующем законодательстве и российской правовой системе. Например, ГК РФ предусматривает возможность применения норм гражданского права к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. В таком случае основанные на юридическом равенстве сторон нормы права регулируют отношения, которые не входят в предмет гражданского права, поэтому их следует отнести к нормам частного права, но не гражданского. Этот довод еще раз свидетельствует о невозможности утверждения «право частное равно гражданское право».
С другой стороны, нормы публичного права применяются при регулировании частных имущественных отношений, однако это не всегда оправданно.
Важно отметить и о необходимости включения в гражданское законодательство норм публичного права. В известных пределах это необходимо для ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции, для защиты интересов экономически слабой стороны в договоре, исключения злоупотребления на рынке недвижимости и в иных случаях. Указанные отношения входят в предмет конкурентного (антимонопольного) права, которое, в свою очередь, сочетает в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала. Без комплексного использования таких начал невозможно эффективное антимонопольное регулирование в виде осуществления мер по защите конкуренции.
Думается, что этой точки зрения придерживается и законодатель, в связи с чем в настоящее время в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах гражданского законодательства содержатся нормы публично-правового характера, которые, соответственно, регулируют отношения публичного характера. Примером этого может быть взыскание всего полученного по сделке в доход (бюджет) государства, предусмотренное ст. 169 ГК РФ. Кроме того, к числу таких публично-правовых норм относятся и положения ГК РФ о регистрации права на недвижимое имущество, регистрация юридических лиц, регистрация актов гражданского состояния.
Вместе с тем внедрение в гражданское законодательство публично-правовых норм не должно приводить к отделению от гражданского права других отраслей частного права: семейного, земельного, трудового и иных. Отношения между членами семьи по использованию земельных ресурсов носят частноправовой характер, входящий в предмет гражданского права, поэтому и регулироваться они должны методом юридического равенства сторон. Предпосылок для признания указанных отраслей права самостоятельными отраслями частного права не имеется.
В настоящее время понятия права частного и публичного взаимно дополняют друг друга, являются частями одного общего. Данная тенденция сохранится и в будущем. В перспективе основным проблемным вопросом станет лишь вопрос о нахождении и установлении границы разграничения общего права, что, безусловно, является необходимым элементом для полно ценного регулирования охватываемых общественных отношений.