Прогнозируемый рост спроса на ВС, как в России, так и за рубежом, способствует реализации авиационной промышленностью своего потенциала.




Глобальный рынок авиационной продукции и услуг в 2014 году составил более 500 млрд долл. При этом мировой спрос на ВС
для гражданского сегмента обеспечивается ростом населения
(+16% к 2030 году), мирового ВВП (+82% к 2030 году) и авиаперевозок (почти в два раза к 2030 году), а в сегменте военной и специальной авиации поддерживается большим количеством вооруженных конфликтов.

Внутренний рынок является дополнительным конкурентным преимуществом для России. Он важен в качестве якорного рынка, обеспечивающего успешный запуск программ и получение поддержки на этапе освоения новых ВС в эксплуатации.

Однако российский внутренний рынок существенно меньше рынка стран-конкурентов, таких как ЕС, Китай, США и Канада.
К примеру, спрос на гражданские ВС в России в 10 раз меньше, чем в ЕС (среднегодовой уровень спроса за период 2015–2030 годов), и он существенно не увеличится даже при условии роста платежеспособности и мобильности населения.

Так, пассажирооборот в Российской Федерации в 2030 году прогнозируется на уровне 470 млрд пкм, что почти вдвое ниже текущего пассажирооборота ЕС и в разы ниже пассажирооборота в Китае и Северной Америке.

Внутренний рынок самолетов военного и специального назначения более чем в три раза уступает рынку стран НАТО. При этом поставки самолетов военного и специального назначения на внутренний рынок
в ближайшей перспективе оценочно не превысят уровня 2014 года
и останутся порядка 80–100 самолетов в год.

Внутреннего рынка для окупаемости программ по созданию ВС для коммерческого заказчика недостаточно: к примеру, объем внутреннего рынка широкофюзеляжных ВС на период до 2030 года составляет около 100 единиц, тогда как для инвестиционной окупаемости такого рода проектов необходима продажа 500–600 единиц; объем внутреннего рынка узкофюзеляжных магистральных самолетов ― менее 400 единиц при инвестиционной окупаемости в 800–850 единиц. Ситуация усугубляется тем, что отечественные авиакомпании не имеют достаточных стимулов для приобретения ВС российского производства. В связи с этим все ключевые гражданские проекты, реализуемые в России в последние годы (такие как региональный самолет SSJ100, ближне-среднемагистральный самолет МС-21), являются экспортно-ориентированными.

Необходимость принятия во внимание ограниченности внутреннего рынка касается производителей как финальной продукции (самолетов и вертолетов), так и комплектующих. Иностранные поставщики экспортируют свыше 50% своей продукции для производства ВС различных авиационных платформ. Экспорт российских поставщиков не диверсифицирован
по рынкам и почти полностью привязан к поставкам в составе финальной продукции ПАО «ОАК» и АО «Вертолёты России».

Ориентация отечественного производства преимущественно на внутренний рынок не позволяет достичь необходимого масштаба производства для минимизации издержек на единицу продукции,
что приводит к неэффективности производства и низкой инвестиционной привлекательности организаций промышленности.

Перед российскими авиапроизводителями стоят задачи выхода на новые рынки и укрепления международного присутствия, в то же время
перед странами, активно развивающими авиационную промышленность (в том числе странами Азиатско-Тихоокеанского региона), стоит задача наращивать свои компетенции в авиационных технологиях, что делает сотрудничество с Россией взаимовыгодным.
К примеру, Китай не имеет достаточного опыта в проектировании гражданских широкофюзеляжных ВС и авиационных двигателей. Индия не имеет собственных разработок по истребителю пятого поколения, гражданским региональным, узко- и широкофюзеляжным самолетам. Российская авиационная промышленность обладает компетенциями
и технологиями в данных областях и может быть надежным партнером для этих стран.

Для высокотехнологичных держав с развитой авиационной промышленностью стимулом для сотрудничества с российскими производителями может быть как расширение доступа к рынку, в том числе с учетом выдвижения Россией встречных условий, так и сокращение издержек при размещении нового производства.

Для увеличения доступного рынка государство и промышленность предпримут ряд стратегических шагов.

Во-первых, будет реализован комплекс мер, направленных
на развитие внутреннего рынка
.

Прежде всего, обеспечивая низкую волатильность, долгосрочный
и предсказуемый характер государственного оборонного заказа, государство поддержит стабильный спрос на внутреннем рынке авиационной техники военного и специального назначения.

Внутренний рынок гражданских ВС государство поддержит за счет стимулирования авиакомпаний к расширению парка ВС российского производства, а также содействия авиакомпаниям, реализующим экспорт транспортных услуг с использованием отечественных ВС. Кроме того, государство поддержит развитие операционного лизинга отечественных ВС российскими лизинговыми компаниями.

Государство продолжит поддержку продаж продукции авиастроения гражданского назначения за счет снижения части расходов, связанных с обслуживанием кредитов на приобретение ВС, оставаясь в рамках действующих международных обязательств.

Для участников отрасли будут сохранены и расширены действующие меры, направленные на развитие сервисно-логистической поддержки авиационной техники российского производства и поддержку продаж. Недооценка важности сервиса и продаж стала одной из причин недостижения плановых показателей по объемам поставок гражданской продукции в рамках реализации Стратегии авиапрома 2015.

С целью стимулирования спроса на ВС для местных
и внутрирегиональных линий будет продолжена реализация мероприятий по созданию современной авиационной инфраструктуры в регионах России, а также мероприятий, направленных на развитие маршрутной сети
и повышение ценовой доступности авиаперевозок.

Задачи обеспечения транспортной доступности отдаленных районов России, не располагающих обустроенной аэродромной инфраструктурой, будут решаться в том числе с использованием ВС, унифицированных с выпускаемыми образцами военно-транспортной авиации. При этом с учетом низкой серийности таких ВС государство возьмет на себя частичное покрытие расходов, связанных с их производством и эксплуатацией авиаперевозчиками.

Государство также будет способствовать развитию рынка беспилотных авиационных систем и сопряженных с ними услуг через совершенствование нормативно-правовой базы.

Во-вторых, будет обеспечена комплексная поддержка экспорта авиационной продукции посредством деятельности созданного
при Внешэкономбанке Российского экспортного центра, который будет осуществлять финансовую, страховую, гарантийную и иную поддержку экспорта авиационной промышленной продукции, а именно:

­ будет предоставлять информационную и консультационную поддержку экспортерам, российским инвесторам, реализующим проекты за пределами территории Российской Федерации, их иностранным контрагентам по соответствующим сделкам, российским и иностранным кредитным организациям, а также иным организациям, оказывающим финансовую поддержку указанным лицам;

­ обеспечит доступ российских экспортеров авиационной продукции и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта;

­ окажет содействие продвижению за рубежом промышленной продукции (товаров, работ, услуг), включая поиск партнера
за рубежом и выход на него, содействие выставочной, маркетинговой и иной деятельности;

­ будет содействовать деятельности организаций, являющихся посредниками при осуществлении экспортной деятельности.

Более того, экспортно-ориентированным проектам будет оказана политическая поддержка с включением вопросов, касающихся реализации отечественными организациями их экспортного потенциала, в повестку межправительственных комиссий, профильных комитетов Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

С целью установления и укрепления внутренних и международных отраслевых связей, формирования положительного имиджа России как мировой авиационной державы продолжат развитие выставочные мероприятия, привязанные к национальным авиационным кластерам, такие как Международный авиационно-космический салон (далее - МАКС), проводимый в г. Жуковском.

Силами ФСВТС России, Рособоронэкспорта России и других операторов военно-технического сотрудничества будет продолжена поддержка продвижения авиационной продукции военного и специального назначения на внешние рынки.

В-третьих, для увеличения доступного рынка в проектах по созданию авиационной техники будут планомерно и взвешенно выстраиваться международные альянсы по схеме «компетенции в обмен на рынок» (например с Китаем и Индией, принимая во внимание все связанные с этим риски). Более того, будет рассмотрена возможность создания совместных предприятий с развивающимися странами (например, с Бразилией и Индией) для совместной разработки, производства и продвижения ВС.

С целью развития технологических компетенций и получения опыта управления проектами с международным участием будут реализовываться проекты международной кооперации (например, с Францией, Германией, США, Великобританией, Японией). Создание условий для международной кооперации будет достигнуто, в том числе, за счет политической поддержки со стороны государства, участия России в выработке правил регулирования мировой экономики и международной торговли.

Значительную часть инициатив по выходу на мировой рынок и участию в международных проектах будут реализовывать организации отрасли, начав с определения целевых рынков и планов выхода на них.

На всех уровнях принятия решений будут поддерживаться проекты локализации в Российской Федерации производства авиационной продукции поставщиками второго–четвертого уровней и разработки продукции для зарубежных заказчиков с целью освоения современных технологий производства, усиления компетенций в работе в условиях международной кооперации и дальнейшего наращивания в России производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, при приобретении российскими организациями с долей государства авиационной продукции иностранного производства в качестве критериев выбора поставщика будут учитываться текущий и планируемый поставщиками уровень локализации производства в Российской Федерации, объем совместных разработок и исследований.

При закупках иностранной продукции авиапрома участники отрасли совместно с государством будут искать возможности по выставлению встречных требований по включению отечественных компаний
в международные цепочки поставок в качестве поставщиков второго–четвертого уровней
, а также по локализации производства части компонентов или проведению НИР и ОКР, что активно используется рядом стран с развивающейся авиационной отраслью.

Построение международных альянсов и выстраивание международной кооперации будет сопровождаться сохранением открытого российского рынка для зарубежных производителей ВС
и компонентов, готовых локализовать часть продукции на территории Российской Федерации.

В результате стратегических шагов, направленных на расширение рынка российской авиационной продукции, будет реализован потенциал внутреннего рынка и обеспечено встраивание российской авиационной промышленности в международный рынок. Продукция финалистов российского авиапрома будет продолжать экспортироваться за рубеж, российские поставщики интегрируются в международную систему разделения труда и получат поддержку на внутреннем рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: