Амбициозные задачи России по удержанию лидерских позиций в авиационной промышленности требуют значительного объема финансирования. В настоящее время ежегодные затраты
на финансирование отрасли составляют в России 2–3 млрд долл., в то время как в странах-лидерах (США и страны ЕС) расходы равны 20–30 млрд долл.
Для развития отрасли необходимы реализация новых проектов по созданию авиационной техники, открытие новых и переоснащение действующих производственных площадок, создание глобальной сервисной поддержки. Таким образом, нужны огромные инвестиции в создание конкурентоспособных продуктов и инвестиции в основной капитал организаций отрасли.
В то же время положение интегрированных структур сильно зависит от государственного финансирования. В условиях несформированного гражданского сегмента поступления от продаж гражданской продукции и доходы от сервисных услуг минимальны. Действующая система ценообразования ГОЗ не позволяет предприятиям ОПК сформировать собственные инвестиционные ресурсы. Недостаток внебюджетных источников финансирования стал препятствием для выполнения в полной мере Стратегии авиапрома 2015.
Разрыв между существующим и необходимым объемом финансирования невозможно покрыть за счет бюджетных средств
не только в силу масштаба потребности, но и из-за ухудшения экономической конъюнктуры и, как следствие, снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, уменьшения объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Источником дополнительного финансирования отрасли должен стать частный капитал. Привлечение частного бизнеса в авиастроение позволит снять с государства часть затрат на разработку высокотехнологичной продукции и повысить отдачу от активов авиационного промышленного комплекса. Зарубежный опыт показывает, что частный бизнес может стать ключевым инвестором
в авиационной промышленности: крупнейшие американские и канадские компании являются частными; в Европе государство является акционером, но зачастую не владеет контрольным пакетом акций.
|
Однако условия для частных инвестиций в авиационную промышленность остаются неблагоприятными.
Ключевая ставка Банка России на конец сентября 2016 года составляла 10%, в то время как аналогичный тип ставки в США, Канаде, Франции, Германии не превышает 1%. Российские частные компании работают в заведомо более сложных финансовых условиях, чем зарубежные конкуренты. При этом условия привлечения финансирования в России различны для разных участников отрасли: проекты, реализуемые в рамках ГОЗ, имеют низкую эффективную ставку за счет авансирования; проекты интегрированных структур при поддержке государства получают льготные условия финансирования.
Кроме того, по рейтингу благоприятности условий ведения бизнеса Всемирного банка Россия занимает 51-е место, уступая не только таким странам, как США (7-е место), Канада (14-е место), Германия (15-е место), но также Японии (34-е место) и Мексике (38-е место).
Для повышения эффективности использования ограниченных бюджетных ресурсов и привлечения дополнительного капитала в отрасль государство и организации промышленности предпримут следующие стратегические шаги.
Государство окажет комплексную поддержку экспортно-ориентированных капиталоемких проектов по созданию авиационной техники гражданского и двойного назначения, находящихся в высокой стадии готовности, реализуя организационно-финансовые меры, направленные на завершение опытно-конструкторских работ и испытаний, российскую и зарубежную сертификацию продукции, подготовку производства, продвижение и сервис на внутреннем и внешнем рынках.
|
В свою очередь, организации отрасли будут осуществлять запуск, изменение и приостановку программ создания продукции с учетом задачи балансирования портфеля программ по жизненному циклу и доступным ресурсам (финансовым, производственным и кадровым), инвестировать
в новые крупномасштабные международные программы создания авиационной техники только в обмен на обязательства зарубежной стороны по объему закупаемой продукции и глубине локализации в России.
Государство сфокусирует финансовые меры поддержки на проектах по созданию авиационной техники гражданского и двойного назначения, имеющих рыночного заказчика и способных конкурировать на мировом рынке. Проект, не связанный с выполнением специальных целей государства и ориентированный только на потребности внутреннего рынка, не может рассчитывать на поддержку государства.
Ввиду длительности и рискованности проектов в авиационной промышленности государство предоставит льготные возмездные ресурсы на поддержку разработки новых продуктов с экспортным потенциалом и решение задач технического и технологического перевооружения организаций отрасли в целях построения эффективной индустриальной модели отрасли. В частности, внедрит для участников отрасли
(не ограничиваясь интегрированными структурами) инструменты льготного долгосрочного возвратного финансирования, которые будут стимулировать компании к наиболее эффективному использованию средств. Условия выплат по таким инструментам могут быть привязаны к объему производства, выручке или другим показателям компании. Отличительным преимуществом возвратного финансирования является разделение рисков проекта между организацией и государством при сохранении высоких стимулов к эффективности проекта и наличию рыночного заказчика.
|
С целью повышения эффективности в отрасли и привлечения частного капитала будет проведена частичная приватизация интегрированных структур и их дочерних и зависимых обществ ― поставщиков второго–четвертого уровней, в том числе за счет схемы выкупа действующим менеджментом. Интегрированные структуры совместно с государством примут меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности организаций авиационной промышленности. Приватизация в авиационной промышленности будет проводиться взвешенно, постепенно и планомерно. Критерии выбора активов, сроки, способы и условия приватизации будут определяться в каждом отдельном случае.
Принимая во внимание критическую важность непрерывного обновления научно-технического задела для глобальной конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности, а также объективно низкую инвестиционную привлекательность ранних стадий научных исследований для частных инвестиций, государство обеспечит поддержку приоритетных направлений в области авиационной науки и технологий, в том числе для обеспечения технологического суверенитета. При этом для повышения эффективности деятельности научных организаций будут реализованы шаги, изложенные в разделе 4.4 Стратегии.
Государством будут созданы необходимые финансовые и организационные условия для обеспечения низкой волатильности и долгосрочного характера государственного оборонного заказа, направленного в том числе на совершенствование авиационной техники военного и специального назначения, включая беспилотную авиационную технику.
Для привлечения в отрасль частных инвесторов будет реализован ряд поддерживающих инициатив.
Государство поддержит проекты по выделению поставщиков второго–четвертого уровней из интегрированных структур авиационной промышленности, в том числе выделение поставщиков технологических и обеспечивающих процессов путем создания совместных предприятий с другими участниками отрасли, что также будет способствовать повышению эффективности организаций отрасли.
Государство с поддержкой региональных органов исполнительной власти продолжит развивать льготную промышленную инфраструктуру посредством развития особых экономических зон, территорий опережающего развития. Эффективность взаимодействия между участниками отрасли будет усилена за счет реализации кластерной промышленной политики. При этом кластерная политика в авиационной промышленности будет увязана с положениями Стратегии и государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
Механизм действия специального инвестиционного контракта, предусмотренного Законом о промышленной политике, будет распространен на авиационную промышленность с целью обеспечения стабильных условий ведения бизнеса для инвестора, готового работать в авиационной промышленности.
С целью поддержки производства конкурентоспособной авиационной продукции на территории Российской Федерации государство в рамках деятельности Таможенного союза Евразийского экономического союза будет совершенствовать таможенное регулирование, в том числе корректировать размер импортных таможенных пошлин на сырье и материалы, применяемые в авиастроении, с учетом наличия и уровня локализации производства такого сырья и материалов в России.
По мере повышения качества входного контроля сырья, материалов,
и покупных комплектующих изделий на предприятиях отрасли, обязательное лицензирование деятельности, связанной с производством авиационной техники, для поставщиков третьего–четвертого уровней будет заменено уведомительным порядком начала ведения деятельности в области авиастроения.
Кроме того, в России будет обеспечен режим благоприятствования частным инвесторам.
В результате будет сформирована эффективная структура финансирования отрасли, в которой бизнес будет выступать активным участником инвестиций в авиационную промышленность. Инвестиции бизнеса будут направлены на разработку новых продуктов, развитие производства и послепродажного обслуживания, повышение финансовой устойчивости организаций отрасли. Государство будет сфокусировано на поддержке ключевых проектов, продвижении отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, формировании опережающего НТЗ, подготовке и повышении квалификации кадров, при этом основой для разработки и освоения производства новой продукции станет льготное долгосрочное возвратное финансирование.