Построение конкурентоспособного авиационного промышленного комплекса




 

Интегрированные структуры, сформированные в результате проведенной консолидации активов в отрасли, имеют низкую операционную эффективность и низкую производительность труда,
что снижает глобальную конкурентоспособность российской промышленности.

В 2014 году выработка на одного работника в России составила около 65 тыс. долл. (2,5 млн руб.), что значительно ниже, чем в странах-лидерах, имеющих, как и Россия, в составе авиапромышленного комплекса все производственные переделы: во Франции выработка составила около 500 тыс. долл. на человека, в Германии ― около 440 тыс. долл., в США ― более 400 тыс. долл.

Интегрированные структуры характеризуются переразмеренностью активов. К примеру, общая площадь предприятий, входящих в состав интегрированных структур, сравнима с суммарной площадью основных зарубежных конкурентов.

Российские предприятия отличаются низкой серийностью производства, особенно в сегменте гражданских самолетов: в расчете
на модель ВС средняя серийность производства ПАО «ОАК» составляет
девять единиц, что в разы ниже уровня Boeing (132 единицы) и Airbus
(77 единиц). В сегменте авиационной техники военного и специального назначения отставание от мировых лидеров меньше: серийность
ПАО «ОАК» примерно равна уровню Boeing и в два раза ниже уровня Airbus. В вертолетостроении отставание от Airbus Helicopters также оценивается вдвое: 36 ВС производства АО «Вертолёты России» против 70 ВС Airbus Helicopters.

Сформированные структуры глубоко интегрированы по цепочке создания стоимости. Сохранение текущей индустриальной модели
не позволяет сконцентрировать ресурсы финалистов на ключевых компетенциях (ОКР, сборке, продажах и сервисе) и сдерживает развитие системы поставщиков
. При этом высокая доля ресурсов
и инвестиций приходится на нижние переделы производства, которые
не являются ключевыми для производителей финальной продукции и имеют низкую, экономически неэффективную загрузку. Интегрированные структуры ― это коммерческие организации, выполняющие специальные цели государства, но, как и любой бизнес, они должны быть ориентированы на эффективность деятельности и достижение положительных финансовых результатов.

Зарубежные лидеры, такие как Boeing, Airbus, Lockheed Martin, сфокусировались на финальной сборке, в большинстве случаев отдавая все остальные переделы производства на аутсорсинг развитой системе глобальных поставщиков, в формировании которой принимали непосредственное участие.

Ключевой задачей в целях повышения конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности и важнейшим направлением развития является изменение индустриальной модели отрасли за счет создания развитой системы поставщиков и внутренней оптимизации организаций.

В данном направлении будет осуществлен ряд стратегических шагов.

Во-первых, производители ВС и поставщики первого уровня (главным образом, интегрированные структуры) сфокусируются на ключевых компетенциях, сократят избыточные мощности и постепенно выведут нижние производственные переделы на аутсорсинг, будут проводить комплексную политику по развитию поставщиков второго–четвертого уровней, в том числе реализовывать совместные планы технологического перевооружения, повышения стандартов и качества продукции, перехода на единые информационные системы и другие мероприятия. Поставщики первого уровня продолжат развивать компетенции для выполнения функций интегратора.

Со стороны государства важным инструментом стимулирования трансформации индустриальной модели станет формирование для организаций с государственным участием системы ключевых показателей эффективности, направленной на повышение эффективности и развитие межзаводской кооперации.

В настоящее время интегрированные структуры уже начинают делать шаги в направлении целевой индустриальной модели. К примеру, АО «ОДК» формирует собственные центры компетенций, которые в дальнейшем могут быть выделены из контура холдинга. АО «Технодинамика» повышает операционную эффективность, внедряя в своих ДЗО систему менеджмента качества и технологий производства международного уровня, инструменты бережливого производства.

Во-вторых, поставщики второго–четвертого уровней:

­ будут создавать продукты, ориентированные на глобальный спрос и имеющие потенциал применения в различных смежных отраслях, что позволит обеспечить необходимую серийность и экономию на масштабе;

­ повысят стандарты работы до требований международных заказчиков (в том числе в части соответствия продукции требованиям
безопасности и экологии);

­ займут инициативную позицию в части включения
в международную кооперацию
(поиска возможностей по локализации производства, участия в риск-разделенных программах по разработке авиационной продукции), не ограничиваясь внутренним заказчиком.

Со своей стороны, государство перейдет на меры поддержки
и систему ценообразования ГОЗ, стимулирующие усиление межзаводской кооперации и развитие базы отечественных поставщиков в оборонно-промышленном комплексе
(далее - ОПК). В частности, государство усовершенствует систему ценообразования ГОЗ за счет отказа от ценообразования, основанного на норме прибыли за собственные и привлеченные работы, и внедрения премии за эффективность (лучшие тактико-технические характеристики, меньшие сроки, меньшие ресурсы независимо от схемы кооперации) и собственные инвестиции. Более того, ресурсы, которые ранее в рамках федеральных целевых программ направлялись на техническое перевооружение предприятий, входящих в состав интегрированных структур, будут направляться на создание совместных предприятий с поставщиками вне интегрированных структур и международными поставщиками и станут одним из способов стимулирования изменения индустриальной модели отрасли со стороны государства.

Кроме того, будет усовершенствован механизм одобрения порядка использования организациями отрасли активов, создаваемых в процессе выполнения государственных контрактов.

В целях поддержки реструктуризации интегрированных структур совместно с региональными органами исполнительной власти будут реализованы программы повышения мобильности трудовых ресурсов, занятых на промышленных предприятиях отрасли авиастроения, и их перетока между регионами и смежными отраслями, в том числе в случае закрытия убыточных предприятий в моногородах. Указанные программы будут сопровождаться мероприятиями по повышению квалификации и переподготовке кадров, а также по содействию решению жилищных вопросов.

Для стимулирования локализации производства на территории России и развития собственного производства продукции поставщиков
второго–четвертого уровней будут совершенствоваться меры тарифного регулирования.

В-третьих, в качестве обеспечивающей меры по изменению индустриальной модели отрасли и повышения конкурентоспособности отечественных организаций авиапрома на мировом рынке будет внедрен комплекс мер, направленный на международную сертификацию участников отрасли и их продукции, а также созданы условия для возможности работы в соответствии с международными отраслевыми стандартами.

Посредством деятельности регулирующих органов будет обеспечено эффективное выполнение работ в сфере сертификации в гражданской авиации и подтверждения соответствия организаций в авиационной промышленности и гражданской авиации.

Учитывая, что различия между российскими и зарубежными требованиями к сертификации авиационной техники, разработчиков и производителей являются одним из значимых препятствий для продвижения отечественных организаций и их продукции на международные рынки, государство направит дополнительные усилия на гармонизацию российских и зарубежных сертификационных требований к продукции, требований к сертификации разработчиков и производителей авиационной техники (в том числе беспилотной авиационной техники),стандартов работы сертифицирующих органов и организаций.

Государство окажет содействие в сертификации организаций отрасли и продукции авиационной промышленности за рубежом, в том числе в форме частичной компенсации затрат, связанных с прохождением сертификационных процедур, что будет способствовать преодолению барьеров на пути отечественных производителей авиационной продукции на мировом рынке.

В интересах упрощения входа на рынок новых разработчиков и поставщиков, прежде всего частных компаний, государством будут приняты меры по развитию института независимых гражданских инспекторов Авиационного регистра.

Организации промышленности, в свою очередь, возьмут на себя обязательство сертифицировать в необходимом объеме продукцию и производство для работы на международном рынке, разработать и внедрить более жесткие стандарты работы, требуемые российскими и зарубежными заказчиками.

В-четвертых, будет продолжено совершенствование нормативно-правового, нормативного и нормативно-технического обеспечения авиастроения, которое предусматривает актуализацию нормативной и нормативно-технической базы, направленной, в частности, на формирование опережающих требований к перспективной авиационной технике; совершенствование воздушного законодательства Российской Федерации, учитывающее изменения в авиационной инфраструктуре и уточняющее процедуры сертификации авиационной техники; развитие национальной стандартизации в авиационной промышленности.

Отечественные производители ВС и поставщики совместно с международным профессиональным сообществом будут принимать активное участие в разработке новых стандартов, касающихся инновационной продукции, задавая новый уровень надежности и безопасности продукции, формируя тем самым широкие возможности выхода на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией, а также препятствуя принятию необоснованно завышенных требований, ограничивающих продвижение отечественной техники на международные рынки.

Государство усовершенствует регулирование с целью унификации военных и гражданских стандартов производства продукции там, где это допустимо.В частности, в целях снижения издержек производителей, внедряющих современные стандарты проектирования и контроля качества продукции, возможно снижение требований по объему стендовых испытаний и подтверждению характеристик.

В-пятых, с целью получения отечественной продукцией дополнительного конкурентного преимущества на глобальном рынке государством совместно с заинтересованными организациями будут реализованы инициативы по формированию отраслевого рынка интеллектуальной собственности:

­ дополнительное внимание будет уделено задаче эффективной учетной политики получаемых в ходе выполнения НИР и ОКР результатов интеллектуальной деятельности, их надежной правовой охране, достоверной оценке стоимости исключительных прав на них;

­ будет усовершенствовано регулирование в части управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках исполнения государственных контрактов, в том числе в рамках выполнения государственного оборонного заказа;

­ будет обеспечена поддержка экспортно-ориентированных организаций авиационной отрасли при выходе их продукции и услуг на внешние рынки путем субсидирования затрат на получение и поддержание международной правовой охраны применяемых объектов патентного права;

­ получат развитие механизмы залога исключительных прав, позволяющие организациям авиационной отрасли привлекать заемные финансовые ресурсы на условиях, позволяющих эффективно осуществлять инновационную деятельность и внедрять новшества в выпускаемую продукцию.

Стратегические шаги, направленные на изменение индустриальной модели отрасли, позволят сформировать систему финалистов и поставщиков, экономически устойчивых и конкурентоспособных на мировом рынке. Финалисты и поставщики первого уровня будут диверсифицированы по рынкам, сфокусированы на НИР и ОКР, финальной сборке и послепродажном обслуживании, выведут нижние переделы производства на аутсорсинг. Важнейшим элементом новой индустриальной модели станет развитая система поставщиков второго–четвертого уровней, встроенных в международную систему разделения труда и диверсифицированных по рынкам и заказчикам. При этом система поставщиков второго–четвертого уровней в значительной степени будет состоять из субъектов малого и среднего предпринимательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: